Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие. КАТЕГОРИЯ ЗАЛОГА. ПЕРЕХОДНОСТЬ. ВОЗВРАТНОСТЬ



 

1. Докажите, что категория залога является смешанной грамматической категорией (и несловоизменительной, и словоизменительной).

2. Укажите семантические, морфологические и синтаксические различия между переходными и непереходными глаголами.

3. Какие глаголы являются возвратными? Охарактеризуйте семантические группы возвратных глаголов.

 

№1. Определите значение выделенных глаголов. Укажите, в каких значениях данные глаголы являются переходными, в каких – непереходными. Как переходность и непереходность глагола связана с его лексическим значением?

 

Бить врага – В саду бьют фонтаны

Мы играем в прятки – Он хорошо играет свою роль

Лить воду – Дождь льёт

Нести портфель – От него несёт спиртным

В первом классе мы учимся писать – Девочка пишет письмо

 

№2. От глаголов в скобках образуйте краткие страдательные причастия. Преобразуйте трёхкомпонентные страдательные конструкции в действительные.

1. Мы были (принять) деканом факультета.

2. Все контрольные работы были (выполнить) студентами правильно.

3. Зачеты были (сдать) нами в срок.

4. Курсовая работа была (написать) мною самостоятельно.

5. Курс лекций по литературе будет (прочитать) профессором кафедры русской литературы.

№3. Преобразуйте страдательные конструкции в действительные.

1. Преподаватель был удивлен ответом студента.

2. Все были восхищены смелостью этого спортсмена.

3. Отец был расстроен плохим поведением сына.

4. Коля был огорчен результатами экзамена.

5. Все были раздражены его бесконечными вопросами.

№4. Преобразуйте, где это возможно, действительные конструкции в страдательные, используя одну из форм, данных в скобках. Следите за глагольным управлением.

1. Его слова возмущают меня. Его слова возмутили меня (возмущаться/возмутиться, быть возмущенным кем? чем? )

2. Рисунки детей восхищают посетителей выставки. Рисунки детей восхитили посетителей выставки (восхищаться/восхититься кем? чем? )

3. Успехи сына обрадовали мать. Успехи сына радуют мать (радоваться/обрадоваться кому? чему?; быть обрадованным кем? чем? )

4. Такие вопросы удивляют его. Такие вопросы удивили его (удивляться/удивиться кому? чему?; быть удивленным кем? чем? )

5. Её обидело невнимание подруги. Её обижает невнимание подруги (обижаться/обидеться на кого? на что?; быть обиженным кем? чем? ).

№5. Охарактеризуйте глаголы с точки зрения залоговых отношений:

а) глагол относится к действительному залогу; б) глагол представлен формой страдательного залога. Определите семантические группы возвратных глаголов действительного залога.

 

1. Каждый день с утра на этой площади собираются приезжие люди. Не удивляйтесь, если услышите тут разговор по-французски, если гость назовётся жителем Лондона, Праги, Ростова… (Песков)

2. Свободных мест в самолёте было много, поэтому члены делегации устроились просторно… Министры переговаривались между собой, шутили (Чаковский)

3. У самых ног пенился байкальский прибой, сушилась сеть, качалась лодка

4. Где-то очень далеко синие сопки сливаются с закатными полосами, заволакиваются сиреневой вечерней дымкой (Песков)

5. В солнечный весенний день Венеция блестит темно-зеленой водой каналов, белизной дворцов, набережные переполнены молодёжью, праздными туристами

6. Под тёмными елями снег обсыпан опавшей хвоей (Соколов-Микитов)

7. Еж кололся даже через шарф

8. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих птиц (Соколов-Микитов).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.