|
|||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Эссе на тему: «Интеллект и интеллектуальная недостаточность»
Санкт-Петербург
Интеллект – это качество психики, которое включает в себя такие способности, как: мышление, внимание, память и пр. Иными словами – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, включающая в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. С точки зрения психологии – интеллект является главным двигателем эволюции. Интеллектуальная недостаточность – это задержка или неполное развитие психики, которое характеризуется нарушением способностей, возникающих в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Также, можно описать этот термин, как состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга и тем, как он реагирует на эти нарушения. Клиническая психиатрия выделяет два основных типа нарушений: · Олигофрению (умственную отсталость) – когда отсутствует нарастание интеллектуального дефекта; · Деменция – разрушение уже сформированных интеллектуальных функций. Олигофрения также имеет разделение на дебильность, имбецильность и идиотию. Общие проявления выражаются в отставании развития речевых и моторных навыков (в разной степени), избирательном общении и выполнении несложной работы (за исключением тяжелой формы). Причины возникновения нарушений могут быть совершенно разными, но как правило, все они возникают в возрасте до 3 лет. У олигофрении и деменции есть ещё одно название – слабоумие. Оно является следствием необратимых деструктивных процессов в мозге, а поэтому характеризуется отсутствием способности к творческому и абстрактному мышлению, логическим суждениям и умозаключениям. Помимо олигофрении и деменции также выделяют такой тип нарушения как пограничная интеллектуальная недостаточность. Эта группа расстройств занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией. В литературе рядом с этим термином можно встретить такие понятия как «задержка психического развития» (ЗПР) и «задержка темпа психического развития». В англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность частично описывается как минимальная мозговая дисфункция (ММД). Этот термин с 1960-х гг. прошлого столетия используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными (остаточными, сохранившимися) мозговыми повреждениями.
|
|||
|