Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Илоты.. Периэки.. Община равных.



 

Баранова Дарья

Вариант № 5

Дается сравнительная характеристика основных классов и сословий Древних Афин и Древней Спарты

1. Афины.

Афинская демократия основывалась на выраженном неравенстве населения. Полисный строй предполагал существенные различия в пра­вах между отдельными классами жителей.

Полной правоспособностью обладали афинские граждане. По закону, гражданином считался афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых, в свою очередь, был афинским гражданином. По наступ­лении совершеннолетия — в 18 лет — юношу записывали во фрат­рию и в филу. С 18 до 20 лет юноши обя­заны были пройти военную службу, и только после этого получали право присутствовать в нар. собрании. Органы самоуправления — демоты ве­ли гражданские списки; общий контроль осуществлял булэ . Женщины не имели самостоятельного гражданского статуса и рассматривались юридически только в со­ставе родовой семьи. При Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем — врожденной привилегией.

Права гражданства проявлялись, главным образом, в политиче­ской сфере — т. е. участием в деятельности органов власти, управ­ления и суда. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи из общественных фон­дов, гарантированное право «доступа на рынок». Однако значи­тельными были и гражданские обязанности: помимо воинской службы афиняне платили налоги, выполняли натуральные рабо­ты, из которых одной из самых обременительных была навкрария постройка кораблей за свой счет или своими силами.

Категории населения: Низшая имущественная категория — фэты. Не назначались в магистраты (хотя к V в. до н. э. их число составляло от 2/3 до 1 /2 населения полиса). Даже после де­мократических реформ сохранялись привилегии родовой аристо­кратии в семейно-религиозных делах и, отчасти, в положении в су­де. Многократное исполнение общественных повинностей (что бы­ло типично для богатых людей) также давало неоспоримые преимущества перед судом.

Вхождение афинянина в число граждан обставлялось особой правовой процедурой епитимией . За совершенные против поли­са преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии — лишению прав граж­данства с изгнанием или без такового. Атимия ­следовала за: проявление в бою трусости, лжесви­детельство, растрату общественных средств, за попытку подкупа магистратов. лишение права доступа на рынок, в святилище, разумеется, участия в органах власти.

Второй категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки). Это были натурализовавшиеся выходцы из других полисов Эллады. Платили налоги, прав самоуправления и участия в государствен­ной деятельности они не имели. Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. Их не записы­вали в филы и фратрии, они не принимали участия в полисных праздниках, религиозных церемониях и спортивных состязаниях (олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суд. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу — архонту-полемарху. Преступления в отношении метойков расценивались как менее важные: так, за убийство метойка полага­лась не смертная казнь, а каторжные работы.

Категория иностранцы, т. е. жившие в полисе постоянно, но к демам не приписанные. Они име­ли все права в коммерческом обороте, пользовались защитой вла­стей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кро­ме уплаты торговых сборов и налогов) и тем более не имели поли­тических прав.

Значительная часть населения была на положении рабов. Ра­бами становились: (1) по рождению, (2) по приговору суда в отно­шении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, (3) захва­ченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и част­ным лицам. Рабов использовали, как правило, в до­машнем хозяйстве или как специалистов (в земледельческом или ремесленном производстве их почти не было); раб в Афинах был достаточно дорог — рыночная цена доходила до размеров годовой платы ремесленника. Хозяин не имел права распоряжаться жизнью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свобод­ной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не зло­употребляя этим; в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту личной чести.

 

2. Спарта:

Формирование социальной структуры Спарты происходило в процессе завоевания территорий. Так определились основные особенности общественного строя и экономики Спарты и сформировались три основных сословия спартанского общества: полноправные граждане " община равных", порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. После Мессенских войн окончательно сформировалось общество спартанского полиса, отличавшееся крайне жесткой структурой.

Высшее сословие - спартиаты потомки завоевателей-дорийцев, жители города Спарта. Только из них, полноправных граждан, комплектовались все органы власти. Спартиаты были освобождены от физического труда и составляли военную прослойку в государстве. Ниже спартиатов на иерархической лестницу стояли периэки. Жители всех остальных городов Лаконики. Периэки сохраняли личную свободу, но при этом, не имея гражданских прав, были лишены возможности участвовать в управлении полисом. Низшим и наиболее многочисленным сословием были илоты зависимые земледельцы, государственные рабы. Им приходилось содержать своим трудом спартиатов.

Илоты.

Илоты являлись обязательным атрибутом земельных участков (клер) которые были поделены между полноправными гражданами. Каждый спартиат получал земельный надел вместе с илотами в бессрочное владение. Клер мог быть только наследован, а не подарен и не куплен, потому что земля являлась собственностью государства.

Илотия необычная форма рабства. Илоты считались собственностью всего Спартанского государства, между ними и хозяином клера стояло государство и определенным образом защищало их от самоуправства и произвола. Права спартиатов по отношению к принадлежащим им илотам были существенно ограничены. Спартиат не мог ни продать своих илотов, ни освободить их. У них была возможность иметь жен и вести семейную жизнью, могли иметь орудия производства, жилища и рабочий скот. Илотам было " даровано" право воспользоваться убежищем в храме Посейдона, это место считалось священным для всех жителей Лаконики. Государство также гарантировало определенную экономическую стабильность, оно лишало владельцев илотов возможности изменить строго фиксированный оброк. Чтобы принудить невольников к труду нужно было дать им минимальную свободу вести хозяйство для себя, таким образом и сформировался социальный статус илотов в спартанском обществе. Огромная масса завоеванного мужского населения, которая трудилась на благо спартанского полиса должна была удерживаться в повиновении. В Спарте было придумано много способов для физического и морального подавления илотов. Но самый главный способ удержать илотов в повиновении - криптии. Это тайные убийства которые были основной формой устрашения илотов, проводились регулярно и были закреплены законодательно.

Периэки.

Спартиаты входили в " общину равных" и были высшим сословием в Спартанском полисе, тогда как периэки являлись как бы рядовыми общинниками, были зависимы от Спарты, сохранили личную свободу, при отсутствие политических прав, но при сохранении местного самоуправления. Периэки были свободны, но не являлись полноценными гражданами полиса, хотя могли приобретать собственность, являлись владельцами земельных участков и даже несли воинскую повинность. Они вели личное хозяйство, платили налоги и должны были направлять в армию гоплитов, снаряжение которых приобреталось на свои средства. Кроме занятия земледелием и домашним хозяйством периэки занимались ремеслами. У них была достаточно узкая специализация - оружие, предметы быта и орудия труда. Оружие в виде налога они поставляли спартиатам.

Периэки обязаны были поставлять в армию тяжелую пехоту - гоплитов. Согласно данным Геродота " спартанское войско полного набора включало 5 тыс. гоплитов-спартиатов и столько же периэков". В других греческих полисах, например в Афинах, это было обязанностью граждан полиса. В социальной структуре Спарты периэки представляли собой класс ограниченных в правах граждан, в то время как спартиаты обладали полнотой политических прав. Политическое неполноправие последних и является характерной чертой Спартанского полиса.

" Община равных".

Гражданское население Спарты, потомки дорийских завоевателей, пришедших на территорию Лаконии в XI в. до н. э.

Спартианты составляли незначительную часть населения. Спартиаты одни только имели все гражданские и политические права. Землей они владели на правах коллективных собственников.

В Спартанском государстве сильны были уравнительные тенденции. Здесь пресекались все внешние проявления роскоши, начиная от одежды и заканчивая жилищным строительством. Проповедуя равенство, сами спартиаты называли себя «равными», а свое государство – общиной «равных». Система равных клеров (земельных участков), введенная по традиции Ликургом, гарантировала каждому спартиату сохранение его гражданского статуса. Каждый спартиат, живущий на ренту, которую ему обеспечивали илоты, работающие на его клере, ежемесячно должен был поставлять для сисситий (общественных столовых) строго фиксированное количество продуктов и денег. Потеря клера для него означала автоматическое исключение из числа полноправных граждан: участие в сисситиях было обязательным условием гражданского статуса. Если он по какой-либо причине (чаще всего, экономического характера) не мог вносить свою долю в сисситии, его гражданский статус понижался, он больше не считался спартиатом (и соответственно «равным») и опускался в разряд гипомейонов (досл. «младшие», «худшие»).

Из-за этого механизма число полноправных граждан в Спарте неуклонно уменьшалось. В результате за полтора века (с н. V до сер. IV вв. до н. э. ) количество спартиатов уменьшилось с 10 до 1 тысячи. Спартиаты представляли собой военную элиту, внутри которой постепенно вырабатывались особый стиль жизни и особая шкала ценностей.

Для унифицированной и эффективной подготовки молодых граждан была достаточно рано создана система общественного воспитания (agoge). Ее сущность заключалась в том, что все мальчики гражданского происхождения, начиная с семилетнего возраста и до 18-20 лет, получали одинаковое воспитание в закрытых полувоенных школах (агелах), где основное внимание обращалось на их физическую и идеологическую подготовку. В агелах из них делали профессиональных военных. Прохождение полного образовательного курса было обязательным условием для инкорпорирования молодых спартанцев в гражданский коллектив.

Достигнув двадцатилетнего возраста, юноши получали гражданские права и становились членами сисситий. После двадцати лет они обязаны были жениться. Безбрачие грозило спартиатам как материальными, так и моральными потерями. Только после тридцати лет они покидали казарму и получали право на частную жизнь. По законам Ликурга спартиатам запрещалось заниматься любыми видами деятельности кроме связанных с войной.

Главной и безусловной обязанностью спартиатов была военная служба. Она длилась до шестидесяти лет. Спартиаты и в мирное время жили как в военном лагере. Спартанская армия долгое время считалась непобедимой благодаря своему профессионализму и высокому моральному духу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.