Элемент. банка заданий. Семестр 8/10. Предметная область. историко-культурных исследований. Задания для оценки знаний в предметной области. г) возделывание, взращивание, уход.. а) психоаналитической идеей бессознательного;. а) школьная работа с источником
Выполнили: Бушуева Вита, Данилов Михаил, Коненкова (Зенкова) Елизавета, Повалюхина Наталья, Молева Светлана.
Элемент
банка заданий
| Содержание задания
|
Ответ
|
Семестр 8/10
|
Предметная область
историко-культурных исследований
|
Задания для оценки знаний в предметной области
|
| Слово cultura в латинском языке бытовало в паре со словом natura. Один из ранних задокументированных контекстов его употребления – фрагмент из второй книги позднего трактата Цицерона «Тускуланские беседы» (TusculanaeDisputationes, 45 г. до н. э. ): Culturaautemanimiphilosophiaest, переводится обычно «культура ума есть философия».
Как следует понимать слово культура в обороте культура ума, если следовать этимологии латинскогоcultura:
а) уникальное качество;
б) сверхценность;
в) применение, использование;
г) возделывание, взращивание, уход.
|
|
| Ф. Ницше принадлежит часто цитируемая формула: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом». Даже если не знать автора высказывания, оно может быть легко датировано концом XIX века, поскольку отлично резонирует с другой общеизвестной идеей этого времени:
а) психоаналитической идеей бессознательного;
б) марксистской идеей классовой природы общества;
в) позитивистской идеей прогресса культуры;
г) идеей «одушевлённости» культуры в философии жизни.
|
|
| Расположите в порядке, соответствующем фрейдовской концепции ранней человеческой культуры, следующие этапы (проставьте цифры от 1 до 5, где 1 – самый ранний этап):
| 1. Матриархат
2. Первобытная орда
3. Убийство праотца
4. Тотемистическое братство
5. Государство
|
| В известной вам статье Ю. М. Лотмана «Проблема исторического факта» методология исследовательского чтения документа описывается так:
В чём отличие процедуры чтения источника «по Лотману» от той, которая принята на школьном уроке истории? Выберите все правильные утверждения из следующих:
а) школьная работа с источником не предполагает взгляда на него как на текст, написанный на «неизвестном языке», такая возможность неочевидна даже для учителя;
б) школьное изучение истории базируется на положениях истории идей и рассматривает источник как текст, требующий контекстуализации в том хронологическом горизонте, в котором был создан. В таком ракурсе нет оснований говорить, например, о «государстве» в эпоху Киевской Руси;
в) в процитированном фрагменте Ю. Лотмана речь идёт о языке в значении «не известный историку, не изученный им конкретный язык другой культуры» (например, арабский или готский);
г) школьное изучение истории пренебрегает историей понятий и рассматривает исторические процессы преимущественно неисторически, «вчитывая» в прошлое такие значения и события, которых там исторически не могло быть.
|
|
| Соотнесите имена авторов и понятия, либо изобретённые этими авторами, либо введённые ими в активный научный оборот:
1. Массовый психоз а) Цицерон
2. Либидо б) Лотман
3. Семиотика в) Фрейд
4. Катарсис г) Энгельс
5. Трудовая деятельность д) Юнг
6. Культура е) Ницше
|
|
Задания для оценки умений и владений в предметной области
|
| В школьном преподавании истории принято основываться на позитивистской версии генезиса культуры, восходящей к концепции трудовой деятельности Ф. Энгельса. В ней немало спорных тезисов, но главное – ей противоречит корпус археологических данных, которые являются неразрешимым затруднением для трудовой версии происхождения культуры. Это:
а) олдувайская галечная индустрия;
б) верхнепалеолитическое искусство;
в) мезолитическое изобретение лука;
г) керамика андроновской культуры.
|
|
| Пространство греческого театра (θ έ α τ ρ ο ν ) было устроено довольно сложно; в частности, в середине орхестры устанавливался алтарь Диониса – фимела (θ υ μ έ λ η ). Почему в театре располагался жертвенник божеству?
а) древнегреческая трагедия – дионисийская мистерия;
б) древнегреческий театр генетически связан с мистериальными формами служения богу Дионису;
в) древнегреческий театр – храм Диониса;
г) древнегреческий театр – имитация греческого храма.
|
|
| Известный культурпсихолог К. -Г. Юнг, искавший ответ на вопрос о природе нацизма, ввёл понятие архетип Вотана. Этот психический комплекс – архетип Вотана – рассматривается Юнгом как главная движущая причина германской истории, при этом «узловым» её событием предлагается считать:
а) падение Римской империи под ударами варварских (германских) племён;
б) германскую Реформацию;
в) христианизацию германских племён;
г) немецкий капитализм.
|
|
| В психоаналитической концепции «первобытной орды», которая рассматривается З. Фрейдом как прообраз всякого позднейшего человеческого (со)общества и которая одновременно представляет собой нечто вроде периодизации ранней истории, описано событие убийства праотца. При всей внешней сомнительности этого «факта» он имеет в теории «первобытной орды» вполне убедительное и качественное обоснование: З. Фрейд рассмотрел две важнейшие и универсальные культурные формы – тотемистическую СИСТЕМУ и миф о ТАБУ в качестве неизбежных психологических последствий этого убийства. Фактически он следовал дедуктивной / индуктивной логике, постулируя убийство праотца.
Вставьте пропущенные слова и подчеркните нужный вариант из двух приведённых через знак / в предыдущем предложении.
|
|
| В первой трети ХХ в. появилось сразу несколько теорий, в которых были сделаны попытки объяснить так называемый массовый порядок существования. Коллективные формы сосуществования являются, видимо, конститутивно-человеческими, но явления массы и массового порядка существования целиком принадлежат ХХ столетию и не имели места в прошлом. Докажите, что это так, приведя 2–3 примера из истории ХХ века. Ваши примеры должны раскрывать массовые явления как уникальные, свойственные именно ХХ веку (например, войны изначально сопутствуют человеческой истории, но мировые войны – феномен исключительно ХХ в. ).
| Великая депрессия (глобальный экономический кризис);
Коммунизм / фашизм;
Мировые войны.
Рассматривать эти примеры проще всего через определение «массы» у Ортеги-и-Гассета: «Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, как и все, и не только не удручён, но доволен собственной неотличимостью».
Для перечисленных нами явлений характерно соотнесение себя с другими, присваивание себе " общих черт".
|
11. КОМПЛЕКСНОЕ кейс-задание
| В 1952 г. культурантропологи А. Кребер и К. Клакхон опубликовали результаты исследования, целью которого была инвентаризация (в том числе подсчёт) существовавших на тот момент определений понятия культура. Авторы выявили более 100 определений. Сегодня, через семь десятилетий, их количество исчисляется сотнями. При этом первое (научное) определение датируют 1871 годом (оно принадлежит британскому антропологу, этнологу, исследователю первобытной культуры Э. Тайлору).
Объясните:
1) почему в период между 1871 и 1919 гг. появилось лишь 7 определений культуры, тогда как в следующие 30 лет, по свидетельству Кребера-Клакхона, – более 100?
2) Почему понятие культура «провоцирует» такое количество определений?
3) Возможна ли дефиниция культуры, если иметь в виду общенаучное значение слова дефиниция – краткое, максимально ёмкое, непротиворечивое и стремящееся к однозначности (фиксированному значению) определение?
Приведите примеры понятий из вашей профессиональной области (педагогика, история), определение которых сопряжено с аналогичными трудностями.
| 1) В последующие 30 лет после 1919 года антропологи, этнологи всё больше ездят в экспедиции и проводят полевые исследования средиотличающихся друг от друга племён. Каждый антрополог стремился выдвинуть такое определение, которое могло бы описать культуру того народа, который он исследует.
2) Понятие «культура» является основным для многих гуманитарных наук (история, антропология, археология), поэтому учёные так стремятся его определить.
3) Дефиниция культуры невозможна, потому что «культур» существует множество. Она не сможет учесть всего многообразия, которое породит противоречия.
Примеры подобных понятий: ребёнок, история (как наука), тип в археологии (пример «вожака стаи»).
| |
ТЕМАТИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
|
Задания для оценки знаний в предметной области
|
| Процессы над ведьмами XVI–XVII вв., легализованные как одно из направлений деятельности Святой Инквизиции, стали ключевым фактором усложнения и доведения до процедурного совершенства важнейшего института западной демократии – СУД.
| Пояснение:
Суд как система правового обвинения развивается во времена инквизиции. В это время разрабатываются методы верификации колдовства, способов обвинения в колдовстве.
(«Молот ведьм», булла Иннокентия VIII)
|
| В историко-культурных концепциях понятия прогресс, научно-технический прогресс, НТР (научно-техническая революция) рассматриваются как неоднозначные, а обозначаемые ими явления – как имеющие тёмные стороны. Ниже перечислены именно эти последние. Укажите для них соответствующие исторические эпохи или эпохальные исторические события:
1) Преследование «ведьм», возникновение эзотерических и герметических сообществ, массовый страх перед любыми меньшинствами, в том числе учёными. Ренессанс
2) Изменение структуры памяти, смерть мифа, возникновение архаических бюрократий и документа как фактора отчуждения; Появление письменности
3) Коллективные психозы, технология массового уничтожения людей, культивирование низших аффектов в медиа, дискредитация образования через превращение его в массовое. ХХ век, изобретение оружия массового поражения.
|
|
| В социологической теории Г. Зиммеля современное ему женское движение начала ХХ в. оценивается критически – как занятое не тем, чем нужно заниматься. На каком теоретическом допущении основано это жёсткое суждение социолога?
| Автор отождествляет «человеческую» культуру с «мужской». Женское движение начала ХХв. не пытается создать «собственную» культуру, а стремится лишь получить доступ к закрытым институтам «мужской» культуры.
|
| В тексте воспоминаний П. П. Чешуина (1925 г. р. ) вам встречался такой эпизод: «На следушее лето мы сново поехали в тойгу на свое старое стойбище гнать деготь. для колхоза. В половине лета я заболел. отцу нужно было ехать в деревню показать миня доктору. – Когда мы подьезжали к деревне, отец часто останавливал лошадку стовал на колени молился. – я спросил – зачем ты тятя это делоеш? так ты что невидиш – ответил отец. поля то ведь пустые и тогда только понял, где были посеены хлеба, – то на этих местах было черное поле. Мать нас встретила с плачем – горе то ведь кокое – прошел сильный град – побил все что было посеено, посажено осталось только черная земля. Вот теленок был привязон на улице, так его убило все стекла в окнах выбило, – мать плакала и говорила одно и тоже, – как жить-то типерь».
Прокомментируйте поведение родителей мальчика – крестьян начала 1930-х годов.
| Жизнь крестьян 1930-х зависела от состояния натурального хозяйства.
Для отца автора, даже на фоне других тяжёлых событий, потеря урожая стала настолько страшным ударом, что отец обратился к богу в молитве.
Для матери автора потеря урожая – горе, из-за которого она не знает, как жить дальше.
|
| Вставьте недостающее слово в фразу: Серебряный век – это историко-культурное понятие, которое базируется на отталкивании от понятия ЗОЛОТОЙ (пушкинский) век русской культуры.
|
|
Задания для оценки умений и владений в предметной области
|
| Вставьте недостающее по смыслу:
ЧУДО – это элемент «логики мифа», то есть такого описания мира, в котором все события и существа связаны незримыми нитями, и повлиять на любое событие/существо можно, оказав влияние на то, что связано с ним. В этой картине мира магия – действенное и реальное средство.
|
|
| Соотнесите сюжетные элементы универсальной культурной формы – мифа о герое – с эпизодами конкретных мифов и фольклорных произведений:
1 Предвестие а) распятие Христа
2 «зов» к приключениям б) был Иван-дурак, стал Иван-царевич
3 уход героя в) царская дочь и полцарства впридачу
4 обретение волшебного помощника
и/или покровителя г) серый волк Ивана-царевича
5 преодоление порога д) «принеси то, не знаю что»
6 инициации героя е) поклонение волхвов младенцу Христу
7 смерть/воскресение ж) миновать избушку Бабы-Яги
8 решающая битва с чудовищем з) искушения Христа в пустыне
9 иерогамия (сакральный брак) и) «следуй за белым кроликом, Нео! »
10 возвращение героя
в новом статусе к) отрезание головы Горгоне
|
|
| Началом Нового времени датируется важное событие в культурной истории Запада – изобретение детства. Приведите хотя бы два (но лучше пять! ) историко-культурных доказательства этого тезиса.
| Появление специализированных вещей для детей – игрушки, пеленки, одежда
Разделение пространства на взрослое и детское – появление детских комнат.
Представление об «игре» как о форме детского досуга, а не взрослого человека.
Переход от домашнего образования к школьному - появление школьных классов.
Появление одиночных детских портретов – на семейных портретах ребенок – центр композиции.
Появление детской литературы.
|
| В концепции Р. Барта о социальной функции образа вундеркинда есть такой пассаж: «Однако считать ли поэзию Мину Друэ произведением ребенка или взрослого (то есть превозносить ее или порицать) – в любом случае значит признавать наличие глубочайшей, созданной самой природой, разницы между детскостью и взрослостью, это значит провозглашать ребенка асоциальным существом…». Р. Барт полагает, что миф о вундеркинде стал одним из центральных в западной культуре примерно к концу XVIII в.; в это же время крепнет недавно возникшая педагогика как универсальная европейская теория детства и воспитания. Имея в виду эти два обстоятельства, раскройте тезис об «асоциальности» ребёнка.
| Признание вундеркинда как концепта «взрослого ребенка» подтверждает идею о том, что ребенок не равен взрослому, не является полноценным человеком, а значит не вписывается в «социальную реальность» взрослых, и, значит, является асоциальным.
|
| Соотнесите тезисы и имена:
1) Загнивающий Запад а) Ф. Ницше
2) Закат Европы б) большевистские пропагандисты
3) Бог умер в) В. Вейдле
4) Умирание искусства г) О. Шпенглер
|
|
22. КОМПЛЕКСНОЕ кейс-задание
| В 1956 г. на советские экраны был выпущен детский фильм «Старик Хоттабыч» – одно из первых культурных явлений «оттепели». Фильм представляет собой многослойное и неоднозначное художественное высказывание о социальной истории послесталинского времени; в нём можно усмотреть и апологетику советского строя, и иронию над советским. Важной темой «Старика Хоттабыча» является чудо как сбой социальной рутины; сюжет построен на работе с чудом и с категорией чудесного в логике нормирования и приведения к обычному порядку вещей.
Задания:
1) опираясь на фабулу фильма, приведите доказательства этого тезиса;
2) «нормализуемое» советскими институциями «несоветское» чудо всё же допущено в советский мир, причём на уровне реальной бытовой истории, – почему?
| 1. Чудо хоть и допущено в Советский мир, оно нормализировано.
Старик Хоттабыч сам по себе является чудом и постепенно по сюжету фильма становится всё более «нормальным» с точки зрения советского социального порядка. Итогом этого «нормирования» является получение паспорта и устройство на работу.
2. «Несоветское» чудо было допущено в «советский мир», потому что любое несвойственное, непривычное явление может стать советским, если будет жить по принятым правилам (мы связываем это с периодом «Оттепели», для которого принятие чужого и его перевоспитание – возможны. Это отличает его от «Сталинского времени», когда всё «несоветское» отвергалось и не имело права стать «советским».
| | | | | | | |
|