Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СВОЕОБРАЗНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ



 

- О чём ты пишешь сейчас? - спрашивает меня один, другой.

 - Конечно, ты опять напишешь о себе, - кто - то считает себя знатоком литературы, имеющим право судить.

Даже есть среди моих знакомых те, кто напрочь отрицает печатное слово, они смотрят «Пусть говорят», обсуждают, считают, что незачем зацикливаться на проблемах повседневной жизни, всё решат власти. Зачем писать о воде, о колодце, о старухах из дальних деревень?

А вот я пишу, несмотря ни на что. Посылаю написанное своим друзьям, нахожу поддержку, одобрение.

Кто они, эти люди, поддерживающие меня?

Конечно, жители села: вСямженском районе учитель Леонид Таланцев, в Череповецком - директор Мяксинской школы Виктор Леонидович Леонтьев, в Харовском -- библиотекарь в Катроме Ольга Васильевна Красова, а также многие - многие другие: белорусские друзья, специалисты Подольского архива, друзья из московских издательств, друзья из Вологды, Череповца, Израйля, мой внук Егор Рябов, сын Марк Рябов. Всем им я очень благодарна.

Невозможно писать о настоящем, не обращаясь к прошлому. Впечатления военного времени, работа в  группах по поиску неизвестных солдат, житейские наблюдения так или иначе проявляются в моём творчестве.

Тема, к которой я обращаюсь сегодня, не исключение. А пишу я сегодня о пчеловодах Вологодчины. Хочется создать галерею умных, трудолюбивых русских людей.

Мой отец в своё время завёл улей. «Мёду накачали много, вкусный, ароматный, зеленоватого цвета…» - начинала рассказывать мама и сразу

замолкала. Ей тяжело было представлять своего мужа, которого она очень любила и ждала всю жизнь. Он погиб в первые месяцы войны. В домев сеннике стояли невостребованные ульи, рамки. К нам приходили соседи, просили продать, отдать в конце концов. Война окончилась, было ясно, что всё это не потребуется. Но мама не соглашалась расстаться с этими дорогими её сердцу предметами. И только после длительных уговоров, что если она отдаст всё, сосед Дмитрий Чуркин научит её всему у себя на пасеке, мама разрешила унести улей и прочие принадлежности. Но сосед вскоре уехал из деревни в леспромхоз и забыл свои обещания.

В окрестности нашей деревни никаких пасек не было, наверное, потому, что мужчин не было. Из нашего поселения не вернулось с войны 409(! )бойцов. И вдруг мама сообщает:

 - Леонид Михайлович Тишинцев качал мёд. Пригласил нас за мёдом.

Тишинцевы были нашими друзьями, Ольга, жена Леонида, была подругой моей мамы.

Я беру бутылочку, с которой ходила за льняным маслом. Бабушка останавливает:

- - С такой посудой за мёдом не ходят. – И даёт мне стакан.

Ватаги, с которой мы ходили за всем, что давали по трудодням, рядом не было. За мёдом пригласили только нас.

У Леонида Михайловича в ту пору был один - единственный улей.  Детей - пятеро. Он усадил нас на скамейку, ненадолго отошёл. Вернулся в белом одеянии, причудливой шляпе, лицо закрыто какой - то сеткой. Я немного испугалась, но он говорил так ласково, страх скоро прошёл. В руках он держал какой - то до сих пор неизвестный для меня предмет. Пахло очень вкусно. Он дал нам необычайно вкусную пластинку, которую надо было жевать. Мы жевали медленно, наслаждались.

- А где же твоя посуда?

 Я робко  протянула свой стакан.

 -  Ну, и стакан выбрали. Самый маленький. Я налью тебе в свой стакан.

 У нас тоже такие были, в них наливали чай мужчинам.

 - Вот вам от меня подарок. Первый мёд. На здоровье!

Я шла в свою деревню медленно, смотрела внимательно под ноги, чтобы не запнуться, не уронить стакан. Стебли высокой ржи по сторонам тропки, казалось, сомкнулись теснее, но я их не раздвигала, боялась разлить мёд.  

 - Милая ты моя, - встретила меня мама. – И не разлила, и не уронила.

Она достала чёрную лепёшку, которая была испечена накануне, помазала сверху мёдом. Но лепёшка больно царапала во рту, сладкий мёд показался мне горьким.

Мама почему - то заплакала.

- Нет муки, испекли из клевера, добавили шаму, что выдали на трудодни накануне…(ШАМ - мусор, шелуха, остатки остистого ячменя- Н. РЯБОВА (диалектное слово).

Потом взяла стакан с мёдом, поставила в шкаф:

 - Зимой, когда заболит горлышко, ещё дадим тебе мёду. Может быть, и пирожки испечём из настоящей муки.

Горлышко моё болело. Мама доставала из шкафа стакан с мёдом, лепёшки. Муки по - прежнему не давали, лепёшки пекли из чего придётся: добавляли клевер, мох, полынь, толчёный дягиль. Шёл голодный 1947 год.

Посмотрит на лепёшки и уберёт, больше никогда не мазала их мёдом. Она ставила рядом стакан морковного чая, молоко.

На маленьком блюдечке лежали желтые комочки мёда. Они вкусно пахли. Не растекались по блюдечку, их надо просто положить в рот и запивать. Это был тот самый вкус, который я испытала, когда Леонид Михайлович угощал жарким летом. Прежний неповторимый вкус, который запомнился на всю жизнь. Вкус настоящего мёда, полученного очень добрымчеловеком.

 Позднее, когда я уже выросла, училась, получала стипендию, мы уже не ходили—ездили за мёдом и не со стаканом, а с большой банкой. Можно было купить мёд у Виктора Ивановича Яновича, Николая Анатольевича Кузнецова, наших учителей. Им все доверяли, обмана никакого не было.

Так меня учила мама:

 - Мёд надо брать у тех, кого знаешь, кому доверяешь. Это целебный продукт, он принесёт пользу. Пчеловоды – хорошие люди, христиане. Пчела от бога, божье творение. Пчёлок  надо беречь.

… Мамы давно нет. Жизнь подтвердила, как она, прожившая и проработавшая всё время в деревне, с образованием 3 класса, была права.

Пчеловодство в Вологодской области развито во всех районах, даже в самых северных. С каждым годом увеличивается число пчелосемей, количество собранного мёда. Отрасль признаётся одной из платформ общенационального единения здоровых сил для прорыва в будущую Россию.

В перспективе создание крупных пасек, получение органического мёда ипчелопродуктов в больших масштабах, сотрудничество с лесничеством, утверждение товарного знака «Вологодский мёд» или широкое использование существующегознака «Настоящий вологодский продукт», экспорт мёда, создание крупных репродукторных чистопородных пчёл среднерусской породы, вологодской популяции и т. д.

В Вологодской области более 2500 опытных пчеловодов, любящих нашу Землю, трудолюбивых, энергичных, неравнодушных.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.