Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сложение и вычитание без перехода через десяток



 

Изучение чисел до 20 выделяется в особый этап. На этом этапе важно помочь ребенку понять новую счетную единицу — десяток и объяснить, как образуются числительные второго десятка.

В основе всех чисел второго десятка лежит понятие десятка.

Раскладываем на столе 10 кубиков. Пересчитываем их, обозначаем цифрой 10 и говорим, что иначе десять кубиков можно назвать« один десяток».

Нужно, чтобы ребенок хорошо понял, то десять кубиков и один десяток кубиков обозначают одно и то же.

Для этого задаем вопросы: «Сколько здесь кубиков? А сколько десятков кубиков? » С помощью кубиков можно показать, как образовались названия чисел второго десятка.

Раньше вместо слова «десять» люди говорили «дцать». И когда после 10 прибавляем еще один кубик (ставим 1 кубик сверху на выставленный десяток), то говорим: «Один на дцать», т. е. один кладем на десять.

Таким образом, можно показать образование всех чисел второго десятка.

Сложение и вычитание без перехода через десяток

Пример: при сложении число 12 раскладываем на 10 и 2.

Единицы складываем с единицами и добавляем 10.

Также рассуждаем при вычитании. Пример:

Семнадцать это 10 и 7.

От 7 единиц отнимаем 4 единицы и добавляем 10.

Сложение с переходом через десяток

Чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток нужно соблюдать следующий порядок действий.

1. Определяем, какое из двух чисел меньше.

2. Мé ньшее из чисел раскладываем на «удобные» слагаемые, так чтобы одно из слагаемых дополнило бó льшее число до 10.

3. Дополняем бó льшее число до 10.

4. Прибавляем к 10 оставшееся слагаемое.

Рассмотрим это на примерах:

5 меньше 9. Будем раскладывать 5 на удобные слагаемые, чтобы 9 дополнить до 10. 9 до 10 не хватает единицы, значит, разложим 5 на 1 и 4.

Сделаем это письменно.

Рассмотрим другой пример.

Т. к. 4 меньше 7, будем раскладывать 4. 7 не хватает до 10 трех единиц. Значит, 4 разложим на 3 и 1.

Важно!

Когда определяем на какие удобные слагаемые нужно разложить мé ньшее число, нужно вспомнить состав числа 10 и по нему определить сколько единиц не хватает бó льшему число до 10.

В нашем примере большее число — 7. Проговариваем: «Десять это семь и три. Значит, четыре раскладываю на три и один. »

Вычитание с переходом через десяток

Чтобы вычесть однозначное число из двузначного с переходом через десяток соблюдаем следующий порядок действий.

Рассмотрим пример:

1. Раскладываем двузначное число на 10 и количество единиц.

2. Раскладываем однозначное число на два слагаемых. Одно из них должно быть равно количеству единиц в двузначным числе.

3. От единиц двузначного числа отнимаем найденное слагаемое (т. е. уменьшаем до 10)

4. От 10 отнимаем оставшееся слагаемое.

Рассмотрим следующий пример:

Рассмотрим еще один пример.

При вычитании можно проговаривать: «Раскладываю 6 на сумму удобных слагаемых так, чтобы 13 уменьшить до 10, а потом вычитаю остальное».

Для отработки автоматизма при счете можно скачать и считать примеры в тренажере для счета в пределах 20 .

 

Источник: http: //math-prosto. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.