Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ



Есть и еще одно качество речи, неотъемлемое для людей " речевых профессий", — это хорошая дикция. Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актеру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (картавость, шепелявость и т. п. ) отвлекают внимание слушателей от содержания речи

Цель упражнений: улучшить четкость произношения, научится произносить слова, не пропуская не одну букву, произносить окончания слов полностью, без проглатывания.

Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.

«Трубочка- улыбочка». Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет. Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.

«Поцелуй себя поцелуй соседа». Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение на 5 секунд и причмокнуть, как будто кого то целуем, далее притягиваем губу к губе сжимаем, напрягаем в течении 5 секунд и резко расслабляем, чередуем 5-8 раз. После этого упражнения губы должны начать гореть, значит упражнение выполнено верно.

«Чередование». Чередовать движения верхней и нижней губы: верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы); нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы); верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы); нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы). Во время этих движений челюсть свободна, зубы не сжаты. Повторять 5-7 раз.

«Для языка». Исходное положение: рот широко открыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как бы в момент зевка. Высунуть язык как можно больше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так, чтобы образовался лишь мышечный комок, кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение. Повторять 5-7 раз.

«Жало-лопата». Исходное положение: рот закрыт. Поочередно высовывать язык то " лопатой", то " жалом". Повторять 10-15 раз.

«Надутые щеки». Исходное положение: рот закрыт. Надуваем щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут. Далее усложняем, надуваем щеки и надавливающими движениями рук пытаемся вытолкнуть этот воздух, щеки создают сопротивление. Повторять 5-7 раз.

«Взрыв». Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

«Сложные сочетания». Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатываем такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

«Звуковой ряд». Произносить непрерывно на одном вдохе кадый звуковой ряд. Повторять по 5-7 раз каждый ряд. Примеры звуковых рядов:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.

ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.

И т. д.

«Скороговорки». Произносим скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог. Постепенно ускоряем темп произношения, звуки при этом артикулируем с преувеличением.
Длинные скороговорки разбиваем на части – так легче произносить и запоминать. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуем выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
Обращаем внимание на смысл скороговорки, стараемся говорить с интонацией.

1. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

2. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

3. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

4. У ежа — ежата, у ужа — ужата.

5. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

6. Скороговорунскороговорилскоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

 

После речевого тренинга, можно переходить к работе над сценическим текстом.

 

Литература:

1. Станиславский К. С. Голос и речь. Темпоритм / Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. - М.: Искусство, 1955. - Т. 3

2. Сценическая речь: Учебник / Под. ред. И. П. Козляниновой, И. Ю. Промтовой. - М.: ГИТИС, 1995

3. Е. Ласкавая Сценическая речь: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), - 144 с

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.