Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СССР в 1950-е-1960 –е годы



 

В конце 1953 г. обострилась борьба за власть между Хрущевым и Маленковым, за которой скрывалось противостояние гос. и партийной частей аппарата управления.

В начале 1954 г. Первый секретарь ЦК Хрущев предложил свой вариант решения продовольственной проблемы. Если меры Маленкова по снижению налоговов стимулировали развитие частных подсобных хозяйств, то Хрущев предложил программу создания «агрогородов», работники которых должны были работать на государственных предприятиях — в совхозах. Другой его инициативой стало «освоение целинных и залежных земель» в Казахстане, Западной Сибири, в Оренбургской, Курганской, Омской областях. Были вспаханы и засеяны 60 млн. га земли, прежде использовавшиеся по преимуществу в качестве пастбищ. Многие тысячи людей переехали «на целину». Строились поселки, дороги, зернохранилища. После первых успешных лет земледельцы столкнулись с быстрым истощением почвы, с пыльными бурями. Потребовались специальные с/х технологии для ведения зернового хозяйства в таких условиях. Впервые в жизни России сельское хозяйство, которое всегда было источником инвестиций, начало превращаться в дотационное.

На январском Пленуме (1955) Хрущев дискредитировал Маленкова, обвинив его в организации «ленинградского дела». Благодаря этому Хрущеву удалось снять Маленкова с должности Председателя Совмина и расчистить себе путь к власти. Т. о., позиции партаппарата в системе управления страной укрепились.

Борьба за власть толкнула Хрущева к его знаменитому выступлению на XX съезде. Заметим, что Хрущев выступал со своим «секретным докладом» перед делегатами съезда уже после официального окончания съезда. Люди, писавшие Хрущеву проект его доклада сделали все, чтобы свалить всю вину за репрессии на Сталина и наркомы внутренних дел Ежова и Берию. Тщательно обходился вопрос об участии в репрессиях самого Хрущева. Он настоял на том, чтобы текст доклада прочитали во всех партийных организациях и во всех крупных предприятиях. Повсеместно стихийно начиналось обсуждение доклада. Люди пытались понять, почему стали возможны массовые репрессии, кто, кроме Сталина, ответствен за эти преступления и кто из тогдашних политиков должен отвечать за это. По всей стране прокатились митинги студентов — от Иркутска до Ленинграда. Начались беспорядки в Грузии, где доклад был воспринят как нападки на великого грузина Сталина, в Абхазии, Тбилиси, Польше и Венгрии.

Власть заметалась. От планов углубить критику «периода культа личности» и провести летом специальный Пленум, руководство перешло к плану В «О преодолении культа личности и его последствий», построенному по принципу: «с одной стороны» — великий революционер, «с другой стороны» — некоторые ошибки.

В этих условиях пошатнулись позиции и самого Хрущева. Он становился все более опасным для старых членов Президиума, которых он стремился выдавить из власти. Более молодых членов Президиума тревожила склонность Хрущева к авантюрам в управлении государством.

Противники Хрущева в Президиуме ЦК подготовили попытку его смещения с поста Первого секретаря. Однако Хрущеву удалось заручиться поддержкой армии и местного партаппарата. Он вместе с маршалом Жуковым смог убедить членов ЦК, что возвращение к власти Маленкова, Кагановича или Ворошилова — главных исполнителей репрессий — приведет к возобновлению террора и его жертвами могут стать военная элита и секретари обкомов.

Итогами неудавшегося заговора стало:

— повышение роли партийного аппарата, который на несколько десятилетий вперед подчинил себе государственный аппарат. Первый секретарь ЦК Хрущев стал в феврале 1958 г. Председателем Совмина СССР;

— отставка в октябре 1957 г. Жукова, обвиненного на Пленуме ЦК КПСС в «бонапартизме», игнорировании партийных органов. Отставка Жукова означала устранение армии из политической жизни страны и установление всевластия партийного аппарата;

— ослабление влияния таких ведомств, как Министерство внутренних дел, Министерство обороны, КГБ СССР; повысило роль отделов аппарата ЦК КПСС;

— установление в политической практике определенных гарантий для представителей высшего слоя партийно-государственной номенклатуры; отказ от применения в широких масштабах террора как способа управления.

Попытка сократить число министерств, предпринятая весной 1953 г., оказалась неудачной. Их количество продолжало увеличиваться. На всех уровнях власти обсуждалась проблема, как укрепить централизованное планирование промышленности и централизованный контроль над ней. В 1957 г. Хрущев внес предложения (высшей степени радикальные), которые меняли весь прежний порядок управления промышленностью. Он предлагал «перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам». Для этого следует перейти управления через отраслевые министерства и ведомства к управлению по территориальному принципу. Он же предложил и форму такого управления - советы народного хозяйства (совнархозы). Его предложения были утверждены в форме Закона «О дальнейшем совершенствовании организации промышленности и строительства», узаконившего переход от вертикального управления — через министерства — к территориальному, через специально созданные совнархозы. При этом значительное число союзных ведомств упразднялось.

Совнархоз – это: 1) территория, объединенная единством управления экономикой. Границы этой территории в Российской Федерации совпадали с автономными республиками, краями и областями. В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине - 11, в Казахстане - 9, Узбекистане — 4 и по одному во всех других. 2) коллегиальный орган управления, руководивший комплексным развитием промышленности, которому подчинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйственные учреждения, расположенные на этой территории. В структуре данного учреждения, кроме руководящего органа были производственно-отраслевые управления по отдельным отраслям промышленности, и функциональные отделы — транспорта, финансовый и пр. Централизованное управление сохранялось только для наиболее наукоемких и важных отраслей ВПК. При этом по-прежнему осуществлялось централизованное планирование. Госплан СССР был не только сохранен, но и расширен.

Экономические последствия создания совнархозов уже в первые годы были положительными. Уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, расположенных на одной территории. Сложнее и противоречивее оказались социальные последствия. Конечно, реформы вызвали негодование столичной бюрократии. Рушились сложившаяся управленческая вертикаль наркоматов-министерств, а вместе с ней и рабочие места министерской номенклатуры. Перспектива покинуть Москву, чтобы работать в совнархозах, была и нежелательной, и не реальной — там были свои кандидаты на руководящие посты. В то же время местные элиты видели в ликвидации министерств расширение своих собственных возможностей. Непосредственно в руководство совнархозов входили председатель, его заместители и начальники управлений и отделов совнархоза, а также директора крупнейших предприятий и строек. Возникала ситуация, когда хозяйственники оказывались относительно самостоятельными по отношению к партийным органам.


^ 5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.

Весной 1957 г. Хрущев провозгласил главной задачей страны в области сельского хозяйства«догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, молока и масла надушу населения». Победа в таком соревновании должна стать решающим доказательством победы социализма. «Догнать и перегнать США по уровню производства на душу населения! ». Отсюда лихорадочные попытки любыми путями увеличить производство хлеба, мяса и молока. Эти реформы были бы хороши, но проводились в спешке, без подготовки и сопровождались принятием противоречивых решений и поэтому не только не улучшили, но даже существенно ухудшили положение деревни.

В 1957 г. было принято постановление «Об отмене сельскохозяйственных поставок хозяйствами колхозников, рабочих и служащих», что соответствовало прежним решениям о снижении налогообложения крестьян. Однако уже в 1958 г. было издано одно из самых нелепых и вредных постановлений ЦК КПСС «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Следствием этого стало резкое сокращение поголовья скота в стране; миллионы семей, прежде сами обеспечивавшие себя молоком и мясом, были вынуждены перейти на снабжение из государственных магазинов.

Хрущев пытался внедрять в сельское хозяйство новые с/х культуры, агротехнические приемы, удобрения, часто совершенно не считаясь ни с конкретными условиями ведения сельского хозяйства, ни с традициями местного населения. «Великий кукурузник». Любимую Хрущевым «королеву полей» сеяли на огромных пространствах России - от Кубани до Якутии. Под кукурузу отводили лучшие земли, т. е. поля, на которые прежде сеяли пшеницу и рожь.

Провал сельскохозяйственной политики Хрущева становился очевидным уже в начале 60-х. Остро ощущалась нехватка не только мяса, масла и молока, но и хлеба, крупы, лапши, сахара, т. е. самых необходимых продуктов. С 1962 г. началась закупка зерна за границей, главным образом в США. Из госфонда СССР в 1963 г: было продано на экспорт рекордное количество золота — 520 т, из которых 372 т ушли непосредственно на закупку продовольствия. Страна оказалась в зависимости от закупок хлеба за границей. Формальным выражением провала с/х политики Хрущева стало постановление Совмина СССР о повышении цен на мясомолочные продукты, опубликованное в мае 1962 г.

В 1958 г. были приняты решения о ликвидации системы машинно-тракторных станций — МТС. С их ликвидацией колхозы получили право владеть сложной сельхозтехникой, которая сталапринудительно продаваться в колхозы. Это имело два следствия: первое - колхозы, выкупая технику, оказывались в долгах; второе — техника оставалась без специалистов по ее обслуживанию и использованию. Бывшие рабочие МТС не торопились становиться колхозниками, терять свое право на рабочую пенсию и оплачиваемые отпуска и предпочитали переходить на работу в промышленность и строительство.

Ликвидация МТС сопровождалась преобразованием колхозов в совхозы. В ходе этого процесса решались некоторые проблемы. Главное – это изменение формы собственности: переход от кооперативно-колхозной к гос. собственности на землю. При всей декоративности кооперативной собственности она юридически все-таки предполагала права колхозников на распоряжение замлей. Когда же колхоз преобразовывали в совхоз, колхозники становились рабочими на государственном предприятии. При этом они теряли свои прежние кооперативные права, получая взамен от государства гарантированный минимум заработной платы, оплаченные отпуска, ряд других льгот, при этом… независимо от результатов работы.

Главной проблемой партноменклатуры того времени был новый Устав КПСС, (1961 г. ), который предусматривал необходимость систематического обновления всех партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичной организации. При этом они должны были обновляться на 25 -50%. Ограничивались и возможности для конкретного человека несколько раз быть избранным в один и тот же партийный орган.

В 1962 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были приняты два важнейших решения. Одно из них - о создании системы партийно-государственного контроля. Другое — «О развитии экономики СССР и перестройке партийного руководства народным хозяйством», что означало разделение партийных организаций по производственному принципу. Все партийные организации теперь делились на промышленные и сельские. Таким образом, на территории одной области или края оказывались два обкома, два исполкома и пр. Это решение внесло полную сумятицу в деятельность местного аппарата власти и стало кошмаром для партийно-советских чиновников. Следом за партийными органами на сельские и промышленные стали делиться профсоюзные организации, комсомол и т. д. Управленческий аппарат т. о., еще больше увеличился.


^ 6. Армия, КГБ и МВД.

Развитие Вооруженных Сил страны характеризовалось появлением новых типов вооружений и прежде всего созданием стратегического оружия, обеспечивающего основы внешнеполитического паритета с США. Это была триада стратегического оружия — межконтинентальные ракеты, ядерные и водородные боеголовки и атомные подводные лодки.

Одновременно с этим происходило огромное сокращение армии. В течение 1955-58 гг. из армии были вынуждены уйти более 2 млн. военнослужащих. Процессы сокращения воинского состава больно ударили по офицерскому корпусу, были расформированы многие военно-учебные заведения и органы управления.

В 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство внутренних дел РСФСР. Отметим, что с 1930 г. в РСФСР это ведомство отсутствовало. В МВД СССР несколько лет подряд шла чистка. Многие сотрудники были уволены, а в I960 г. вообще было расформировано. Его функции были переданы республиканским органам МВД.

В марте 1954 г. был создан ^ Комитет государственной безопасности (КГБ). Первым его председателем стал Серов, много лет проработавший в системе НКВД — МВД, давний друг Хрущева. Ряд функций прежнего МВД были переданы в систему КГБ. В Положении о КГБ, определявшем его деятельность, провозглашалось: «Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органы на местах являются политическими органами, осуществляющими мероприятия Центрального Комитета и Правительства по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов».

Контрольные учреждения многократно реформировались. Прежнее Министерство госконтроля было упразднено в 1957 г. Вместо него появилась Комиссия советского контроля Совета Министров СССР. Однако эффективность этого учреждения, по мнению Хрущева, оказывалась недостаточной. Он предложил создать Комитет партийно-государственного контроля, который и был образован в 1962 г. Образование этого комитета стало составной частью всей реформы партийно-советских органов. В каждой области, при промышленном и сельскохозяйственном обкомах функционировали местные комитеты партийно-государственного контроля. Этот Комитет на всех уровнях фактически дублировал и партийную, и гос. систему, располагая к тому же правом производить расследования, налагать на виновных взыскания и штрафы, передавать дела в прокуратуру и суд. Вскоре он получил право контролировать Вооруженные Силы, КГБ и Министерство охраны общественного порядка. Однако громадная машина крутилась без особого результата. Ожидаемого хозяйственного эффекта от деятельности армии контролеров не было.


^ 7. Последние реформы Хрущева.

Летом 1964 г. Хрущев затеял новую реорганизацию системы управления. Полигоном для ее отработки должно было вновь стать сельское хозяйство. В июле 1964 г. на Пленуме ЦК он выступил с большим докладом, в котором пытался обосновать необходимость создания т. н. специализированных производственных управлений, которые должны были вытеснить партийные органы из управления с/х производством. Двумя годами раньше Хрущев фактически ликвидировал самые массовые партийные органы — сельские райкомы партии, заменив их парткомами производственных управлений. Теперь очередь дошла и до них. Кроме этого, Хрущев подверг резкой критике систему Академии наук СССР и Сельскохозяйственную академию за их неэффективность, угрожал их закрытием, настаивал на переводе с/х научных учреждений из Москвы и Ленинграда в провинцию. Он предложил перейти от составления пятилетних планов к восьмилетним.

Чуть позже Хрущев направил в Президиум ЦК обстоятельную записку «О руководстве сельским хозяйством в связи с переходом на путь интенсификации». В ней содержалась подробная аргументация тех положений, которые он высказал на недавнем Пленуме и содержались предложения по созданию системы союзно-республиканских управлений по производству с/х продуктов — зерна, сахарной свеклы, хлопка, растительного масла, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока и т. д. Назревала очередная кадровая перетряска. Эти планы Хрущева стали последней точкой накопившегося недовольства партноменклатуры. В руководстве страны сложился заговор против него. Решающую роль в подготовке свержения Хрущева сыграли Шелепин и его сторонники - Полянский, Егорычев, Брежнев, Косыгин, Суслов и др.

12 октября 1964 г. Президиум ЦК КПСС принял решение обсудить намеченные на Пленум ЦК КПСС вопросы принципиального характера, в том числе связанные с разработкой нового пятилетнего плана, с участием членов ЦК КПСС, кандидатов в члены ЦК КПСС и членов Центральной контрольной комиссии КПСС. Участники заседания подвергли Хрущева и его деятельность резкой критике. Его обвиняли в авантюризме во внешней политике, несколько раз подводившему страну к порогу ядерной войны - в связи с размещением ядерных вооружений на Кубе, из-за берлинского кризиса, в крупнейших просчетах во внутренней политике, в провале его планов «догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока», в замедлении темпов экономического развития страны, в личной грубости и хамстве. Критику вызвали и его шаги по разделению обкомов на промышленные и сельские, перетряска номенклатурных кадров. Под потоком обвинений Хрущев отказался от дальнейшей борьбы и подписал заранее подготовленное заявление о собственной отставке.

14 октября 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнева избрали первым секретарем ЦК, Косыгина Председателем Совета Министров. Начался новый период развития советской государственности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.