|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ПЕРВОКУРСНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Донгак А. А., Россия, г. Кызыл ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет o. serenchimit@mail. ru Научный руководитель: Серен-Чимит О. О., преподаватель кафедры анатомии, физиологии и БЖД ТувГУ Статья посвящена определению показателей силы нервных процессов студентов первого курса среднего профессионального образования Республики Тыва. Проводилось исследование 125 детей, в возрасте от 17 до 19 лет: из них 43 юношей и 82 девушек. В результате исследования проанализированы показатели силы нервных процессов. Ключевые слова: сила нервных процессов, первокурсники, среднее профессиональное образование. DETERMINATION OF THE STRENGTH OF NERVOUS PROCESSES IN FIRST-YEAR STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION The article is devoted to the determination of indicators of the strength of nervous processes of first-year students of the vocational school of the Republic of Tyva. A study of 125 students aged from 17 to 19 years was conducted: 43 of them were boys and 82 girls. As a result of the study, the indicators of the strength of nervous processes were analyzed. Key words: the power of nervous processes, first-year students, secondary vocational education.
Проблема успешности познавательной деятельности студентов является многогранной. К критериям учебной успешности относят показатели психического развития, эмоциональная зрелость, тип нервной системы, психологические особенности, формирующиеся в процессе обучения. Успешность обучения определяется по успеваемости [1]. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей силы нервных процессов путем измерения динамики темпа движений кисти у первокурсников среднего профессионального образования (далее – СПО). Материалы и методы исследования. Под нашим наблюдением находилось 125 студентов, в возрасте от 17 до 19 лет, из них 43 юношей и 82 девушек Кызылского педагогического колледжа. Наши исследования проводились на базе кафедры анатомии, физиологии и БЖД Тувинского государственного университета. Статистические данные исследования обработаны с помощью программы Excel-97 с использованием t-критерия Стьюдента. В нашем исследовании применяли методику«Теппинг-теста» в модификации Ильина Е. П. - для оценки свойств нервной системы, и определения скоростных возможностей двигательного анализатора. Студенту предлагали в течении заданного интервала времени провести как можно больше нажатий клавиш датчика. Обработку результатов проводили путем подсчета количества движений, осуществленных обследуемым в каждом из пятисекундных интервалов обследования. По полученным показателям строили кривую, которая характеризовала общую трудоспособность исследуемого и силу его нервных процессов [2]. Простая сенсомоторная реакция реализуется через формирование функциональной системы, работа которой зависит от согласованности, синхронности временных и пространственных параметров этой системы и совпадения ритмов возбуждения в нервных клетках [3]. Результаты и их обсуждение. Для характеристики патогенетических аспектов психофизического статуса, необходимо определить силу нервной системы у студентов на основании показателей теппинг-теста, который предлагается использовать как показатель функционального состояния организма студентов. Максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека [4]. Результаты определения показателей теппинг-теста, силы нервной системы у студентов, в возрасте 17-19 лет, приведены в таблице 1. Таблица 1 Показатели теппинг-теста первокурсников
Примечание: *сравнение однополых студентов; × -различия достоверны между юношами и девушками.
Если сравнивать данные показатели между юношами и девушками, можно отметить следующее, что средняя частота у них одинаковая. Уровень начального темпа у девушек хуже, чем у юношей на 12, 50 %, усредненный межударный интервал – на 1, 0 %, число ударов на 1, 0 %. Исследование типа нервной системы показало, что среди учеников преобладают школьники с сильным уравновешенным, подвижным типом нервных процессов (25%), с сильным уравновешенным инертным типом (29%). На долю меланхоликов приходится 28% учащихся. Меньше всего среди учеников я выявила сангвиников (18%). Таблица 22 Типы нервной системы первокурсников
Вывод. Полученные результаты, позволяют сделать вывод, что функциональное состояние нервной системы первокурсников СПО находится в определенной зависимости от силы, подвижности нервных процессов и темперамента.
Список литературы 1. Бугова Г. В. Интеллектуальная продуктивность как показатель психофизиологической адаптации студентов к процессу обучения / Г. В. Бугова // Известия Уральского государственного университета. - 2016. - №45. - С. 209-213. 2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. / А. Р. Лурия - СПб: Издательство: Питер, 2016 – 240 с. 3. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. / Е. П. Ильин – СПб: Питер, 2013. 4. Берштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн // М.: Наука, 1990. – 496 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|