Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПPИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ



                          ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПPИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

(исходные положения, которыми руководствуется педагог при организации

осуществлении обучения)

1. Принцип развивающего обучения. Идея выдвинута Л. С. Выготским. Суть состоит в том, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень развития ребенка, а должно всегда опережать его, немного забегать вперед, чтобы ребенку необходимо было приложить усилия для овладения новым материалом. Л. С. Выготский выделил 2 уровня умственного развития детей:

- 1-й - это наличный уровень подготовленности, который характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить самостоятельно;

- 2-й - это «зона ближайшего развития», то, с чем ребенок справляется с небольшой помощью взрослого.

Педагог, руководствуясь этим принципом, должен давать детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы их выполнение требовало от ребенка некоторого усилия.

2. Принцип воспитывающего обучения. Его суть состоит в том, чтобы сформировать у детей правильное отношение к жизни, к труду, природе, к людям. Поскольку обучение и воспитание неразрывны, то воспитатель, определяя содержание занятий, наряду с образовательными ставит и воспитательные задачи. И в результате, в процессе обучения ребенок наряду со знаниями, умениями и навыками усваивает нравственные нормы отношений, ценностные ориентации; вырабатывается произвольность поведения, психических процессов, дети овладевают навыками общения.

Например, педагог знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями и т. д. Наряду с обучающими задачами (признаки профессии), педагог ставит и воспитательные задачи - воспитывать уважительное отношение к людям труда, беречь продукты труда и пр.  

 

3. Принцип доступности. Впервые сформулирован Коменским Я. А. («От близкого к далекому, от простого к сложному»). Лежит в основе составления программ обучения. Учебный материал теряет смысл, если его содержание будет недоступно для освоения. Доступность обучения обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания и конкретности в изложении материала. (В Программе обучения и воспитания в детском саду данный принцип легко проследить на материале раздела «Ознакомление с окружающим», где предусмотрено изучение предметов, которые непосредственно окружают ребенка).

4. Принцип систематичности и последовательности - порядок изучения учебного материала предусматривает последовательное усложнение от занятия к занятию, связь последующего материала с предшествующим. Это способствует уточнению и прочности знаний.

 

5. Принцип наглядности. Является наиболее важным, т. к. мышление ребенка носит наглядно-образный характер. В дошкольном обучении используются различные виды наглядности: наблюдение живых объектов; рассматривание картин, предметов, образцов; применение ТСО; использование схем, моделей.

 

6. Принцип сознательности и активности. Знания должны быть осознаны детьми, а для этого дети должны быть активны при их усвоении. В противном случае материал быстро забывается и становится эпизодом в жизни детей. Руководствуясь этим принципом, педагог должен все время ставить перед детьми умственные задачи, при этом упор делая на самостоятельность в овладении знаниями. Например, использовать целостную инструкцию, при которой задача дается сразу, целиком, нет дробления на последовательность действий. В результате дети действуют самостоятельнее, увереннее. Дробление процесса на мелкие операции при использовании диктантной инструкции вызывает чисто механическое выполнение действий, т. е. дети могут совершать довольно сложную работу, но не развиваться умственно. Целостная инструкция дает ребенку большую свободу действий, что способствует активности и самостоятельности. Для активизации познавательной деятельности детей используются следующие приемы:

1. постановка вопроса типа: «Как вы думаете, почему так происходит? »; или «Как вы отгадали, что в загадке речь идет о радуге? » В поисках ответа дети учатся рассуждать, выстраивать логическую цепочку, опираясь на имеющиеся у них знания и опыт.

2. прием сравнения . В процесс е наблюдения педагог учит детей выделять характерные особенности внешнего вида предметов, живых объектов, находить сходство и различие между ними. Сначала при одновременном рассматривании 2-х предметов, а затем только одного, на основе представления о других. Сравнительные наблюдения дают возможность сделать заключение не только о внешнем сходстве или различии, но и
устанавливать некоторые закономерности, вытекающие из них.

Пример: при сравнении стрекозы и бабочки дети устанавливают, что различие в их внешнем виде зависит от способов питания: «У бабочки есть хоботок, а у стрекозы нет, потому что бабочка пьет сок, а стрекоза ловит мух на лету». На развитие активности и самостоятельности умственной деятельности большое влияние оказывает проблемное обучение, которое основывается на поисковой деятельности. Педагог выдвигает перед детьми познавательные задачи, которые потом решаются в процессе непосредственного активного наблюдения, участия детей в элементарных опытах, экспериментах, беседах, проводимых педагогом.

  Пример: в морозный день перед детьми ставится задача: «Как вы думаете, можно ли сегодня лепить снежки? Почему нельзя? Что надо делать со снегом, чтобы можно было лепить? ». Дети рассматривают снег, пробуют лепить из него, высказывают свои суждения. На основании наблюдений дети приходят к выводу, что свойства снега зависят от температуры воздуха. В результате участия детей в эксперименте полученные знания
будут осознанными и прочными.

Характерные черты проблемной ситуации:

1) есть необходимость (потребность) в решении задачи;

2) есть неизвестное, которое должно быть найдено;

3) ребенок располагает знаниями и умениями для решения задачи.

3. педагог должен обязательно создавать условия для применения детьми полученных знаний в активной деятельности (игре, труде и пр. ).

 

7. Принцип научности. Его суть состоит в том, чтобы дети усваивали элементарные, но реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда только эти знания составят основу научных понятий и облегчат изучение учебных дисциплин в школе.

8. Принцип индивидуального подхода (индивидуализации обучения). Педагог строит свою работу с детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Дети по своей природе отличаются различным уровнем гибкости мыслительной деятельности. Одни быстро усваивают и запоминают материал, а другие нет и т. д. Поэтому необходим дифференцированный подход в обучении.

Пример: сильному, успевающему ребенку дать более трудное задание, а более слабому - своевременно оказать соответствующую помощь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.