Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Второй хлеб – картофель».



Тема: «Второй хлеб – картофель».

 

Цель:

1. рассказать детям историю появления картофеля на Земле;

2. объяснить происхождение слова «картофель»;

3. обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, сыпучая);

4. развивать навыки проведения лабораторных опытов: определение на ощупь крахмал и муку; растворять крахмал и муку в воде;

5. развивать социальные навыки: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение;

6. развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;

7. воспитывать бережное отношение и  любовь к природе.

 

Материалы: клубни картофеля, прозрачные стаканчики, пластмассовые ложки, тарелки, крахмал, мука, йод, пипетка, белый халат, очки, бейджик, музыка «Звуки природы», тканевые салфетки.

 

Ход занятия.

Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес письмо в группу и предлагает с ним ознакомиться, прочесть (можно предложить ребенку хорошо владеющий чтением).

 

                       «Здравствуйте, ребята!

Я знаю, что вы очень любознательный, умные, сообразительные и всегда хотите много знать интересного, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать. О чем? Узнаете когда прилетите на ковре-самолете ко мне в гости.

                        Профессор Земелькин »

 

В.: Ребята, какое загадочное письмо. Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Ответы детей

В.: Нам предстоит лететь на ковре-самолете и нам нужна сила, чтобы держаться друг за друга, поэтому разомнем наши пальчики (пальчиковая гимнастика).

В гости к пальчику большому,              (большой палец отогнут,

Приходили прямо в дом.                    остальные сжаты в кулак.   

Указательный и средний,                   В соответствии с текстом

Безымянный и последний,                 разгибать поочередно

Сам мизинчик-малышок                        пальцы. )

Постучались на порог,

Вместе пальчики-друзья,                   (Сжать пальцы в кулак и

Друг без друга нам нельзя                разжимать их. )

Дети садятся на ковер, берутся за руки, закрывают глаза и звучит музыка «Звуки природы» (пение птиц, шум воды, шелест листьев и т. д. ).

Воспитатель тем временем надевает белый халат, очки, прикрепляет бейджик и превращается в профессора Земелькина. По окончании музыкальной композиции детям предлагается открыть глаза и встать.

 

Профессор: Здравствуйте, ребята! Как прошел полет?

                 Я- профессор Земелькин и рад вас видеть в своей

                 лаборатории. Сегодня в лаборатории     проходили 

                 опыты с одним овощем, предлагаю угадать, что это                                                                                                                                                                  

                 за овощ?

 

Неказиста, шишковата                     И зелен и густ

А придет на стол она                        На грядке вырастает куст.

Скажут весело ребята:                       Покопай немножко

«Ну, рассыпчата, вкусна! »                  Под кустом. …..

      (картофель)                                                 (картошка)

 

Проф.: Скажите, что у меня в руке? (показывает картофель).  А  вы знаете, откуда в России появился картофель? Я вам расскажу интересную историю про картофель.

 

Более 3тыс. лет назад индейцы, жившие на территории современного Перу, начали возделывать картофель. Его клубни стали для них основной пищей. Хранили индейцы клубни необычным способом: рассыпали их под открытым небом. Клубни мокли под дождем, сохли на солнце, подмерзали по ночам. В конце они сморщивались и размягчались. Тогда женщины и дети толкли клубни, босыми ногами освобождая от кожуры. Полученный продукт называли «чуньо».

 В честь картофеля индейцы устраивали праздники.

Женщины наряжали крупные клубни картофеля как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани. А мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями.

  А 500 лет назад приехали из дальнего плаванья корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из далека, из Южной Америки, переплыв океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля.

А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность, богатым людям. Когда картофель перестал быть редкостью, он появился и у простого народа.

Слово «картофель» произошло от немецкого «крафт тойфель» (дьявольская сила).

Клубень картофеля – не корнеплод, как свекла, морковь, а видоизмененный стебель с почками («глазками»).

В наши дни в Румынии возле города Георгине в поле воздвигли памятник картофелю. В Брюсселе есть музей картофеля. А гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах написал музыкальную пьесу в честь картофелю. Эти все почести удостоен картофель тем, что он стал вторым хлебом для всех людей на планете, на земле.

 

Проф.: Как вы думаете почему? (Ответы детей)             

Много сил и труда надо приложить, чтобы вырастить урожай картофеля. Чтобы посадить клубень картофеля необходимо вскопать землю, удобрить ее, пропалывать от сорняков. Когда картофель подрастет его необходимо окучить. Это делается для того, чтобы взрослый куст не развалился и для рыхления почвы, т. е. чтобы картофель дышал. Он так же, как и любое растение любит воду.

Картофель в России прозвали вторым хлебом, потому что он выручал людей в тяжелые времена, например во время войны, и является национальной пищей. Картофель в любом виде приготовления — это не только сытный, но и питательный продукт. В наше время картошку возделывают даже за Полярным кругом! А также в Африке, Новой Гвинее и множестве других экзотических уголках нашей планеты. В нашей стране картофель занимает одно из самых почетных мест. Из картошки придумано сотни, если не тысячи блюд.

Проф.: Какие блюда можно приготовить из картофеля? (Ответы детей)             

 

А теперь физкультминутка:

      Попрошу всех встать,

      Что скажу, то выполнять:

      Руки вверх и потянулись,

      Наклонились, разогнулись,

      Вдох и выдох - улыбнитесь,

      Потихонечку садитесь.

 

На столе, на тарелках лежат клубни картофеля с разнооттеночной кожурой.

Проф.: Я предлагаю взять в руки картофель и рассмотреть его. (дать время для рассматривания)

А теперь ответьте на вопросы:

· Какой формы клубень картофеля?

· Какого он цвета?

Кожура картофеля бывает разного цвета: синего, красного, коричневого, но сам картофель белого и желтого. Форма клубней бывает разной, даже в виде животных. Это как у людей, все мы отличаемся друг от друга: цветом волос (русые, черные, рыжие), ростом (высокие и низкие). Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

· Какой картофель на ощупь?

· Что есть у картофеля? (выемки-«глазки»)

 

Проф.: Давайте поиграем в игру «Собери урожай»:

1. Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклон вперед, сажая картофель.

2. Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро растет. Поднимите руки, тянитесь вверх- показывайте, как растет картофельный куст.

3. Ветер сильно дует - качайте вытянутыми в стороны руками.

4. Грохочет гром – потопайте ногами. А картофелю все нипочем.

5. Снова в синем небе солнце сияет, и картофель снова быстро растет – тянемся вверх, вставая на мысочки

6. Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

Проф.: Мы с вами собрали урожай, скажите какие блюда можно приготовить из картофеля? (Дети перечисляют названия блюд. )

Скажите, почему сваренный картофель рассыпчатый? (Варианты ответов)

 

Проф.: Картофель рассыпчатый из-за того, что в нем содержится крахмал. Так, что содержится в картофеле? (Дети повторяют еще раз содержание картофеля - КРАХМАЛ).

 

Опыт №1 «Содержание крахмала в картофеле»

Проф.: Давайте, посмотрим, сколько крахмала в картофеле.

       Для этого возьмем сырой картофель, разрежем его пополам 

       и капнем 1 каплю йода. Если крахмала много, картофель

       окрасится в темно-синий или фиолетовый цвет; мало -                                

       бледно-голубой или голубой.

Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, делать клей-клейстер для склеивание бумаги, для накрахмаливания салфеток.

Вот сравните: одна – накрахмаленная, а другая - нет. В чем разница? (твердая и мягкая)

 

Опыт №2 «Определение на ощупь и запах»

Проф.: Ребята, на столе стоят две тарелки: в одной–мука, а в

         другой - крахмал. Посмотрите, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь. А теперь скажите, в какой тарелке мука, а в какой крахмал?

Правильно, крахмал скрипит и светлее, чем мука.

 

Опыт №3 «Растворение крахмала и муки в воде»

Проф.: Давайте посмотрим, как ведет себя крахмал и мука в воде.

        В один стакан с водой насыпим чайную ложку крахмала, а в

        другую - муку и размешаем. Что вы увидели? Вода с

        крахмалом помутнела, и крахмал хорошо размешался, а

        мука плохо размешивается в воде, собираясь в комочки,

       надо приложить усилия. Крахмал хорошо растворился в воде потому, что картофель состоит из воды (70%) и крахмала (20%), а также из витамин.

 

Проф.: Понравилось вам проводить опыты как настоящим  ученым?

Но, к сожалению, ребята, у меня закончилось время, и мне надо приступать к проведению других более сложных опытов. Я вынужден с вами проститься. Ждите следующего приглашения ко мне, в лабораторию, в гости. Садитесь на ковер – самолет, возьмитесь за руки, закрывайте глаза,  вот вы летите над лесом, озером, полем, вдалеке показался детский сад.

 

Звучит музыка «Звуки природы», воспитатель снимает халат, очки. По окончании музыкальной композиции дети открывают глаза и встают.

 Воспитатель: Ребята, я от вас отстала, и вы без меня улетели. Где вы были? Вы познакомились с профессором Земелькиным? Что вы в его лаборатории увидели, узнали?

Дети рассказывают об услышанном и увиденном.     



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.