Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





о МОСКОВСКОМ ОБЛАСТНОМ конкурсе  творческих работ учащихся исследователь 21 века



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. ТАЛДОМА

 

 

о МОСКОВСКОМ ОБЛАСТНОМ конкурсе  творческих работ учащихся " исследователь 21 века"

 

 

Предмет: история и искусство

 

 

Тема: «Картина В. М. Васнецова «Богатыри»: реальность и миф».

 

Работу выполнили: Васильев Дмитрий Алексеевич (8б),

Кириллова Виктория (8б), Эдуардовна (8б), Федотова Дарья Алексеевна (8б),

Шкварина Маргарита Анатольевна

 

Научный руководитель: Чубукова Е. Н., МОУ СОШ № 2 г. Талдома, учитель истории и обществознания

 

Талдом, 2018

Оглавление

1. Введение

2. Основная часть

2. 1. Создание картины

2. 2. Образы богатырей

3. 2. Реалии и неточности картины

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения

    Введение      Воплощением народной силы и могущества стала картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (Приложение, рисунок 1). Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три богатыря. Число «три» в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием в героическом эпосе постоянно. В лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей родины. Картина «Богатыри» стала для В. М. Васнецова трудом всей жизни. С первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет. Виктор Васнецов изучал археологию, древнерусский быт и старинные доспехи, создавая «Богатырей». Однако на картине «перепутал» все эпохи — историческая достоверность ему только мешала. Актуальностьизучения данной темы определяется, прежде всего, тем, что русские богатыри являются примером мужества и доблести, эталоном патриотизма. Многие граждане России (особенно мальчишки) хотели бы походить на этот образ. И картина является подтверждением этого. И в своей работе хотелось бы подробнее узнать о картине и её персонажах. Данная тема рассматривалась в различных работах, но не по всем направлениям, предложенным в данном проекте. Цель – проанализировать информацию о картине Васнецова «Богатыри». Задачи: 1. Изучить историю создания картины «Три богатыря» 2. Выяснить, существовали ли у героев картины реальные прототипы. 3. Выяснить, все ли детали соответствует реальности. 4. Проанализировать работу и обобщить данные.     В работе были использованы следующие методы: сбор информации в книгах, интернете, анализ полученных данных, обобщение результатов работы.       Практическая значимость проекта в том, что данный материал может быть на занятиях внеурочной деятельности, факультативах, где учащиеся глубоко занимаются изучением отечественной истории и истории искусства.       При изучении данной темы были использованы как источники, так и литература. Основные источники – это картина Васнецова «Богатыри» и письмо В. М. Васнецова, в котором он описывает персонажей будущий картины. В качестве литературы использовались произведения по истории живописи для выяснения истории создания картины, а также литература и интернет-ресурсы, в которых находился материал о натурщиках для создания образов богатырей и неточности при создании картины. 2. Основная часть 2. 1. Создание картины     Историю создания Виктором Васнецовым «Богатырей» можно было бы начать с начала 1850-х годов, когда он мальчиком жил в Вятском крае в семье сельского священника. Тогда он заслушивался сказаниями о витязях, защитниках родины. Эти истории вошли в сознание мальчика и часто вспоминались ему.    В 1871 Виктор Васнецов сделал первый карандашный набросок трех былинных героев - Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича. Однако от карандашного наброска богатырей до начала работы над огромным полотном – 10 лет раздумий.  А титанический труд над самим полотном занял почти 20 лет. Картина будет закончена 23 апреля 1898 года.   Персонажи картины Васнецова могучие, крепкие, непоколебимые. Не страшны им ни метели, ни ураганы, ни века. Художник увидел из окна своей мастерской три дуба в Абрамцево. И они помогли ему создать образ богатырский, то есть богатырского духа. Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.   Васнецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом. Чем не символ красоты и величия русской земли!   Васнецов изучал народные сказания, обдумывал детали и главное - присматривал натурщиков для богатырей. 2. 2. Образы богатырей             И л ь я М у р о м е ц      В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Нет такой силы, которая могла бы не только выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.      По одно из версий, родом Илья был из крестьян. Несмотря на это он своими ратными подвигами снискал у князя Владимира и его приближенных большое уважение. По другой версии - это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он роздал нажитые богатств и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца.     В 1988 году была проведена экспертиза останков богатыря, которые до сих пор хранятся в Киево-Печерской лавре. Ученые выяснили, что Илья умер в возрасте 40-55 лет от колотой раны сердца (по характеру повреждений можно судить, что вражеское копье, пробив щит и кисть Ильи, вонзилось прямо в грудь), а в юности страдал параличом нижних конечностей (вот почему он тридцать лет и три года лежал на печи).   Однако в качестве модели для Ильи Муромца художник все-таки выбрал крестьянина из соседней деревни - русского мужика по фамилии Петров (Приложение, рисунок 2).       Д о б р ы н я Н и к и т и ч    По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того Добрыня знает, как говорить и как себя вести. Тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой.    Бесконечно преданный Руси, богатырь ревниво оберегает достоинство русского воина. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством». Он разумен в речах, сдержан, тактичен. Исторический прототип Добрыни определить сложно: все дело в том, что Добрынь в былинах было сразу несколько. Так, в Тверской летописи рядом с Алешей Поповичем упоминается его товарищ Добрыня (Тимоня) Златопояс, а в Никоновской летописи упоминаются Алеша Попович, его слуга Тороп и Добрыня Разанич Златый Пояс. Выяснено, что Добрыня Никитич родился примерно в 935 г. в Коростене, столице Древлянской Земли. Был он наследным принцем Древлянской Земли. Поэтому версия о том, что былинный Добрыня мог иметь связь с историческим дядей князя Владимира, кажется наиболее правдоподобной. Об этом говорит, в частности, былина о добывании Добрыней невесты Владимиру. В основу этой былины, судя по всему, легло событие, отмеченное летописью 980 года, а именно сватовство Владимиром дочери Рогволда Полоцкого Рогнеды. Что же до образа, то в нем угадывается сам автор - Добрыню Никитича Васнецов рисовал с себя (Приложение, рисунок 3).   А л ё ш а П о п о в и ч   Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия, – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли, – весельчак и балагур Алёша Попович.   Алеша Попович, в летописях именующийся исключительно Александром Поповичем, настоящий воин. Он участвовал в целом ряде значительных сражений, и не просто участвовал, а показывал чудеса воинского искусства и силы.    Поступил на службу к великому Киевскому князю Мстиславу Романовичу Храброму, однако служба, хоть и выдающаяся, продлилась недолго. В битве с татарами на реке Калке 31 мая 1223 года Попович погиб вместе со своими семьюдесятью давними друзьями.   В былинах Алеша Попович вначале предстает в образе могучего бесстрашного воина (как оно и было), но позже, видимо, под влиянием прозвища Попович (сын попа) Алеше народная молва начинает приписывать другие черты - коварство, хитрость, склонность к обману и любовным похождениям. Это нашло свое отражение и на картине Васнецова - Алеша изображен там едва ли не субтильным юношей, постреливающим издалека во врагов из лука (хотя из него согласно былинам за милую душу палили все три богатыря, и это не считалось чем-то зазорным).   Выбор натурщика для Алеши Поповича до сих пор называют самым загадочным. Сыну предпринимателя Саввы Мамонтова, начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу Поповича (Приложение, рисунок 4).    Почему он стал моделью сказать трудно. Ведь он его начал писать мальчиком, а на полотне юноша, причем непросто юноша, а богатырь русской природы. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович дорисовал его по памяти.   3. 2. Реалии и неточности картины     Если, учитывая все приведенные выше данные, окинуть свежим взором картину, то мы поймем, что все три богатыря не могут изображаться в том виде, в котором они изображены. Если мы примем возраст Ильи Муромца за эталон, получится, что в то время Добрыня Никитич должен уже быть седобородым стариком, а Алеша Попович - мальчиком.    Но это еще не все. Теперь давайте разберемся, с чем же изображены на картине былинные богатыри.   Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее. Художник часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но X, XII и XIII века, к которым относятся богатыри, в веке XIX были еще мало изучены.   «Их вооружение, конечно, должно было быть другим: у них должны были быть кольчуги, у них должны были быть шлемы в форме вытянутой шапочки», - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея Наталья Асташова.      Центральная фигура композиции - Илья Муромец - имеет при себе булаву и копье. Виктор Михайлович Васнецов, видимо, хотел тем самым подчеркнуть физическую мощь богатыря. Однако булава была не основным, а вспомогательным оружием Ильи и служила для нанесения быстрого, неожиданного удара в любом направлении. Основным же оружием Муромца (к слову, широчайше распространенным на Руси) было все-таки копье.        Меч, как известно, также являлся символом княжеской власти, и поначалу его носить имели право только старшие дружинники или князь. Васнецов отметил и это, дав его в руки именно Добрыне Никитичу, судя по всему, и впрямь являвшемуся представителем княжеского рода. Что касается доспехов, то весьма пристальное внимание привлекает к себе шишак, красующийся на макушке Добрыни Никитича. Дело в том, что во времена Добрыни данный шлем был раритетом. Потому, что Васнецов изобразил богатыря в шлеме, который принадлежал переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского! Во время междоусобной Липецкой битвы владимиро-суздальцев с новгородцами (1216 год) данный шлем перекочевал с головы князя на землю, а спустя 600 лет был найден крестьянином в лесу и сдан кому следует. Ну а Васнецов не удержался и изобразил Добрыню именно в легендарном шлеме, еще раз подчеркнув его княжеское происхождение.       Гораздо более интересно вооружение третьего персонажа, Алеши Поповича. В его руках мы видим сложный (композитный) лук и меч в ножнах на боку. Так вот, русский стрелок, если он, конечно, не был левша, носил напучь (чехол) с луком на левом боку, а колчан со стрелами - на правом. То, что Алеша правша, подтверждается тем, что меч у него висит слева, и колчан слева. Судя по всему, Виктор Михайлович так увлекся созданием шедевра, что случайно упустил данный момент из виду, тем самым создав нарисованному Поповичу нешуточные проблемы в бою.    


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.