![]()
|
|||||||||
Конспект урока литературы для 11 класса по теме«Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»Конспект урока литературы для 11 класса по теме«Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» Воротникова О. Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 УМК Н. П. Михальской «Зарубежная литература. 11 класс» Тип урока: изучение нового материала Тип урока (изучение нового материала, закрепление, урок-проект и т. д. ): изучение нового материала. Цели (образовательные, воспитательные, развивающие): Обучающие цели: приобщить учащихся к творчеству Э. Хемингуэя, обучить интерпретации художественного текста, развить культуру восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности создания произведения. Воспитательные цели: привитие интереса к зарубежной литературе, воспитание нравственных принципов, , воспитание любви к искусству. Развивающие цели: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, самостоятельности суждений учащихся. Ход урока «Я попытался дать настоящего старика и 1. Знакомство с автором. Сообщение учащегося. 2. История произведения. Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Ещё в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.
В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за своё произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе. Определяющие моменты для Нобелевского комитета. «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу» «В этом рассказе, где речь идет о простом рыбаке, перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы... это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший поражение человек» (Андерс Эстерлинг, член Шведской академии ) Простой синтаксис. Простые конструкции, через которые выражается отношение старика к морю Посвящена авторской идее «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство Аллегорическое повествование о старом рыбаке отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно проступают непреходящие, неподдельные нравственные ценности, скупой психологический рисунок. 3. Проверка домашнего задания: двойной дневник
4. Вопросы по осмыслению содержания: 1. Можно ли по названию предположить, о чем это произведение? 2. Какие ассоциации вызывают у вас имена героев? Имя старика — Сантьяго. Его имя тоже символично, хотя, с другой стороны, оно и делает его реальным, менее обобщенным “стариком”. Сантьяго: сант - святой, яго - эго (шекспировский Яго как суперэгоист). Сантьяго — святой человек. Произведение “Старик и море” — о том, как Сантьяго приближается к пути, который ведет к “святости”. 3. Что вы почувствовали, прочитав рассказ, какие ощущения у вас возникли? 4. Какие из ваших ожиданий подтвердились? Что было неожиданным? 5. Почему автор так заканчивает рассказ? Как бы вы закончили его? 6. Что будет с героем после событий рассказа? 5. Работа с терминами: «Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел. На поверхности айсберга - старик и море, их поединок. В невидимой подводной части айсберга скрываются размышления автора про важнейшие проблемы жизни. Притча как жанр. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Символ (от греческого symbolon — условный знак, намёк) – предметный или словесный знак, который непосредственно выражает суть некоторого явления (лотос - символ божества у индийцев, хлеб-соль – гостепреимство у украинцев, голубой цвет – символ надеждыи т. п. ), имеет философскую смысловую наполненость, поэтому не тождественный знаку. Символ тесно связан с наукой, мифом, верой, поэзией, но не сводится к ним, тянется до соответсвующего обобщения, в отличие от аллегории, которая проявляется в конкретном образе. Символ существует в бесконечно означающей роли, тяготея к общей идее, стараясь расширить её содержание, а не полного определения. (7) Мотив (от французкого motif, от латинского motus – «движение»)– в литературоведении – тема лирического сочинения или нераздельная смысловая единица, с которой складывается фабула (сюжет): мотив преданности отчизне, жертвенности, измены любимому и т. п. Мотивы двигают поступками персонажей, возбуждают их переживания и мысли, особенно тонко динамизируют внутренний мир лирического субъекта. Поэтому в анализе лирики термины «тема» и «мотив» часто перекрещиваются. Тогда появляются оттенки мотива (лейтмотив – ведущий мотив, надмотив). (7) Всякое событие издалека — символ, на этом и основано существование “объективных” символов. Абсолютно все, что с нами происходит, можно понимать как символы, как знаки. 6. «Учебный мозговой штурм» 1 группа – В какой манере работал Хемингуэй? Можно ли назвать эту повесть реалистической? Для ответа на вопрос проанализируйте портрет Сантьяго. Что мы можем сказать о нем, прочитав портрет? Почему автор называет его «необыкновенным стариком»? Какой прием применяет Хемингуэй, используя эпитеты «изможденный – могучие»? 2 группа – Что мы можем сказать о характере Сантьяго? На какие детали обращает внимание Хемингуэй? Найдите цитату, подтверждающую, что для Сантьяго море – нечто любимое. Какой «друг» появился у Сантьяго в море и что он олицетворяет? Почему старику снятся сны о львах? Можно ли считать одиночество Сантьяго всепоглощающим, безысходным? 3 группа – Есть ли в этой реалистической повести элементы романтического произведения? Как проявилось мастерство Хемингуэя при описании природы? 4 группа – Назовите основные мотивы, звучащие в повести, и объясните их. 5 группа – Назовите символы, присутствующие в повести, дайте им объяснение. 6 группа – Можно ли назвать это произведение притчей и почему? 7. Заключение Понятие «счастье» тесно сопряжено с понятием о смысле жизни. Счастье возможно только тогда, когда человек чувствует жизнь осмысленной. Обладание смыслом жизни придаёт человеку уверенность в собственных силах, помогает уяснить значимость его жизни, придать ей ясность и целеустремлённость. Смысл жизни – это генеральная линия жизни индивида на базе определённых нравственных ценностей. О чём думал старик из повести Хемингуэя «Старик и море»? Какая жизнеутверждающая сила в рассуждениях старика! Он родился рыбаком, главное дело его жизни – поймать большую рыбу. Старик нашёл ответ на вопрос, для чего он родился. Подведём итоги: в чём, по мнению писателя, смысл жизни, счастья: Домашнее задание: письменно ответить на один из вопросов - Почему повесть заканчивается изображением американских туристов? - К какому выводу приводит нас автор, рассуждая о взаимоотношениях человека и природы?
|
|||||||||
|