Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока литературы для 11 класса по теме«Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»



  Конспект урока литературы для 11 класса по теме«Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»

Воротникова О. Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7

УМК Н. П. Михальской «Зарубежная литература. 11 класс»

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, урок-проект и т. д. ): изучение нового материала.

Цели (образовательные, воспитательные, развивающие):

Обучающие цели: приобщить учащихся к творчеству Э. Хемингуэя, обучить интерпретации художественного текста, развить культуру восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности создания произведения.  

Воспитательные цели: привитие интереса к зарубежной литературе, воспитание нравственных принципов, , воспитание любви к искусству.

Развивающие цели: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, самостоятельности суждений учащихся.

Ход урока

«Я попытался дать настоящего старика и
 настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу,
настоящих акул. И если мне удалось сделать это
достаточно хорошо и правдиво,
 они, конечно, могут быть истолкованы по-разному».

1. Знакомство с автором.

Сообщение учащегося.

2. История произведения.

Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Ещё в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.

Это всё отлично сделано другими писателями. В литературе вы ограничены тем, что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что-то ещё. Во-первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал.

В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за своё произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе.

Определяющие моменты для Нобелевского комитета. «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу» «В этом рассказе, где речь идет о простом рыбаке, перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы... это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший поражение человек» (Андерс Эстерлинг, член Шведской академии ) Простой синтаксис. Простые конструкции, через которые выражается отношение старика к морю Посвящена авторской идее «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство Аллегорическое повествование о старом рыбаке отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно проступают непреходящие, неподдельные нравственные ценности, скупой психологический рисунок.

3. Проверка домашнего задания: двойной дневник

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?
Текст Текст

4. Вопросы по осмыслению содержания:

1. Можно ли по названию предположить, о чем это произведение?

2. Какие ассоциации вызывают у вас имена героев?

Имя старика — Сантьяго. Его имя тоже символично, хотя, с другой стороны, оно и делает его реальным, менее обобщенным “стариком”. Сантьяго: сант - святой, яго - эго (шекспировский Яго как суперэгоист). Сантьяго — святой человек. Произведение “Старик и море” — о том, как Сантьяго приближается к пути, который ведет к “святости”.

3. Что вы почувствовали, прочитав рассказ, какие ощущения у вас возникли?

4. Какие из ваших ожиданий подтвердились? Что было неожиданным?

5. Почему автор так заканчивает рассказ? Как бы вы закончили его?

6. Что будет с героем после событий рассказа?

5. Работа с терминами:

«Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.

На поверхности айсберга - старик и море, их поединок. В невидимой подводной части айсберга скрываются размышления автора про важнейшие проблемы жизни.

Притча как жанр. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.

Символ (от греческого symbolon условный знак, намёк) – предметный или словесный знак, который непосредственно выражает суть некоторого явления (лотос - символ божества у индийцев, хлеб-соль – гостепреимство у украинцев, голубой цвет – символ надеждыи т. п. ), имеет философскую смысловую наполненость, поэтому не тождественный знаку. Символ тесно связан с наукой, мифом, верой, поэзией, но не сводится к ним, тянется до соответсвующего обобщения, в отличие от аллегории, которая проявляется в конкретном образе. Символ существует в бесконечно означающей роли, тяготея к общей идее, стараясь расширить её содержание, а не полного определения. (7)

 Мотив (от французкого motif, от латинского motus – «движение»)– в литературоведении – тема лирического сочинения или нераздельная смысловая единица, с которой складывается фабула (сюжет): мотив преданности отчизне, жертвенности, измены любимому и т. п. Мотивы двигают поступками персонажей, возбуждают их переживания и мысли, особенно тонко динамизируют внутренний мир лирического субъекта. Поэтому в анализе лирики термины «тема» и «мотив» часто перекрещиваются. Тогда появляются оттенки мотива (лейтмотив – ведущий мотив, надмотив). (7)

Всякое событие издалека — символ, на этом и основано существование “объективных” символов. Абсолютно все, что с нами происходит, можно понимать как символы, как знаки.

6. «Учебный мозговой штурм»

1 группа – В какой манере работал Хемингуэй? Можно ли назвать эту повесть реалистической? Для ответа на вопрос проанализируйте портрет Сантьяго. Что мы можем сказать о нем, прочитав портрет? Почему автор называет его «необыкновенным стариком»? Какой прием применяет Хемингуэй, используя эпитеты «изможденный – могучие»?

2 группа – Что мы можем сказать о характере Сантьяго? На какие детали обращает внимание Хемингуэй? Найдите цитату, подтверждающую, что для Сантьяго море – нечто любимое. Какой «друг» появился у Сантьяго в море и что он олицетворяет? Почему старику снятся сны о львах? Можно ли считать одиночество Сантьяго всепоглощающим, безысходным?

3 группа – Есть ли в этой реалистической повести элементы романтического произведения? Как проявилось мастерство Хемингуэя при описании природы?

4 группа – Назовите основные мотивы, звучащие в повести, и объясните их.

5 группа – Назовите символы, присутствующие в повести, дайте им объяснение.

6 группа – Можно ли назвать это произведение притчей и почему?

7. Заключение

Понятие «счастье» тесно сопряжено с понятием о смысле жизни. Счастье возможно только тогда, когда человек чувствует жизнь осмысленной. Обладание смыслом жизни придаёт человеку уверенность в собственных силах, помогает уяснить значимость его жизни, придать ей ясность и целеустремлённость. Смысл жизни – это генеральная линия жизни индивида на базе определённых нравственных ценностей.

О чём думал старик из повести Хемингуэя «Старик и море»?
«Где-нибудь рядом с этим косяком тунцов, может быть, плывёт моя большая рыба». «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, - думал он. – Но ведь для этого я родился». «Я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести».

 Какая жизнеутверждающая сила в рассуждениях старика! Он родился рыбаком, главное дело его жизни – поймать большую рыбу. Старик нашёл ответ на вопрос, для чего он родился.

Подведём итоги:

в чём, по мнению писателя, смысл жизни, счастья:
• в дружбе, в общении с людьми;
• в чувстве своего единения с природой, со всеми людьми, обществом, вселенной;
• в сознании своего бессмертия;
• счастье в том, чтобы всегда хранить в душе веру и стремление к лучшему будущему;
• чтобы быть счастливым, надо найти главное дело в жизни.

Домашнее задание: письменно ответить на один из вопросов

- Почему повесть заканчивается изображением американских туристов?

- К какому выводу приводит нас автор, рассуждая о взаимоотношениях человека и природы?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.