Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литания.. Глава IV. Глава V. Глава VI. Глава VII



Литания.

Я желаю абсолютной любви.

Дух долженствующий родиться в новом мире, просит у этого мира любви. Он беспомощно простирает свои руки к тем, которые уже родились. Всемирная литания дня рождения Христа и Христа в человеке, слагается из этих призывов рождающегося младенца.

Присущий рождению цвет — бледно-розовый; ученики и посвященные во время этого праздника, одинаково видят Чертог как бы в цвете диких роз. Вся атмосфера кажется пропитанной облаками света, и эти облака также представляются как бы большими пучками роз без листьев. Местами, где цветы темнее, из этой более густо окрашенной сердцевины вспыхивает от времени до времени яркая искра пламени; она рождается вспышкою мысли или чувства, которая и есть рождение души. Большая река открыта и светла, и представляется как бы огромным зеркалом. Ученики, по мере того как входят, приближаются к ее берегу и внимательно всматриваются некоторое время в ее глубину, чтобы затем уступить место другим. Многие отступают в последнюю минуту; ибо в тихой воде появляется страшное видение, возникает странное видение, возникает странное и ужасающее изображение, которое для каждого бывает иным. Ученик, который в состоянии вынести это посвящение, видит свою собственную прошлую жизнь во всей ее последовательности, словно отраженную в зеркале, без всякого изменения, ничем не смягченную, ничем не прикрытую. Факты показаны во всей их простоте, без оправдания или какой-либо скрывающей их личины. Некоторые из этих переданных водою повестей, некоторые из этих отраженных ею картин, прекрасны; ибо жизнь человеческая полна красоты. Иногда человек останавливается, пораженный неожиданной красотою совершенного им подвига. Другие картины с постыдной ясностью отражают иное, порою грязное и гнусное, порою ужасающее. Ученик, который достаточно силен, чтобы вынести это, как зачарованный глядит на эти неумолимые воспоминания, на этот настойчивый обзор, который не прекращается до тех пор, пока все не сказано, пока не подведен весь итог жизни и не сделаны все выводы. После того как перед учеником в зеркале воды, сменяя одна другую, прошли все картины, и все сказано и все сделано, ученик проходит дальше, давая место другим, и тогда он входит в таинственное место, известное как Часовня Огня, в котором темная окраска, исходящая от розовых облаков, сгущаясь образует большое пламя. В него входит ученик, это можно сравнить со вхождением в раскаленное добела горнило. Он должен войти в него неприкрытым, беззащитным, ибо все покровы и одеяния (даже сама животная) спали с него. Тот, кто сможет вынести это, оглянется на себя и познает себя в то мгновение, когда пламя рождения вспыхнет среди роз. Когда вспыхивает пламя рождения, то посвященные, присутствующие во время этих обрядов, знают, что ученик прошел через это посвящение, что он избрал рождение и родился. Тот, кто родился, приходит оттуда, где сияет розовый цвет, в место мрачной тишины. После того, как свершены все обряды и праздники рождения, наступает период бдений, постов и молитв. Вновь рожденный должен нести крест высшей жизни. До сих пор его вели волнения чувств и желаний. Теперь он должен терпеливо, вырастая все более, подготовляться к опытам святых месяцев, следующих за месяцами, посвященными рождению. Перед ним теперь мистические бдения и чествования, во время которых символически изображаются смерть, воскресение и превращение. День рождения достигнут. Теперь раскрываются золотые врата, и поднимается железный засов, который держит их закрытыми.

Январь. Бдение любви. День Нового Года.
Слова Учителя любви — ученику.

Глава IV

I.

Только храброму сердцем откроется свет,
Только смелому воздух душистый;
Для иных в высь нагорную доступа нет,
Нет молитвы безмолвной и чистой.

II.

Отрекись от утех, пусть ликуют оне,
Ты ж отвергни покоя лик бледный;
В них неверная часть, но найдешь ты во мне
Всю великую радость победной.

III.

Призываю к себе я любимых сынов
В ту страну, где я жду на высотах...
Отодвинь же тяжелый железный засов,
Золотые замкнувший ворота!

IV.

Отвори их! В руках твоих сила лежит,
Моя сила, и ждет лишь желанья.
И войдем в этот край, что зарею горит,
На холмы золотого сиянья.

V.

Но запомни: в те страны не примут раба.
Радость, горе, покой или беды
Не должны изменять очертания лба...
Моя сила растет от победы.

" Из зеленой листвы".

—————————

Что для природы свет, то для сердца человека — любовь.

В первый день Нового Года Учитель любви говорит с учениками, ибо в продолжение первого месяца в году справляются бдения, и это то время, когда ученики подготовляются и набираются сил для всех последующих опытов, во время которых их испытывают и проводят через искушения. Врата крепко затворены, трудно поднять железный засов и ученик не в состоянии сделать это один. Золотые врата — это тот вход, что ведет к духовной жизни. Они не скрывают ее, они ведут к ней. Лишь железный засов, запирающий их не дает им оставаться постоянно полуотворенными и готовыми легко поддаться каждому, кто пожелал бы войти. Но железный засов очень тяжел и трудно его сдвинуть — он настолько тяжел, что никто не в состоянии сдвинуть его один. Железный засов, столь непоколебимо крепкий и неумолимый — лишь иллюзия; это то искусственное и преходящее сознание, которое делает людей отдельными и уединенными друг от друга существами. Человеку, рассматривающему вещи с внешней стороны, это сознание представляется единой великой реальностью, единой безусловной правдой — так глубоко влияние иллюзии, которой он подвластен. Новый Год, это то время года, когда возвращается свет и тепло, и возобновляется проявление оплодотворяющей жизни, дающее человеку идею надежды. Хотя врата и закрыты и трудно поднять железный засов, все же это так лишь в настоящее время. Перемена наступит, чудо свершится, воскресение несомненно. Не забывайте, что весною всегда бывают почки; зеленые листья сердца раскроются в свое время. И не забывайте, что высшая природа столь же верна и непреклонна как и низшая; и внешние законы высшей природы могут быть познаны изучением законов низшей. Как солнце вновь возвращается, принося миру природы красоту, так возвращается и божественный свет, принося любовь, которая есть самое прекрасное в мире. Сердце становится бесплодным, благодаря страданию. Разочарование, горе, раскаяние, угрызения совести и стыд лишают сердце зеленой листвы и сбрасывают ее на землю, где она вянет; это жестокие ветры и морозы человеческой природы. Кажется, что молодость и радость души ушли навсегда. Вера, которая есть неосознанное знание, необходима ученику, желающему принять участие в этом чуде, " Слова Учителя любви, сказанные ученику", обращены к тем, кто только что достиг этой ступени, кто еще на самом пороге может ослабев отпасть, потому что знание его еще не стало совершенным. Если у покорного достаточно терпения и желания не сдаться, то он увидит себя неожиданно вновь озаренным светом и ощутит божественное тепло. Вера делает возможным это чудо; вера не в исповедании какой-либо религии, не в поклонении какому-нибудь алтарю, но в незримую жизнь и в ее законы вечного прекращения. Вера и упование — вот качества, которыми необходимо должен обладать ученик. Весь январь, этот месяц начинания, Посвящен обряду школы любви; при каждом восходе солнца, в каждый полдень и в каждую полночь, соблюдается своя особая молитва, которую произносят все в унисон. Молитвы эти могут быть объявлены лишь тем, которые действительно вошли в школу. Другим ученикам изучаемое в школе сообщается в это время года одним из ее учителей; все те, что серьезно пытаются вступить на высокий путь, могут принять участие в этих бдениях, продолжающихся весь месяц. Глубокий фиолетово-синий оттенок, цвет любви, напоминает Чертог Любви в продолжение всего времени бдения, и потому, насколько он ощущает этот оттенок, ученик может узнать, достиг ли он входа в школу и насколько велики его успехи. Соблюдение бдений дает ученику силу вынести последующие празднества мистических месяцев; и поэтому хорошо, если он вполне отдает себя им, постоянно пребывая в этом месте обучения, потому что из него, как из источника, изливается сила, когда в нем собираются Учителя любви. На праздник Воскресения в двери его вступают лишь принятые члены школы. Ученик, который пожелал войти в школу любви, должен пройти через строгие подготовления и овладеть пятью качествами и семью свойствами обладания, которыми отмечают ученика. Первые два качества — это вера и упование; третье способность милосердия, благодаря которой прощение обид становится естественным вместо того, чтобы быть вынужденным. Когда ученик способен достичь этого, он отдает орудия оскорбления или борьбы. Он более не желает покоя, власти, или радости для себя или для кого-либо любимого. Раз навсегда уничтожен всякий повод борьбы с кем-либо или даже защиты от кого-либо. Тогда дух ученика становится подобен голубю с белым оперением. От великого Братства любви исходит та власть и та сила, которыми он обладает, применяя их под руководством учителей Братства. Власть и сила могут быть одинаково как орудиями зла, так и орудиями добра, и люди часто, применяя их, производят зло даже и тогда, когда побуждаются наивысшими намерениями. Ученик должен применять их, лишь будучи учеником высокой школы и зная, что более мудрые, чем он, действуют через него. Поэтому ученик до своего вступления в эту школу, может лишь изучать, но не быть активным деятелем в человеческом мире. Поэтому он должен подготовлять и неустанно испытывать себя, достиг ли он требуемых качеств и свойств. Требуемые качества суть: во-первых — способность к вере или к неосознанному знанию. Во-вторых — божественное упование, или неугасимая надежда. В-третьих — дар милосердия. В-четвертых — сила чистой любви, дающая без желания возврата. В-пятых, — сознание незримого, или знание высшей природы.

Свойства, по природе своей, отчасти психические, отчасти интеллектуальные. Умение распознавать, разум, правосудие, почитание — могут быть познаны человеческим умом и поэтому определяются, как интеллектуальные качества. Обладание внутренним зрением, внутренний слух, чувство духовного прикосновения — по своей природе свойства чисто психические, и они служат для духовного просвещения ученика. Есть еще много других свойств, которые развиваются, когда весь психический человек достигает своего полного роста; но этими семью свойствами ученик должен овладеть раньше, чем он сможет приступить к первому уроку в школе любви, или пройти через первое посвящение. Тот, кто сливается с телом любви, должен при слиянии с ним отдать все, даже собственную душу. Раньше, чем он сможет быть признан Братством любви, он должен взять свою животную самость и сложить ее к ногам своим, так чтобы попрать ее своими ногами. Раньше чем он сможет узнать о существовании Учителей Любви, он должен убить то ослепляющее безумие, которое заставляет людей жаждать отдельной жизни своей. Раньше чем смогут приветствовать его, он должен схватить самое трепещущую в нем и побуждающую его жить природу и заставить ее покориться и замолчать. В противном случае она своими воплями о помиловании заглушила бы это приветствие. Не жалей ее, иначе она станет твоим владыкой. Лишь чувства открывают путь в крепость души; лишь через сердце достигнешь ты самого себя. Через любовь должен ты учиться: Уповай на нее, развивай ее, изучай ее. Возьми свое сердце и все ее чувства, сними с них всякий покров и созерцай их пристально. Учись совершать это критически и без страха. Поступай так не только со своим собственным сердцем, но и с сердцем твоих настоящих друзей. Лишь от тех, кто правдив, можно добиться правды. Страдай охотно, зная, что страданием сожигаются и уничтожаются самые грубые части твоей самости. В опыте сердца и в уроках любви содержится не только глубокое наслаждение, но и острая мука. Чем радостнее ты поддаешься страданию, тем скорее прекратится оно. Смотри на твое сердце без страха и поучайся у него. Не бойся жестоких названий, которыми твоя животная душа будет определять твою высшую сущность. Презирай те низшие инстинкты, которые влекут тебя обратно к бессознательности. Ученик, который выражает желание принять участие в этом бдении, не должен забывать, что он этим призывает страдание, которое не замедлит явиться и напасть с такой жестокостью, что она оказалась бы невыносимой для обыкновенного человека. Просьба о психической сознательности должна быть повторена много раз, раньше чем будет достигнута способность внутреннего зрения и внутреннего слуха и чувство духовного прикосновения. Много учеников годами добиваются этого входа в Чертог Обучения во время бдений любви, и желая принять в них участие, и оставаясь все же слепыми и глухими, подавленными чувством одиночества. Если бы они основательно изучали себя, то, весьма возможно, увидали бы, что ими не вполне еще достигнуты необходимые свойства, составляющие часть человеческой природы и развивающиеся во время человеческой жизни. Эти свойства суть: умение распознавать, разум, правосудие и почитание. Пока они не достигнуты, ученик не может приступить к психическому опыту, потому что его развитие должно быть так же совершенно и равномерно, как развитие лепестков у цветка лотоса; и, следуя тому же закону, его природа должна раскрыться столь же уравновешенной и совершенной, как раскрывается чашечка прекрасного цветка. Поэтому психическое сознание не может раскрыться в нем до тех пор, пока он не будет готов применить его надлежащим образом. Если человек, пожелавший вступить на верный путь развития и ставший учеником, уже обладает психическим сознанием, но не обладает еще необходимым совершенным нравственным равновесием, то первым его горьким опытом будет потеря этих внутренних способностей. Они отнимутся у него вследствие опасности обладания ими, пока он не пройдет чрез строгие подготовления и испытания. В этом состоит простое объяснение различия между психическими способностями оккультиста и спиритуалиста. Те, которые называются " спиритуалистами", овладевают этими способностями без необходимой подготовки и могут оказаться в своем психическом теле в среде как добрых, так и злых сотоварищей. Ученик же, когда открываются его психические чувства, находится на своем месте, в своей собственной школе. Он не блуждает по проезжим и окольным путям астральной жизни, которые так же полны опасностей и зла, как и земные пути; он должен стоять на своем посту, исполнять назначенную работу, стоять на этом посту непоколебимо и исполнять работу неустанно. И лишь когда он достаточно подвинется на пути, он заметит присутствие тех членов школы, которые в мистическом смысле находятся вблизи него — своих настоящих друзей. " Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них". Где два или три ученика любви находят друг друга, там ощущают они незримо находящийся среди них возвышенный образ Того из Аватар (аватарами имеются в восточной мистике воплощения микрокосмических существ, не проходящих земной эволюции), Кто дал обет остаться с нами до скончания мира. Он никогда не оставлял нас и никогда нас не оставит; в земных пространствах Он проходит среди страждущих людей, становясь видимым для них в минуты крайней душевной муки. В мире психическом Он находится среди учеников, непрестанно помогая душами подниматься и указывая им путь, истину и жизнь. Много раз ученик должен пройти через испытания и очищения всего мистического года, раньше чем для него станет возможным получить это признание " двух или трех". Этого и не нужно, чтобы узреть Христа. Он пришел к праведным и к грешникам, и Он все еще приходит к ним; единственное необходимое для этого качество, — это совершенное раскаяние или крайнее страдание. Но видеть, слышать и чувствовать двух или трех и признать среди них Его образ может лишь тот, кто в состоянии твердо стоять на своем месте и кого невозможно столкнуть с этой ступени. Многие ученики год за годом присутствуют на гораздо более поздних обрядах, все же не имея силы принять испытания или попытаться пройти через посвящения. Они накопляют силу и знание, присутствуя при мистических обрядах. Эти испытания превышают способность одиноких душ, все еще подверженных иллюзии разделенности. Только когда настоящие друзья узнали друг друга в психической жизни, делается возможным полное посвящение. Никто не может поднять тяжелый засов в одиночестве. Когда впервые иллюзии разделенности перестают влиять на ученика, его охватывает подавляющее чувство одиночества; ибо те, с которыми он встречается и которые окружают его на физическом плане, вряд ли еще его настоящие друзья; и если бы они даже и были ими, то он не смог бы узнать их своими физическими чувствами. Его предупреждают, что нельзя искать этой духовной близости в том или ином внешнем чувстве любви или дружбы, как бы глубоко и чисто оно ни было. Кто ищет его в какой-либо физической привязанности, тот ищет его в ложном направлении, и это влечет за собою возмездие. Лишь среди оккультных обрядов и бдений может осуществиться это нахождение духовных друзей. Если здесь, когда у тебя откроется истинное познание тех, что являются твоими настоящими друзьями, ты найдешь какое-нибудь лицо, которое ты и на земле считаешь другом, тогда ты можешь быть уверен, что действительно подвинулся на своем пути. Если кто-либо обладает достаточной силой, чтобы достичь общения с другом как на физическом, так и на психическом плане, то это означает, что его божественная часть оказалась способной раскрыть лепесток своего лотоса и позволила его аромату стать благоуханием для внешних чувств. Ибо эта возможность должна прийти сверху; она означает, что двумя посвященными предопределено или дозволено встретиться на земле — чудо, случающееся раз в тысячелетие. Никто кроме высокого посвященного не знает, как подвергнуть испытанию связь, соединяющую друзей во внешнем сознании, и установить ее истинную природу.

Глава V

Никто, раз узревший белизну Праздника Любви, не может оставаться в той лени и безразличии, в которые погружены люди и в которых коснеют многие из учеников. Отныне это становится невозможным. Сердца раскрываются даже у тех, чьи поступки делают мучительной самую мысль о них. Если ученик много раз присутствовал на Празднике Любви, прошел через испытание и проник мистерии, то ярко-алый оттенок — цвет страсти и пламени желания исчезает, и все становится белым, подобно лилии. Когда ученик видит это, он может быть уверенным, что он взошел на первую степень Белого Братства, существующего внутри тела любви, в его сердце, в его центре. Тогда открывается чудесное присутствие голоса безмолвия; он проявляется в нежном и таинственном ритме, подобно тому, как если бы пульс начал биться несколько громче прежнего; благодаря медленному и удивительному нарастанию, он становится определенным и ясным. Голос этот появляется не как чудесный звук, который лишь в исключительных случаях достигает сознания: он становится постоянным руководителем и повелителем. С его помощью веления достигают духа человека, и его материальный ум воспринимает их таким образом, что ученик ни только знает, как ему следовать этим велениям, но и знает также, что он необходимо и безусловно должен следовать им, как необходимо должен он следовать законам природы. Лично для него посылаются ему эти веления и, следуя им, он без помощи внешневедущего учителя постепенно изучает то, что необходимо для его жизни теперь, когда он уже настолько подвинулся в своем ученичестве. Он узнает, как совершать в продолжение шести священных месяцев необходимую ежедневную концентрацию, не прерывая ее в течение известного времени; как присутствовать при мистических обрядах и праздниках, пока он еще не способен вынести их испытаний; как сделать себя частью великой драмы и войти в ее трагическое развитие, хотя им еще не принято посвящение. Когда эта трудная задача исполнена в совершенстве, ученик может надеяться на следующий год поднять тяжелый железный засов, окончательно вступить во все обряды и пройти, хотя и страдая, но невредимо через все испытания. Если бы даже тот, кто раз увидел белизну, захотел отказаться от борьбы и стать опять таким же, как беззаботные люди, то это оказалось бы невозможным. Если раскрылся хотя бы один лепесток, цветок никогда уже больше не может вернуться к прежнему состоянию. Дух проснулся и должен бороться и продолжать действовать на определенном ему поприще без отдыха, без перерыва, поддерживаемый лишь глубокой сознательностью, хранящий дух невредимым во время тревог и волнений; эта благословенная помощь теперь по праву принадлежит ему, ибо в своих глубинах дух познал благословенный, нескончаемый покой. С пробуждением духа пришло и чудесное осознание окружающих его сущностей сплоченной рати, члены которой стоят близко друг возле друга, связанные не законом или велением, но тем, что сердца всех бьются одинаково, что одно стремление одушевляет всех. Неразвившиеся члены человечества погружены в иллюзию и движутся в ней, как люди движутся во мгле; она заставляет их воображать, что каждый из них отдельное существо, которое способно действовать в одиночестве, и если только оно достаточно сильно, решительно и эгоистично, то захватить все, что есть в жизни хорошего и ценного, для себя одного. Тому, кто заглянет немного глубже внешних границ своей личности, это представляется очевидным заблуждением. Вглядитесь в прилив и отлив в природе, и вы увидите, что внешние проявления составляет лишь временную и непостоянную часть природы, непрерывно меняющуюся и подчиненную непрестанному обмену веществ. Если бы возможно было отделить тело от всего, что его окружает, то это было бы равносильно его смерти. То же происходит и с духом, он никогда не отделяется от того, что его духовно окружает; то, что материальные формы изолируют его, есть лишь иллюзия. Поэтому человеческий дух должен лишь пробудиться к сознанию реальности своего существования и достичь полной сознательности. Тогда все станет вновь его собственностью: безграничные пространства и миры духовной жизни и сердце любви, которое есть очаг мира, куда все приходят в свое время, чтобы найти тепло и бесконечную радость. Помни, что животная душа человека и божественный дух не могут одновременно развернуть всю свою деятельность. Одно из двух должно подчиниться. У человека, живущего материально, его божественный дух находится в подчинении. Каждый человек сам избирает для себя, что из двух должно преобладать, что должно расти и становиться сильным, как исполин: между тем как другое становится все слабее и неспособнее к деятельности. Его выбор будет действовать в нем, как его желание. Всякий другой выбор бесполезен. Рабам нет места между учениками, и они не могут войти в их среду. Кто решается идти по высокой тропе, поступает так по собственному желанию, и его страдания становятся для него радостью; таким образом приходит он к экстазу. И тогда ему открывается сознание, что радость и страдание суть лишь два вида одной и той же сущности, хотя обыкновенному человеку они и представляются совершенно разными и столь же далекими, как два противоположных полюса.

Сдерживай свою животную душу, пока беседуешь со своей божественной сущностью: сложи ее себе под ноги и заставь ее служить тебе; но не пытайся убить ее преждевременно. Она лишь оживет снова и предстанет пред тобой в новом виде, наполняя тебя ужасом и страхом. Ты не властен убить ее. Избавиться от нее ты можешь, лишь сделав ее своей слугой, изменив ее силы в силы божественные и перенеся внимание на них. Во время работы над совершением этого чуда все высокие и благие силы с земли и небес придут тебе на помощь, придут безмолвные, но не незаметные в своей помощи, ибо ты следуешь их законам. Аскет идет против законов как низшей, так и высшей природы, и потому он становится отверженным и чуждым, и должен бороться в одиночестве, беспомощно бредя по безнадежной тропе. Ему суждена неудача, ибо никогда идущий в одиночестве не может надеяться открыть железный засов. Рассмотрев факт физической неразделенности, ты должен вспомнить, что низшая и высшая природа работают аналогично и следуют законам соотношений. В высшей жизни все законы становятся определеннее, положительнее и неумолимее, чем в низшей. Пока еще находишься на пороге оккультной жизни, необходима вера, чтобы двигаться в правильном направлении, так как высшая природа еще неведома, и невидима. Но раз пробудилось духовное сознание и раскрылись психические чувства, то немедленно осуществится и будет познан закон нераздельности. Взгляни вокруг себя, и ты увидишь растворящую, сплавляющую силу действительной духовной жизни. Посмотри, как сознание Учителя становится сознанием ученика, как душа любящего становится душою любимого, как мать и дитя обмениваются мыслями без слов. Самая великая любовь из всех, более сильная, чем все, это любовь Учителя к ученику. Он отец и мать, возлюбленный и друг тому, кто учится, кто уповает на него, и кто вошел в то тело любви, частью, которого является и Он сам. Когда уничтожено чувство разделенности, уничтожено и самое большое препятствие на пути власти. Уничтожены также и его опасности. Ибо когда человек достигает этой ступени, он становится вполне беспристрастным, и вся сила его употребляется на благо целого, а не на самого себя. " Сила, которой будет искать ученик, есть то, что сделает его в глазах людей ничтожеством". Это правильно написано огненными письменами на стенах Чертога Обучения и не исчезнет пока будет существовать мир. Человек лишь тогда может перестроить свою физическую природу и создать из нее природу божественную, когда он знает, что ни она, ни оживляющая ее сила, не есть его собственность и не может быть отождествлена с ним самим. Когда он познал это, он готов снова построить свое тело и создать в нем духовный образ, достойный бессмертия. Пока он почитает себя отделенным от других, хотя бы от человека, к греху которого он питает отвращение, пока в нем живет еще какое-либо желание отдыха или покоя — до тех пор он слеп и нем и беспомощен в присутствии Великих. Человеческая любовь кончается вместе с здешней человеческой жизнью; поэтому необходимо знать и испытать ее вполне, ибо уроки, которым она учит, составляют часть опыта человеческого странствия. Любовь, удовлетворение, чувство единения, приходящие по ту сторону человеческой жизни, невыразимо сладостнее и сильнее, чем какое-либо человеческое чувство; но они достигаются благодаря человеческим переживаниям. Для человека нет другого пути. Тогда знание, приобретенное удовлетворенной любовью, становится частью человека и радость и горе, не смущают более, но становятся чем-то новым, соединившимся в новом чувстве, которое сохранится для него навсегда. Мирта, маленькое деревцо личной жизни, выросла во весь свой рост и достигла времени своего расцвета и взглянула в небеса очами своих цветов. Теперь это деревцо низко склонилось — оно легло благоухающим ковром в храме благоговения. Духовная любовь — атмосфера или, скорее, духовный эфир, в котором, вращаются и движутся по своим намеченным путям духовные сферы. Когда дух познает это, и это знание станет для него привычным, тогда начинается его духовная деятельность. То, что на обычном человеческом языке называется любовью, эта страсть, пробуждающаяся от соприкосновения двух личностей, не есть только средство, благодаря которому поколения приходят на землю. Люди, представления и знания которых ограничиваются вещами материальными, полагают, что это так. Но тем, кто хотя бы немного приподнял железный засов, запирающий золотые ворота, известно, что страсть, называемая людьми любовью, несет иную, более великую задачу, чем создание жизни на этом плане. Она создает жизнь также и в мире потустороннем. Она является способом перехода с земли на небо, от вещей материальных к вещам духовным. Все соприкасаются с ней раньше или позже; самое черствое человеческое существо все же питает какое-нибудь чувство к другому существу — может быть любовь к старой матери или к беспомощному ребенку. В эгоизме каждого человека можно найти просвет, и опыт приобретаемый в этой любви, столь же неизбежен, как рождение и смерть. В зависимости от самих людей, это может казаться только бесплодным усилием, едва достойным того, чтобы быть отмеченным в летописи временно; или же это может вырасти во что-то яркое, означающее пробуждение души к своему великому наследию, к жизни любви духовной. Тот человек, для кого страсть остается лишь страстью, остается и сам лишь человеком. Для него земля будет вращаться, и солнце светить, пока он нуждается в них; для него бесцельно зеленые листья каждый год будут распускаться на деревьях; весна будет предвещать воскресение; но он ничего не поймет во всем этом. Горечь жизни и ее опытов и соприкосновение с теми, что живут в ненависти и чьи души слепы и глухи, все это делает сердца людей темными и сухими, как деревья зимою. Если бы мы не были ежегодно свидетелями чуда распускания зеленых листьев, мы не могли бы поверить этому, глядя на скованную морозом землю. Но опытный садовник видел еще до наступления морозов крошечные, зарождающиеся пурпуровые и коричневые почки, и он знает, что листочки надежно скрыты под ними, что их хранит в тепле нежная земная жизнь, питающая рост растений. Тоже происходит и с сердцами людей. Учитель, посвященный, мудрый в познании человеческой природы, садовник людей, наблюдает, как они проходят сквозь горькие испытания, кажущиеся духовной смертью, и хорошо знает, что зародыш скрыт внутри, что он раскроется, когда будет пройдена и пережита горечь. Человек должен умереть; однако, смерть любимого человека — это самая тяжелая утрата, какую может послать. Но погодите: память об умершем друге покроется со временем мистической зеленью точно так же, как естественная зелень распустится над его могилой; впоследствии новый друг, быть может, будет держать твою руку в своей и говорить о нем и своими словами и мыслями сделает то, что эта зелень станет еще гуще. Оба могут быть твоими настоящими друзьями; и если это так, ты не можешь быть разделен с ними; если же они не настоящие твои друзья, тогда разлука с ними неизбежна. В храбром сердце, в сильной душе победоносно просыпается вновь и раскрывает свои смелые зеленые листочки, подобные зеленым листьям природы — нежные, тонкие, хрупкие, всходят они, и легко оборвать и измять их, и все же непобедимы они в своей все вновь возвращающейся жизни и красоте. И ученик, зная, что любовь дает и не ищет своего, любит непрестанно как того, который ушел далеко, так и того который с ним. Движение сердца — страсти, зависть, надежда, и страх — которые временами угнетают людей, могут довести их до болезни, и от болезни до безумия. Когда это случается, то причиною бывает то, что люди слепы и невежественны и не знают, как раскрыть божественную сущность самих себя. Они не знают, что каждая капля крови в теле человека может быть изменена в своей природе и может стать частью его духовной сущности; и не знают, что от них зависит эта перестройка и это превращение. Каждая сила и каждая страсть, которой обладает человек, принадлежит ему по божественному замыслу, и если он разбивает какую-либо часть своей природы или же пренебрегает ею, то он обманывает возложенное на него доверие. Духовная сущность должна вырасти из сущности материальной и стать по своей форме вполне совершенной и могущественной. Чувства вводят тебя в крепость души; через сердце достигаешь ты самого себя. Преображая чувства, можно излечить болезни жизни и уничтожить ее безумие. Преврати все чувства во власть. Возьми чувства и преврати их в сознательность. Возьми болезнь и преврати ее в силу. Возьми безумие и преврати его в божественное упование.

Февраль и март.
Человеческая жизнь и человеческая смерть.
Обряд Жизни и Смерти — 21-го марта

Глава VI

Как осуществить это превращение? Месяц февраль посвящен подготовительному бдению, в продолжение которого должны быть пройдены три ступени. В некоторых психических школах этот месяц делится на три периода, по девяти дней каждый. Эти ступени соответствуют достижению самообладания, достижению уверенности в себе и достижению покорности. Когда эти ступени изучены и достигнуты, тогда становится ясной и мистерия учения любви. В жизни по всем направлениям рассеяны необычайные мгновения, которые не имеют ничего общего с другими мгновениями жизни, так как в них должны быть приняты важные решения, решения, на которые способно лишь высшее " Я". Когда наступает такое мгновение, то человек или совершенно беспомощен перед ними, или же сразу сознает, что никакие мирские или обыденные соображения здесь не имеют значения. События жизни, раскрывающиеся одно за другими со всей тихой таинственностью естественного роста, приводят человека, незаметным и равномерным ходом своим, к одному из этих важных мгновений, и он оказывается вынужденным принять такое решение, благодаря которому все его существо бывает вовлечено в борьбу. Человек, который беспомощен перед этими испытаниями, становится добычей болезни и безумия. Ученик же остается непоколебимым на поле борьбы со своей природой, среди тревог жизни, и твердо производит в самом себе превращение Чувства и агония желаний, вызванная в человеческой жизни каким-либо затруднительным положением, могут быть превращены в силу, употребленную для великой цели. Побуждение, ведущее человека, должно быть самым высоким, на какое он только способен, и действие, избранное им, должно быть самым бескорыстным. Если он решительно примкнет к этому знамени, он увидит неожиданно, что его болезнь проходит, а окружающие его люди ощутят в то же самое время исходящую от него силу, которая увлечет и их ввысь и заставит их следовать самым высоким доступным для них побуждениям. Тогда отчаяние и страдание, способные привести к безумию человека, не управляющего собой и не руководимого, внезапно превратятся в доверие к незримым и благим силам, и души тех, что вовлечены в круговорот страсти или в море страдания, поднимутся очищенными. В этом и состоит задача ученика, в ежедневной жизни и в общении с людьми; этим великим усилием он зло превращает в добро в жизни тех, что его окружают. Вся жизнь становится мыслью, когда ее приобретают подобным образом, ибо малейшее событие, даже самое простое, содержит урок. Никакая мелочь повседневной жизни, не может быть слишком ничтожна, чтобы нельзя было воспользоваться ею для подобной цели; и есть вещи, которые могут быть испытаны лишь таким образом. Это время года представляет символически и поясняет опыт человеческой жизни между рождением и смертью. Этот опыт жизни, в котором содержится, как кажется непосвященному, все то, что представляет собой человек, и что он имеет, в действительности есть лишь подготовление к физической смерти и к тому превращению, которое должно было бы последовать за этой физической смертью и которое следует за нею, когда ученик достаточно подготовлен. Долгое бдение, с его ежедневными молитвами и медитациями, соблюдается, начиная с того дня, когда закончены обряды рождения, и вплоть до тех пор, когда празднуется распятие на кресте. Во время этого удивительного и глубоко мистического часа распятия во всем мире все христиане думают о Человеке, распятом на кресте. Задачей Христа было показать и раскрыть значение Креста — этого изначального символа, который однако не был ясно понимаем раньше. Задачей последнего Аватара было высоко поднять его в глазах людей и внедрить его в их сердца. Человек, распятый на кресте времени и пространства — вот последствие рождения духа в материи. В мире психическом дух ученика претерпевает высшее распятие страдания вместе со всем человечеством и в нем, как и сам Христос доныне претерпевает его. Ребенок вошел в жизнь; он добился того, о чем просил, он достаточно окреп для страдания и должен теперь в полной мере претерпеть муку этого состояния, которое мы называет жизнью физическою или жизнью психическою. Теперь ученик обратил свое внимание на обряды и праздники рождения, которые символически представляют его добровольное нисхождение в материю и вступление в человеческую жизнь; быть может, он был уже свидетелем этих обрядов. Когда он прошел чрез их испытания, он перерос то руководство, какое ему может быть дано на этой ступени. Испытание, через которое он уже несомненно прошел, это то, которое непосредственно следует за желанием рождения. Никто не может принять участия в литании Распятия или пытаться вести жизнь Христа, пока он не прошел те три ступени, ведущие к совершенству, на которых поучаются в продолжение этого периода. Учитель, объяснивший своим ученикам значение креста и давший им отрывки обряда посвящения в жизнь Христа, не проповедывал аскетизма или отделения от людей, ибо он знал, что в человеческой жизни проходятся необходимые испытания. Для того и существует человеческая жизнь. Мистический и оккультный ритуал проявляется и утверждается в ежедневной жизни мира, ибо самый смысл этой жизни каждого дня есть пробуждение и очищение человеческого духа, а это возможно лишь благодаря жизни сердца и его чувств. Но раньше чем станет возможным, не только слепо ощутить, но отчасти уже и сознать эти чувства, должны быть пройдены ступени, которых три: Самообладание — таково первое условие, необходимое для честолюбивого человека. Для ученика, пытающегося достичь высшего, нежели чего добивается честолюбец, это обозначает такую власть над своей низшей сущностью, что она вполне повинуется велениям высшей. Самообладание, которому учит честолюбие, есть как бы броня или щит, защищающий человека от других людей. Оно не касается внутреннего состояния человека. Твердость, вот что обычно извлекает из него человек. Самообладание же, которому поучаются в мистической жизни, состоит в очищении сердца. Это контроль, производимый высшею сущностью, воином, над низшей сущностью — человеческой природой. Это может быть достигнуто, лишь тем, кто установил направление, кто знает, что он желает духовного развития более, чем чего бы то ни было, и сознает это всегда, не допуская и тени возможности поворота в другую сторону. Низшая сущность не должна быть умерщвлена, ибо она подобна корню в земле, из которого вырастает большое дерево! Она должна следовать всем законам естественной жизни: расти, становиться сильной и, наконец израсходовать себя во время опыта жизни, оставаясь притом до конца под безусловным контролем.

То, что является человеческой любовью, должно в продолжение периода, называемого, человеческой жизнью, достичь своего полного развития и стать совершенным, прежде чем ее покинуть. В напряженных опытах любви и печали, радости и горя, силы и бессилия, удали и неудачи, посредством победы над низшей сущностью происходить превращение в природе человека. Нет никакого иного пути, потому что только чрез человеческую жизнь идет путь к потусторонней жизни. Если кто-либо отделяется от человечества, то он сходит с пути, сворачивает с него, и должен снова возвратиться по оставленным следам. Человеческие души погружаются в материю и распинаются на кресте времени и пространства, чтобы испытать человеческие чувства и собрать, благодаря им опыт. В этом и состоит значение древнего как мир символа креста, который сначала изображался без Распятого на нем, представляя символически мистерию сотворения, мистерию времени и пространства и всех условий материальной жизни, какими они были созданы. Впоследствии нисходит Тот, кто сознательно принимает на себя страдание опыта жизни, где все ограничено двойственностью противоположностей. На халдейских кирпичах находится изображение креста в виде свастики, в древнем Египте крест появляется соединенным с кольцом. Испанские завоеватели Мексики нашли его и там под названием " дерева нашей жизни", его изображение оказалось высеченным на спине гигантских статуй, найденных на затонувшем среди Тихого океана материке; это самый древний символ Индии. В иконографии Египта крест с кольцом является символом бога в человеке; возникший впоследствии на кресте Образ передает идею Божества страдающего, как человек, заключенный в теле, страдающего сознательно, разделяющего из любви к человеку человеческую участь — распятие. Те, что живут с единственной целью получить удовольствие и избегнуть страдания, не отказываются перейти на ступень, на которой приобретается самообладание, должны не только все снова и снова проходить опыт жизни, пока не смогут пройти его, как следует, но их опыт становится все более и более тяжелым, пытка все более определенной и острой. Ибо человек, если он не хочет учиться сам, должен быть учим. Те, что не желают учиться, из воплощения в воплощение принуждаются к этому посредством жестоких испытаний и несчастий.

Глава VII

Вторая ступень, достижение уверенности в себе, принуждает ученика призвать на помощь воина — свою собственную высшую сущность. Человек, достигающий уверенности в себе ради того, что это выгодно для его самости, может руководиться при этом одинаково как своим интеллектом, так и своей животной душой, так как каждый человек способен следовать эгоистическим целям. Но ученик стремиться разрешить эти вопросы по благу всех; и он принужден решать их так, чтобы достичь уверенности в себе, без Учителя или какого-либо руководителя, но исключительно при помощи света Логоса, живущего в нем самом. Животная душа человека, озаренная лишь разумом, вступает на поприще жизни подобно дикому животному, выходящему на добычу; она следует лишь инстинктам самозащиты и нападения. Ведомый ею дух направляется то туда, то сюда, без цели и без смысла, отчаянно сражаясь за то, что, будучи достигнуто, оказывается никуда не годным; он следует за толпой, толпясь среди тех, которые убивают и которых убивают согласно закону войны. Взгляните на воина и внемлите его словам, когда он говорит: " Это лишь борьба из-за разбитых игрушек, но это является частью великих подготовлений". Лишь когда ученик прошел через определенный ему опыт среди противоположностей, выстрадал всю муку несовершенства и борьбы — был как мужчиной так и женщиной, как несчастным и счастливым, встречал удачу и был гоним неудачей, имел успех и был безуспешен, был богат и беден, повелевал и повиновался, — лишь тогда человеческая жизнь становится для ученика сознательным подготовлением к тому, что следует за нею. Он проходит все снова и снова через жизнь, обогащая этим опытом свою духовную память и сохраняя его в ней как драгоценную ношу, этот опыт противоположных условий, и притом безостановочно следя за тем, чтобы все было действительно хорошо изучено. И там, где испытываемые им чувства показали бы ему, что урок постигнут несовершенно, или что решение принято недостаточно твердо, он сурово поворачивает назад и проходит снова ту же ступень, стараясь снова добиться такого воплощения, в котором он бы смог выполнить свой урок успешно. Он действует не по приказу, повторение было бы бесцельно, если бы совершалось по принуждению другого, хотя бы самого высокого посвященного. Ученик должен доверять своему собственному суждению и полагаться на свои собственные наблюдения. Жертва возвращения и прохождения вновь по своим прежним следам должна быть совершена им добровольно и по его собственному побуждению, а никак не в виде какого-либо послушания. Так часто являющееся у людей в важные и критические моменты жизни чувство, словно уже раньше было пережито нечто подобное, происходит благодаря этому прохождению вновь по своим собственным следам. Даже у людей, которые еще не вступили на путь, это чувство появляется в минуты отчаяния. Убийцам и самоубийцам в момент совершения безумного поступка он представляется ужасающе знакомым. Разные события, приводящие их к этому решению, отступают в это мгновение на задний план и становятся неважными, и люди чувствуют, что уже неоднократно вступали в жизнь, влекомые страстью, живущей в них и заставляющей их поступать именно так. Они принуждены страдать благодаря именно таким же вспышкам отчаяния или гнева и в других жизнях, пока их высшая сущность не получит господства и не воспрепятствует дать снова совершиться роковой ошибке. Лишь высшая природа человека может решиться на это и может предупредить окончательное падение духа, которое означает, что все странствие должно быть начато сначала. Каждый, кто снова допускает себя упасть подобным образом, задерживает освобождение всего человечества. То же происходит и с учеником и с телом любви, к которому он принадлежит! Хотя он и неотделим от этого тела, все же каждый атом этого тела ответственен сам за себя и должен полагаться на самого себя. Когда он должен начать действовать, начинается и испытание, и если он всегда избирает наивысшее, то дух остается непоколебимым на своем месте — устойчивым, твердым, победоносным. Кто не может различить высшее, или кто не может решиться избрать его, когда оно опознано, тот колеблется и отпадает и тем приводит в расстройство все целое; он теряет свое место и другой, более уверенный и надежный, должен занять его. Теперь следует ужасное испытание покорности. Те мгновения, когда принимаются решения, как результаты ряда событий, а они случаются как у человека обыкновенного, так и у ученика, являются достоянием человеческого бытия. Но бывают и другие мгновения, гораздо более страшные, когда рука высшей власти вмешивается в дела людей, и когда человек, будь он даже ученик, беспомощен. Существуют решения, которые принимаются в суде, совершенном над всеми нами, и которые безапелляционны и приводят в исполнение неумолимо. Тогда никакое решение не может быть принято самим человеком, для него остается одно из двух: восстать или покориться. Религиозный человек называет эту великую власть, которая дает и берет — Богом; оккультист видит в ней действие закона Кармы. Безразлично, чем бы она ни была, если ученик не может восстать. Не его дело богохульствовать, когда он лишается наиболее любимого, или когда он жестоко свергается со своего спокойного места, на котором он приносит очевидную пользу, — это ясно. Но не его дело также просить о помощи или молить об освобождении. Когда его побуждает великая власть, его дело повиноваться, и повиноваться без ропота, без ропота даже в сокровеннейших тайниках своего сердца. Тем, как он повинуется, выказывает он свое ученичество. Слепая покорность не подобает ученику. Она оставлена позади на его пути; она оставлена на тех ступенях, которых ему не надо больше проходить снова, которых он больше никогда не увидит. Слепая покорность годна лишь для проповедника нравственности, это не оружие воина. Солдат, могущий стать генералом, это тот, который переносит утомление и послушен каждому приказу не только беспрекословно, но и с полным доверием к тому, что это утомление необходимо и приказ правилен. Не его дело судить — он только солдат. Ему не раскрывают плана сражения, он не получает сообщений от тех, что сражаются на другом конце поля сражения. Поэтому, если его любимый друг, быть может, его собственный сын, будет внезапно навсегда отнят у него, и он даже не сможет потом узнать о его судьбе — все же он не должен уклоняться или отказываться от назначенного ему. Генерал знает настоящее место каждого солдата; не дело солдат судить как о себе так и о тех, которые связаны с ними. Могло бы казаться, что подобное испытание может прийти к человеку, только когда он вырос и достаточно окреп, чтобы вынести страдание.

Но это не так. Соотношения вещей в человеческой жизни таковы, что любовь и ненависть — эта великая двоица противоположностей — начинает проявлять себя по отношению к человеку столь же рано, как он начинает испытывать влияние и другой низшей двоицы — жара и холода. Уже благодаря одной только своей беспомощности младенец требует любви. Входя в новую жизнь малыми детьми, все предъявляют это требование. Но оно может быть отвергнуто. Нелюбимый ребенок, присутствие которого в семье, в которую он вошел, нежелательно, ненавистное дитя, которое своим приходом причиняет раздражение и вред, должны претерпеть высокое испытание, не ставши сами ожесточенными и полными ненависти, и настолько подвинутся потом, что найдутся человеческие существа, дающие им любовь, то очевидно, что они достигли следующей ступени своего развития и что им была дана возможность пройти ее в начале воплощения, чтобы уже в продолжение той же самой жизни взойти на нее в ее высшей форме. Несомненно, что их остальная жизнь может другим людям казаться тем, что называют счастливой. Внешнее благосостояние и расположение людей могут сопровождать их, когда они приближаются на этой ступени в высшей форме этого страшного опыта послушания. Покорный должен иметь терпение и желание перенести все. Ученик, который запомнил все это, который исследовал тайны земли и проник в мистерии вселенной, знает, что единственная причина того, почему люди должны страдать это — спасение всего человечества. На всех хватило бы блага и всем достало счастья, любовь всесильна и проникает все; все организмы чудесно приспособлены к радости. Но мистическое назначение человека требует отрешения. В виду этого он должен поставить себе целью придать своему послушанию его истинный характер и сделать совершенной его природу. Сила его желания служить и спасать раскрывает дверь его сочувствуя так широко, что скорбь других воспринимается им без покрова. Он должен быть в настоящем повиновении у других точно так же, как и у себя самого. Долго еще после того, как поборол он свое возмущение по отношению к собственным страданиям, чувствует он, как подымается в нем возмущение при виде страдания других. Его миссия, когда он станет покорным, заключается в том, чтобы помогать; только тем, которые действительно покорны, могут действительно поднять упавшего и успокоить больного. Ибо только они способны сделать это, как надо, ибо их сочувствие уже не отравляется болью возмущения. Ближний (во внешнем, а не в мистическом смысле) это тот, с кем связывает долг и кому должна быть подана помощь. Ученик как и обыкновенный человек, должен испытать опыт семейной жизни: для материалиста это является первым уроком близости другого его духу. Ученик может быть свободен в своем дальнейшем развитии от чего-либо, что является обычным в жизни большинства человеческих существ; от школы сообщества, промысла и труда, от брака или отцовства. Но хотя ему и дозволено, быть может, отчасти удаление и освобождение, все же в события его повседневной жизни и вокруг них вплетаются без нити, привлекающие к нему всевозможные души. Люди, дети, птицы и животные окружают его и пересекают его путь, он должен оказывать помощь; они имеют право притязать на его близость. Ведомые бессознательным знанием, притягиваемые старыми связями, теперь невидимыми, но все же ясно ощущаемыми, приходят эти существа из далека, чтобы войти в его окружение, — существа человеческие, существа низшие и существа сверх человеческие. Он должен увидеть их страдания; он не может отвернуться от них. Он принужден исполнять истинное послушание, давая любовь, которая и не спрашивает. Он не боится утраты для себя; если это достигнуто, то он должен учиться переносить ее, когда она постигает других. Много отнимается у нас в продолжение короткого мгновения нашей человеческой жизни, столь многое, что могло бы показаться на человеческие существа лишь для того, чтобы быть опять отнятыми у них. Молодость, красота, сама жизнь отнимается у всех, даже у самых счастливых. Все то, чем обладают люди, может исчезнуть в любое мгновение. Человек висит обнаженным на кресте, ничем не ободряемый, пока его дух не восторжествует и не освободит себя. Тогда он осматривается вокруг себя и видит себя в том месте, где находится все, что он имел — вне пространства, вне времени, освобожденный от власти креста и раздора противоположностей. Юность это факт вечности и то, что мы называет страстью, есть лишь постепенное исчезновение внешней оболочки ради духа. Красота скрывается в оболочке и украшает торжествующий дух. Жизнь со всею силою заставляет проснуться отсталых; тех, что медлят в своих временных пристанищах и тленных оболочках, она зовет войти в ее комнату.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.