Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Президент



Президент Республики Беларусь является Главой государства и занимает особое место в системе разделения властей. В античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. В современном значении, указывающем на должность главы государства, термин «президент» начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден институт президентства в США.

 

В Республике Беларусь должность Президента была введена в период принятия Конституции 15 марта 1994 года и проведения в июле того же года первых президентских выборов. До того времени в Беларуси должности президента не существовало. Так, функции главы государства выполняли с 1919 по 1937 годы - Председатель Центрального Исполнительного Комитета, в период 1937-1978 годов - Председатель Президиума Верховного Совета. К моменту распада СССР в 1990 году верховной властью обладал Центральный Комитет Коммунистической партии Белоруссии, а после запрета деятельности КПБ (в результате провала августовского путча 1991 года) основные властные полномочия стали принадлежать Совету министров. Формально в период с 1991 по 1994 годы функции главы белорусского государства выполнял Председатель Верховного Совета (до января 1994 года им был С. Шушкевич), однако большей реальной властью обладал Председатель Совета Министров В. Ф. Кебич.

 

Таким образом, до принятия Конституции Беларусь оставалась формально парламентской республикой, хотя Верховный Совет как высший законодательный и представительный орган не выполнял всей полноты своих властных полномочий. По мнению В. Чернова, в стране существовала «квазипарламентская советско-премьерская республика». На фоне острого социально-экономического кризиса возникла необходимость в общенациональном лидере, в роли которого мог выступать президент.

 

Серьезным аргументом в пользу введения поста Президента была также потребность в оперативном принятии решений и осуществлении решительных действий в различных сферах государственного регулирования.

 

Отвечая требованиям времени, разработчики Конституции Республики Беларусь не только установили в Беларуси президентскую систему правления, но и ввели новую для тогдашнего белорусского государства систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Тем не менее, в первой редакции Конституции не была детально проработана система «сдержек и противовесов» (в частности, перечень полномочий Президента и Парламента оставался открытым). Поэтому по инициативе Президента 24 ноября 1996 года состоялся республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию, на котором был принят президентский вариант Конституции, изменивший систему правления в Республике Беларусь. Если с 1994 года Беларусь была президентской республикой, то в 1996 году она превратилась в смешанную президентско-парламентскую республику с широкими полномочиями Президента. Кроме того, в первой редакции Конституции Президент считался главой государства и исполнительной власти (ст. 96). В настоящее время ст. 79 Конституции указывает, что Президент является только Главой государства. В результате республиканского референдума 17 октября 2004 года было внесено еще одно изменение в Конституцию, касающееся отмены ограничения количества сроков непрерывного пребывания в должности Президента одного лица. Срок полномочий Президента Республики Беларусь составляет 5 лет.

 

Президент Республики Беларусь, избираемый всенародным голосованием, олицетворяет собой национальное руководство, символизирует единство нации, выступает наиболее видным национальным лидером. Президент не имеет политических пристрастий (не является членом политической партии) и поэтому представляет интересы всей нации. Неоднократно А. Г. Лукашенко высказывался против идеи создания так называемой партии власти, тем самым, подчеркивая свою приверженность общенациональным интересам.

 

Президент является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Сильный институт президентства в нашей стране обеспечивает незыблемость Основного Закона, его неукоснительное исполнение всеми субъектами политической системы общества, и, в первую очередь, государственными органами.

 

Предполагается, что Президент Беларуси как гарант Конституции несет ответственность за сохранение основ конституционного строя, в том числе и в экстремальных случаях, когда они находятся под угрозой. Президент обеспечивает соблюдение норм Конституции в деятельности всех органов государственной власти и военного руководства. Обращает на себя внимание и то, что роль президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.

 

Глава государства обеспечивает политическую и экономическую стабильность страны, цементирует белорусское общество, одновременно способствуя становлению таких основных демократических институтов, как: многопартийность, свободомыслие, равные возможности каждого гражданина принимать активное участие в решении государственных дел.

 

Статус Президента Республики Беларусь

 

· Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

· Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

· Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

 

Порядок избрания Президента Республики Беларусь

 

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

· Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

· Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

· Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

· Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

· Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

· Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

· Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

· Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

· Порядок проведения выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

 

 

Порядок вступления в должность Президента Республики Беларусь


Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: " Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности" .

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

 

Полномочия Президента Республики Беларусь

 

· назначает республиканские референдумы;

· назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

· распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

· назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

· образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

· с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

· определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

· с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

· с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

· назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

· освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

· назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

· обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

· обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

· назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

· решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

· устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

· осуществляет помилование осужденных;

· ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

· в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

· в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;

· подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

· имеет право отменять акты Правительства;

· непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

· имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

· является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;

· назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

· вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

 

 

Решения Президента Республики Беларусь в сфере издания декретов и законов

 

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

 

Декреты Президента Республики Беларусь имеют силу закона, т. е. наивысшую юридическую силу наравне с законами, издаваемыми Парламентом, и уступают в этом отношении только Конституции как Основному закону. Согласно ч. 2 ст. 28 Закона «О Президенте Республики Беларусь», декреты Президента Республики Беларусь бывают двух видов:

Декреты, издаваемые на основании закона. Обе палаты Парламента по предложению Президента могут делегировать ему свои законодательные полномочия. Такое решение принимается большинством голосов от полного состава палат и оформляется в виде закона, при этом указывается предмет регулирования делегированных полномочий, а также срок на издание декретов. Согласно ч. 2 ст. 101 Конституции, не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституций, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Кроме того, предусматривается, что Президент не может изменить данный закон о делегировании ему полномочий, а также принимать нормы, имеющие обратную силу.

Временные декреты издаются Президентом по собственной инициативе или по предложению Правительства (в данном случае они скрепляются подписью Премьер-министра) в силу особой необходимости. Это является гарантией осуществления Президентом оперативного управления страной. Временные декреты должны быть в трехдневный срок, с момента издания, представлены на рассмотрение Парламента. Они сохраняют силу, если не будут отменены не менее чем 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. В случае отмены временного декрета Парламент может сам урегулировать законом отношения, по поводу которых издавался декрет.

Временный декрет как и декрет, издаваемый на основе закона, не может регулировать отношения, предусмотренные ч. 2 ст. 101 Конституции. Однако, согласно ст. 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь», данное ограничение не распространяется на временные декреты Президента в случае принятия им мер, предусмотренных ст. 79 Конституции, а именно: гарантии прав и свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охраны суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти, осуществления посредничества между органами государственной власти, защиты неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

Таким образом, временный декрет – это исключительный нормативно-правовой акт главы государства, издаваемый в случае особой необходимости для оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений.

Чтобы нормотворчество Парламента не вступало в противоречие с нормотворчеством Президента, в ч. 8 ст. 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь» внесено изменение, касающееся принятия Парламентом проектов законов, расходящихся по содержанию с временными декретами. Данные законопроекты могут приниматься Парламентом: 1) после отмены или признания утратившим силу декрета или его соответствующих норм; 2) в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом либо с согласия Президента.

 

Помимо декретов Президент издает и другие правовые акты, в том числе указы и распоряжения. Указы Президента Республики Беларусь могут иметь различную правовую природу и быть: 1) нормативно-правовыми актами; 2) индивидуально- правовыми актами; 3) актами толкования норм права.

Наименьшей юридической силой обладают распоряжения Президента Республики Беларусь - правовые акты, как правило, индивидуально-правового характера, направленные на осуществление организационных, контрольных, распорядительных и иных мероприятий, и принимаемые по вопросам неконституционного характера, относящихся к компетенции Главы государства.

Кроме выполнения названных функций Президент решает кадровые вопросы: назначает Председателя и 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателей и членов Правления Национального банка, Председателя Комитета государственного контроля, Государственного секретаря Совета Безопасности, высшее командование вооруженных сил, а также освобождает вышеуказанных лиц от должности в порядке, предусмотренном Конституцией и законодательством.

Как Глава государства Президент Республики Беларусь является Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Беларусь, решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь и о его прекращении; осуществляет помилование осужденных; устанавливает государственные праздники, награждает государственными наградами и присваивает классные чины и звания; ведет переговоры и подписывает международные договоры; назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь, а также принимает верительные грамоты дипломатических представителей иностранных государств.

Ряд полномочий Главы государства связаны с введением чрезвычайного и военного положения, приостановлением забастовки (но не более чем на трехмесячный срок).

 

Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

 

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

 

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

 

 

Минский инновационный университет

Факультет коммуникации и права

Кафедра правовых дисциплин

 

Управляемая самостоятельная работа

По дисциплине: «Конституционное право»

     По теме: «Президент»

 

                                        

 

 

Выполнила:                                                           Проверила:

Студентка группы 170201с                                 старший преподаватель

Кисель М. С.                                                         Сидоренко О. В.                                                                                                                                 

 

Минск 2018



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.