Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обман гоев в делах. Предписания Талмуда



Обман гоев в делах

Галаха запрещает евреям каким бы то ни было образом вводить в заблуждение еврея и объявляет это тяжким грехом. Однако в отношениях с неевреем запрещен только прямой обман (причем не всеми раввинами-авторитетами). Непрямой обман дозволителен, если нет опасности вызвать таким образом враждебность к евреям или поношение еврейской религии[1]. Идеальный пример непрямого обмана - обсчет при покупке. Если еврей-покупатель совершил ошибку в пользу продавца, долг последнего - поправить его. Если же такую ошибку совершил нееврей, не следует ему об этом сообщать. Еврей должен сказать: " Полагаюсь на ваши подсчеты" (чтобы предотвратить потенциальную враждебность, если нееврей позднее обнаружит свою ошибку) – и взять деньги себе. Запрещено обжуливать еврея, покупая или продавая товары по несуразным ценам. Однако " запрещение жульничества не относится к неевреям, поскольку в Торе написано " Да не обманет всякий человек брата своего" [2] (а нееврей не брат еврею).

Предписания Талмуда

Некоторые предписания Талмуда, поощряющие ложь:

· «В этом мире обман позволителен евреям в отношении к безбожникам». (Талмуд, Sota. F. 41, 2).

· «Обмануть гоя дозволительно. » (Баба кама, 113, в)

· «Если гой, производя счет, сделает ошибку, то еврей, приметив это должен говорить, что он об этом ничего не знает». (Sebhmiz, g. f. 13, 3; слова раввина Моисея).

· «Дозволяется тебе обманывать гоя и брать с него лихву, но если что продаешь ближнему твоему (т. е. еврею) или что покупаешь у него, то не обманывай брата своего». (Талмуд, Baba m. f. 61, 1 Tos. Талмуд, Meggila 13, 2).

· «…Все это относится только к земле нееврея, поскольку мы считаем, что все нееврейские земли украдены». (Кицур Шульхан Арух, глава 136, прим. 7). [3]

· «…Если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца. Если же нееврей знает точно, что еврей лжет, — это запрещено делать из-за «осквернения Имени Бога»….. «Но тем не менее, если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой, если это не приведет к «осквернению Имени Бога», то есть нееврею не станет известно о происшедшем; и правильно было бы, чтобы в этом случае еврей сказал нееврею: «Смотри, я полагаюсь на то, что ты посчитал правильно! ». (Кицур Шульхан Арух, глава 182. 4). [4]

· «Например, Реувен продает нееврею какой-либо товар, и приходит Шимон и говорит нееврею, что этот товар столько не стоит; даже несмотря на то, что это правда, это запрещено, поскольку обмануть нееврея, назначив неправильную цену, разрешается». (Кицур Шульхан Арух, глава 183. 1). [4]

Раввин Реувен Куклин утверждает, что даже еврейские праведники прибегали к талмудическому обману, например праотцу Яакову не раз приходилось лгать. Сказано в Талмуде (Мегила 13 б):

«Яаков спросил Рахель: «Ты хочешь выйти за меня? ». Ответила ему: «Да, но отец мой мошенник, и тебе не удастся добиться своего». Сказал ей Яаков: «Брат я его в мошенничестве». Спросила его Рахель: «Разве праведники могут лгать? ». Ответил Яаков: «Да, как сказано (Шмуэль II 22, 27): “С чистым поступаешь Ты чисто, а со строптивым — строптиво”» (чистые - это иудеи, нечестивые - иноверцы).

Откуда Иаков взял текст псалма Давида, своего же потомка в 11-м поколении, раввин, естественно, не объясняет. Самый стих подвергся ложной же интерпретации.

В действительности же Иаков, хотя и солгал при получении первородства (Бытие, 27), впоследствии раскаялся в содеянном (Бытие, 33), так что свою ложь он не посчитал нормой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.