|
|||
ПРЕДИСЛОВИЕ. Цель курса «Русский язык и культура речи» – формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции, повышение культуры русской речи выпускника вуза. Курс направлен на расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов, выработку
ПРЕДИСЛОВИЕ Цель курса «Русский язык и культура речи» – формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции, повышение культуры русской речи выпускника вуза. Курс направлен на расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов, выработку навыков хорошей речи (прежде всего в сфере делового и научного общения), умения пользоваться словарями и справочниками по русскому языку. В результате обучения студент должен получить представление об организации общения, о языке и его функциях, разновидностях, стилях, о культуре общения и нормах русской речи, о тексте, овладеть навыками пользования словарями и справочниками, научиться применять знания о нормах, стилях и жанрах в своей речевой практике. Учебник включает теоретический курс и практикум. В зависимости от условий вуза (количества выделяемых на курс часов, соотношения лекций и практических занятий, очной или заочной форм обучения и т. п. ) он может использоваться как дополнение к лекционному курсу, семинарским и практическим занятиям или как основа для самостоятельного овладения материалом. Поэтому главы теоретической части учебника сопровождаются вопросами и заданиями для самоконтроля над усвоением материала, а разделы Практикума – методическими советами преподавателю и студенту. И в теоретическом курсе, и в Практикуме рекомендуется дополнительная литература для более глубокого освоения того или иного вопроса. Поскольку программа, в соответствии с которой написан учебник, предполагает расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов, а не только выработку навыков хорошей русской речи, значительная часть учебника посвящена рассмотрению роли общения, языка и коммуникативной компетенции в жизни человека (раздел I). Авторы учебника опираются на современные представления о культуре речи, в основе которых лежит не столько формальная правильность речи, сколько умение целесообразно и эффективно пользоваться возможностями, предоставляемыми языком. При этом важны не только коммуникативная компетенция говорящего, но и слушающего и читающего, умение замечать и понимать тонкие оттенки речевого общения. Большое внимание уделяется в учебнике этической стороне речевого взаимодействия, особенностям сфер общения, форме речи (устная, письменная), а в Практикуме – технике речи. Учебник написан на основе ранее выпущенного авторами учебного пособия «Русский язык и культура общения: для нефилологов» (Саратов, 1998), которое прошло четырехлетнюю проверку в практике преподавания курса. Настоящий учебник по сравнению с пособием значительно расширен, переработан и обновлен. Учебник написан авторским коллективом: раздел I – В. Е. Гольдиным, раздел II – В. Е. Гольдиным и О. Б. Сиротининой, раздел III – О. Б. Сиротининой, гл. 4 «Риторика» – при участии Г. С. Куликовой. Практикум написан М. А. Ягубовой. Тематический указатель подготовлен В. Е. Гольдиным и Н. А. Трофименко. Программа курса «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» составлена В. Е. Гольдиным и О. Б. Сиротининой.
|
|||
|