|
|||
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙИстория: бывшая дворянка Анна Дмитриевна Вяземская возвращается в Советскую Россию после нескольких лет эмиграции. За помощью обращается к герою Гражданской войны – Михаилу Николаевичу Тухачевскому.
Набросок прибытия: и приду к ней, скажу, — дорогая видел я удивительный сон ах, мне снилась равнина без края и совсем золотой небосклон знай, я больше не буду жестоким будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним я уеду далёким-далёким я не буду печальным и злым мне из рая, прохладного рая видны белые отсветы дня и мне сладко, — не плачь, дорогая, — знать, что ты отравила меня
В Михайловском театре тесно — оперу «Реквием» ставят довольно редко, так что весь свет Петербурга спешил занять места в партере и выхватить пару чистейших нот, блестяще исполненных оркестром. Анне душно и неуютно, она чувствует, как давит ей французский корсет, как больно ступать в новых атласных туфлях; Анна не понимает, почему все они — сверкающие, жители седьмого неба, топящие свою роскошь в вине; почему все они здесь сейчас, когда дети их и дети их слуг вставляют в пистолеты патроны и вытирают грязными тряпками кровь с обугленных лиц. Шёл тысяча девятьсот пятнадцатый год, а Россия всё ещё жила в девятнадцатом веке романтизма — и это её последний рубеж. Анна Дмитриевна открывает веер, специально подобранный под её вечерний туалет, и чуть наклоняет голову — в правой ложе сидит Феликс Юсупов с молодой женой; Анна бывала в их дворце на Мойке однажды: любовь их к богатству казалась чрезмерной даже для самодостаточного дворянина. Но всё же она им улыбается — не знает ещё, что спустя тридцать пять лет она прочтёт мемуары князя, узнает об убийстве таинственного Распутина; сейчас графиня знает лишь, что мир за дверями Михайловского рушится, чувствует это до боли в костях, но молчит — потому что в царской ложе дают добро начинать спектакль. В России всё будет так, как скажет самодержец — этот закон выскоблен на могилах тысяч его подданных.
*** Петроград содрогается — гранитные плиты его прощаются с пароходами, на которых отплывают в своё безрадостное и безотрадное будущее лучшие умы бывшей империи, загнанные в угол и растерянные аристократы; бедные дети их обречены на скитальческую жизнь в эмиграции и нескончаемый плач об утерянном — никогда им не позволят забыть их имён и происхождения, в сердцах взрастят ненависть к новой России, но заставят любить старую — тёплую, безмятежную и бережно оберегаемую царственной дланью. Плачущие, бедные, жалкие графини, княгини и баронессы бросают в холодную Неву белые платочки с вышивками, чтобы слёзы их смешались с невской водой. Анна чувствует, как смертельный северный ветер продувает её старое пальто, так что она даже сжимает зубы; в руках у неё — одна-единственная сумка, последнее богатство, которое осталось у неё после жизни в Болгарии. Когда она входила в Софию, погоняемая, как гнедая, ветром революции, она ещё не знала, что Болгария заберёт у неё последнее — право на выбор. В 1918 году Вяземские — мать и дочь — покинули свой прелестный особняк на Английской набережной, не закрывая дверей: они знали, что его придут разграбить, и не хотели, чтобы акт этот свершился насильственно. Анна с матерью Еленой уплывали беспрепятственно и тихо, потому что оставались ещё в столице люди, готовые помочь семьей Дмитрия Яковлевича Вяземского — он отдал свою жизнь во всё ещё продолжающейся войне с Германией, а больше у женщин рода Вяземских никого не было. Они плыли в лучшую жизнь — туда, где аристократок приняли бы достойно, дали бы шанс начать всё сначала; они убегали от неизбежной реальности, которая хлынула на Россию, как страшное и беспощадное торнадо; они не знали, как сражаться с такой невероятной силой, и уж точно им не приходила в голову ошеломляюще страшная мысль — в этом крахе виноваты они и им подобные. Но Болгария никого не пощадила — Елена Борисовна, женщина преклонных лет и строптивого характера, по приезде слегла и уже не оправилась; водный вояж отнял последние её силы, которые ещё поддерживали в ней жизнь после смерти мужа. Анна продавала платья и украшения красивым болгаркам, с удивлением рассматривающих элегантную русскую в старой порванной шали. Анна проводила у постели умирающей матери день и ночь, два месяца сражаясь за её жизнь — так она сражалась за своё прошлое, которое безвозвратно ушло, и через несколько лет уже никто и не вспомнит, что на свете жили её мать, её отец и она сама — Анна отпустила свою пустую и ненужную жизнь, уезжая из Петрограда, но отпустить саму себя была не способна. Посольство Российской империи в Болгарии закрылось к концу 1918 года, так что молодая графиня Вяземская не имела ни юридической, ни фактической возможности получить в этой стране помощь; документов своих она на руках не имела — по страшной случайности она оставила их в России, бумаги матери уже ничем не могли ей помочь, а идентифицировать её личность — тем паче. Анна Дмитриевна навсегда закрыла глаза своей матери, заперла дверь в крохотной съёмной комнатушке и подошла к распахнутому окну — в Софии пахло пряностями и травами, клевером и чаем; Анна могла забыть свою личность и начать всё заново, сойти за болгарку и работать швеёй, взять себе новое имя и спрятать под деревом в парке всё, что могло выдать в ней представительницу «голубого» дворянства. Анна могла. /// Бывшая графиня провожает пустым взглядом отплывающий пароход и сочувствующе улыбается плачущим женщинам на палубе — за морем их ждёт беспроглядное одиночество, от которого убежала Анна; она вернулась в Россию, чтобы требовать от новой власти справедливости. Никто и никогда не заставит её отказаться от своего имени и своей родины — так она решила, стоя у тела своей умершей матери. Гражданская война перекроила историю Россию до неузнаваемости — в стране царствовала новая идеология, у руля стояли новые вожди, люди прославляли новых героев; Анна Дмитриевна Вяземская была рудиментом, лишней деталью в этой абсолютно новой жизни — но она зачем-то в неё входила, требуя законного места. Она ведь практически ничего не знала о том, сколько белых офицеров полегло в битве за Россию; и уж точно ей было неизвестно правило — из эмиграции никто и никогда не возвращается. Петроград облачился в кроваво-красное; Петроград праздновал, Петроград бесновался — с концом Гражданской войны в страну пришёл мир, и люди спешили благодарить. Город сменил мундир на рабочую куртку и сапоги, а на стенах в квартирах вешали не портрет уничтоженного в Иркутске Колчака, а фотографию героя новой России — Тухачевского. У Анны Дмитриевны одна правда — её покрытая пеплом революции жизнь, за которую она борется; Анна прямо с набережной движется в сторону Главного штаба; знает, что именно там разместился Михаил Тухачевский со своими друзьями. Всё это ей рассказали во время плавания — утверждали, что Тухачевский и сам из дворянской семьи, так что может помочь восстановить доброе имя, или, по крайней мере, позволит жить неприметную и тихую жизнь без страха быть убитой или ограбленной. О Михаиле ходила добрая слава — Анна поверила в этот миф, потому что хвататься больше было не за что. Поэтому она шла преклонять колени перед новой властью, чтобы не потерять себя. И гордо подняла уставшую голову, когда ей отказали открыть двери в Главный штаб.
Набросок сцены расставания: Анна узнаёт о расстреле своего возлюбленного Михаила Тухачевского. Зарделся на северных склонах новый, тысяча девятьсот двадцать пятый год — его Анна встречала в одиночестве её старой комнатки на Литейном, перебирая спрятанные здесь Михаилом бумаги. Позади её воспалённого и усталого сознания остались дни ареста, тишины, ожидания; её тонкая и незаметная фигурка осталась вне поля зрения сотрудников ОГПУ, которые действовали очень умозрительно — всего лишь выполняли заказ. Бывшие герои Гражданской войны, вестники российской революции с позором сажались в холодные камеры, где условия — сто крат хуже царских. Приходил к власти Иосиф Сталин, равных которому — нет; а если и есть — он их уничтожал. Анна лежит на узкой и неудобной кровати, выдыхая холодный пар в душную темноту; на потолке перед ней возникают неясные образы прошлого, и всё смешивается — детство, особняк отца, блестящие платья великих княжон, потерянный взгляд Феликса Юсупова в ложе Михайловского театра; а дальше кровь, запах табака и горечи, стая военных кителей — и во всём этом её маленький, тайный, до безумия оберегаемый мир, поделённый на двоих. Она никогда ничего не просила — после жестокого падения Анне не нужен был статус, возвращение былых прав (да это и невозможно), престиж и признание общества новой России; она продолжала учить детей простых рабочих и заслужила их уважение и даже любовь; Михаил предлагал ей жить у него, в комфортабельной квартире на Миллионной улице (дом этот принадлежал когда-то Демидовым, друзьям её семьи), но Анну не радовала участь стать содержанкой. В их общей истории любви они оказались наравне. И теперь он погибал, а она — наблюдала за казнью. Её даже не вызывают на допросы, это — лишние заботы, копание в грязном белье; сотрудники ГПУ выполняют чётко поставленную задачу, показания нежены не будут иметь смысла в деле, исход которого предрешён. Анна, конечно, об этом не знает, бьётся в старые двери здания на Гороховой улице и раз за разом слышит — нельзя, гражданка, вы задержанному родственницей не приходитесь, информацию по делу мы не разглашаем — Анна слушает, но не понимает. Этот круг смерти словно смыкается в этом самом месте, на пороге ленинградского представительства ОГПУ; когда-то она также стояла у ворот Главного штаба, требуя встречи с героем войны, любимцем новой власти — теперь он в шаге от вечности, преданный своей страной. Теперь ты понимаешь, каково мне было, Миша. Анна не запирает дверь на ключ, теряя всякое внимание к деталям; все документы и письма она сожгла, оставила себе только маленькую фотографию — Тухачевский в форме, на груди — ордена за отвагу и победу в Гражданской войне. Кто теперь его вспомнит? Эти звери позаботятся, чтобы лица и имена героев были стёрты, забыты, ликвидированы. Тянется третий месяц, как Анна прокладывает свой незамысловатый путь до Гороховой: с Литейного на Невский, потом — по Малой Морской и сразу налево, к главным дверям управления; там её по обычаю встретит дежурный офицер, проверит документы и (даже сочувственно) головой покачает — ничего не известно, дело по товарищу М. Тухачевскому передано в московское отделение ОГПУ. Бывшая княжна только кивнёт, привычным взглядом осмотрит потемневший и холодный холл, натянет тёплое пальто и выйдет на улицу — чтобы снова, тем же маршрутом, дойти до дома. Чтобы завтра, тем же путём, снова прийти к нему. мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови — господи, благослови! В школе необычайно тихо сегодня, словно всех неожиданно объединило какое-то страшное горе; Анна Дмитриевна закрывает дверь, оставляя детей дописывать работу по русской литературе, и открывает газету, что нашла в учительской — его фотография станет символом предательства. Анна водит пальцами по строчкам, они жирно подчёркнуты: требуемрасстрела! троцкистскихибухаринскихлазутчиковистребитьвсехдоодного изменникиродины И его имя среди всех прочих — Михаил Николаевич Т. Ей кажется незнакомой эта болезненная тишина; Анне невдомёк, что все вокруг обескуражены и поражены — герои, военачальники, символы советской власти — все они предатели, лжецы, провокаторы. Даже детям странно и неуютно — всё, во что они верили, теперь словно не имеет смысла. В распахнутом пальто, без перчаток, холодная и словно пьяная, Анна забегает в знакомое до грудной боли здание — её встречают равнодушно. Они всё знают. Здесь замыкается круг. Тошнота подступает резко, ощутимо; Анна останавливается напротив Зимнего дворца, у спуска к набережной, спотыкается и падает на колени — руки раздирает в кровь, но всё, что имеет для неё значение, это лишь одна мысль оглушительная, больная, смертельная Я поверила в эту страну, Миша, потому что в неё верил ты. Она смотрит, как проплывают мимо небольшие суда, на них восторженно осматриваются приезжие гости — Анна чувствует, как отвращение к этому городу, к новой России, частью которой она стала, подступает к горлу; Ты любил эту Россию, Миша, а она выстрелила тебе в лоб. /// Последнюю ночь в Ленинграде Анна провела в крохотном углу своей комнаты, сжимая в руке фотографию — она знала, что навсегда избавится от неё завтра, когда уедет; оставит здесь все документы, всё, что позволяло жить ей в этой стране последние годы. Если не удастся пересечь границу — Анна не испугается смерти и тюрьмы. Анна знает теперь, что место, в котором отведены ей годы жизни, Господь назвал адом. Последний человек, которого я любила — это ты. так идут державным шагом — позади — голодный пес, впереди — с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз — впереди — исусхристос.
|
|||
|