![]()
|
|||
Альбер Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»1) В чем, согласно Камю, состоит основная философская проблема? Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии.
2) Что является предметом данного эссе? Предметом эссе является связь между абсурдом и самоубийством, выяснение того, в какой мере самоубийство есть исход абсурда.
3) Как возникает чувство абсурдности? В стремлении понять реальность разум удовлетворен лишь в том случае, когда ему удается свести ее к мышлению. Если бы человек мог признать, что и вселенная способна любить его и страдать, он бы смирился. Если бы мышление открыло в изменчивых контурах феноменов вечные отношения, к которым сводились бы сами феномены, а сами отношения резюмировались каким-то единственным принципом, то миф о блаженстве показался бы жалкой подделкой. Ностальгия по Единому, стремление к Абсолюту выражают сущность человеческой драмы. Но из фактического присутствия этой ностальгии еще не следует, что жажда будет утолена. Стоит нам перебраться через пропасть, отделяющую желание от цели, и утверждать вместе с Парменидом реальность Единого (каким бы оно ни было), как мы впадаем в нелепые противоречия. Разум утверждает всеединство, но этим утверждением доказывает существование различия и многообразия, которые пытался преодолеть. Таким образом человеческий разум обречен искать ясности о значении мира, человеческой жизни и истории, однако не может найти никакого абсолютного значения ни в мире вне человека, ни в самой его жизни. Через восприятие этого факта и возникает чувство абсурда.
4) Что такое абсурд? Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души. Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Пока он – единственная связь между ними. Абсурд не в человеке (если подобная метафора вообще имеет смысл) и не в мире, но в их совместном присутствии. Пока это единственная связь между ними. Сущность абсурда определяется противостоянием и непрерывной борьбой.
5) Может ли абсурд быть уничтожен? Помимо человеческого ума нет абсурда. Следовательно, вместе со смертью исчезает и абсурд, как и все остальное. Но абсурда нет и вне мира.
6) Каковы должны быть для человека следствия признания абсурда? Камю вывел из абсурда три следствия, каковыми являются «мой бунт, моя свобода и моя страсть. »
7) В чем, по-вашему, может заключаться бунт против абсурда? На мой взгляд, бунт против абсурда состоит в первую очередь в осознании абсурдности реальности, жизни человека. Есть два выхода из отчужденного состояния абсурда: 1) самоубийство (включая философское); 2) бунт (заключается в самом существовании человека)
|
|||
|