|
|||||
Цель: совершенствование навыков звукобуквенногоСтр 1 из 2Следующая ⇒
Дидактическая игра «Звуковые ребусы» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, навыков слитного послогового чтения, закрепление умения определять последовательность звуков в слове, качественные характеристики звуков (гласные – согласные, глухие – звонкие, твёрдые – мягкие). Развитие логического мышления. Выполнила: учитель-логопед Олешкевич Л. Л.
Развитие фонематических процессов, залог успешного формирования правильного звукопроизношения, а так же - важный фактор в становлении процессов звукобуквенного анализа и синтеза, что является результатом дальнейшего успешного обучения детей в школе. Как показывает практика, данные процессы вызревают у детей старшего дошкольного возраста со значительными трудностями, особенно учитывая то, что контенгент обучающихся, год от года становится сложнее. Мы, как педагоги-практики, находимся в постоянном поиске новых игровых приёмов, чтобы сформировать данные процессы и заинтересовать детей, а скучное и трудное сделать интересным. Хочу поделиться интересной игрой, которую можно использовать в нескольких вариантах. «Звуковые ребусы» Все буквы изображены с помощью звуковых символов. Учитывая, что у детей с ТНР (вторично) в разной степени нарушены психические процессы (они с трудом запоминают графический символ буквы), то картинку-символ, которая обозначает тот или иной звук, им запомнить гораздо легче. Картинки-символы расположены в определённой последовательности, ребята с удовольствием анализируют звуки и составляют «зашифрованные» слова, тем самым закрепляя навык слитного послогового чтения. В ходе игры можно попросить ребёнка рассказать о том, какими характеристиками обладает тот или иной звук, уточнить место положения звука в слове, составить с полученным словом предложение, посчитать сколько букв и/или звуков в слове, перечислить с опорой на наглядность их последовательность. Представляю вашему вниманию несколько вариантов звуковых ребусов с зашифрованными словами.
Ход: (ребус можно положить в конверт и сказать ребёнку, что ему пришло зашифрованное письмо, которое нужно разгадать). - Посмотри внимательно, что нарисовано на первой картинке? -Какой звук обозначает летящий самолёт? - Этот звук гласный или согласный? (Уточняются все характеристики данного звука). - На следующей картинке нарисована Аня, она плачет, какой звук она издаёт? (Уточнить характеристики звука а). - Какой звук обозначает последняя картинка? -Послушай внимательно все звуки данного слово по порядку. Л А К. - Как ты думаешь, какое слово зашифровано? Затем можно предложить ребёнку придумать предложение с данным словом. Подсчитать количество слов в предложении. 2-ой вариант. Изменить данное слово путём замены одного звука, например: ЛАК – ЛУК, ЛАК – РАК или же убрать один звук из слова (МУХА – УХА) и выбрать новое слово из предложенных ребусов. В группе компенсирующей направленности, получившиеся слова, дети выкладывают буквами из кассы и делают полный звукобуквенный анализ. Ниже, вашему вниманию представлены ещё несколько вариантов звуковых ребусов. Учитывая какие вы творческие люди, знатоки своего дела, я думаю, что вы придумаете ещё массу вариантов использования данного пособия в своей практике и поделитесь своими творческими идеями со своими коллегами.
|
|||||
|