Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Айрис фолдинг – радужное складывание»



Воспитатель МБДОУ

 «ЦРР – Детский сад №51»

Овчинникова Л. И.

Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных современных проблем. Наиболее эффективным из способов решения этой проблемы является моделирование из бумажных полосок – техника Айрис фолдинг. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный каждому. Работа в технике Айрис фолдинг способствует формированию, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. При этом развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза. Хочется отметить, что любая детская деятельность будет эффективна, при выполнении двух важных условий: наличие необходимого материала и заинтересованных в этой деятельности взрослых, в том числе и родителей.

Айрис  фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Работы зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Техника Айрис  фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), а оттуда распространилась в другие страны и сегодня активно используется любителями бумажных поделок.

Детям можно предложить этот вид художественной деятельности, в котором наличие фантазии, аккуратности и трудолюбия уже гарантирует результат. В этой технике любой ребенок может быть успешен, независимо от наличия или отсутствия художественных способностей. Айрис фолдинг отвечает этим требованиям. Задания понятны для восприятия, занимательны и имеют окончательный результат, как правило, уже на самом занятии. При желании работу можно усложнить, но это уже с учетом индивидуальности ребенка. И еще один плюс в пользу Айрис фолдинг: она не требует никаких особых условий деятельности. Для работы в этой технике используется стандартная материальная база. Используемые материалы: цветная бумага, цветной картон, клей или скотч. Так же для поделок может быть использована ткань, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов и многое другое. Инструменты: ножницы, канцелярский нож, линейка.

Первоначально нужно познакомить детей с отдельными элементами художественной техники. В первый год знакомства с этой новой для детей художественной техникой желательно работать по готовым схемам. Работа по готовой схеме не представляет для детей сложности. На первых порах выбираются достаточно простые схемы. При выборе схем для ознакомительного занятия можно руководствоваться следующими критериями отбора:

- центральный элемент схемы должен иметь форму треугольника. В этом случае в работе используются только три цвета полосок, что облегчает ребенку понимание в процессе объяснения педагога;

- количество используемых при выполнении работы полосок должно быть минимальным, для того чтобы ребенок мог выполнить работу в течение одного  занятия.

Причем, для упрощения объяснения, всей группе детей можно предложить выполнить работу по одной и той же схеме. Во время выполнения работы дети придерживаются пошаговой инструкции:

Положить схему лицевой стороной вверх на обратную сторону картона, обвести. Вырезать отверстие по обведенному контуру. Согнуть каждую полоску вдоль, так чтобы лицевая (цветная) сторона была снаружи. Рассортировать полоски по цвету. Положить картон обратной стороной вверх, подложить схему, лицевой стороной вверх, в вырезанное место на картонке. Рекомендуется картонку закрепить, то есть приклеить липкой, снимающейся лентой к рабочей поверхности. Приклеить липкой лентой или двусторонним скотчем полоску, закрывающую сектор 1. При выборе цвета руководствоваться цветом приведенном в схеме-образце. Последующие полоски приклеивать согласно схемы - образца строго придерживаясь указанной на ней последовательности. Липкая лента должна касаться только картона или других полосок. Она никогда не должна касаться схемы. Полоски сгибом должны всегда идти внутрь схемы. После того, как будут наклеены все полоски, окошечко, оставшееся посередине, заклеить голографической или другой, подходящей по цвету бумагой. Убрать схему. Перевернуть работу лицевой стороной вверх. При необходимости доработать композицию аппликативно.

Успешно справляясь с работой по готовым схемам, воспитанники все чаще проявляют  инициативу по переработке предложенной схемы, как правило, усложняя ее, а впоследствии занимаются разработкой собственных схем. Художественная техника Айрис фолдинг высоко востребована кружковцами. Дети проявляют к ней не кратковременный, а устойчивый интерес. Данная техника воспринимается зрителями как что-то новое, не избитое. При ознакомлении могут возникнуть сложности, связанные с полным отсутствием литературы по данной теме на русском языке. Русскоязычный Интернет представляет образцы готовых изделий и айрис-шаблоны, как правило, заимствованные у западноевропейских авторов. Несложно найти мастер-классы, иллюстрирующие процесс изготовления изделия по айрис-шаблону. Однако этих сведений достаточно лишь для фрагментарного знакомства с техникой, но никак не для построения долгосрочного курса обучения. Отсутствует системный подход к обучению. На многочисленных сайтах, посвященных данному виду художественного творчества, приводятся примеры готовых работ, реже бесплатные шаблоны или ссылки на возможность купить Айрис-шаблон. Айрис фолдинг, как и любая другая художественная техника, имеет в силу своих особенностей ограничения в применении, поэтому ее можно сочетать с другими художественными техниками (аппликация, художественное вырезание из бумаги, мозаика из бумаги, квиллинг и др. ).

Углубленный подход к изучению техники Айрис фолдинг на практике дает широкие возможности ее творческого освоения. Обычно данная художественная техника используется при изготовлении открыток ручной работы, как элемент дизайна подарочной упаковки, а также в скрапбукинге, как декоративный элемент при оформлении фотоальбомов, блокнотов. Необходимо привлечь внимание педагогов к пути поиска, который, возможно, приведет к апробированию инновационных техник или созданию собственных в тесном сотрудничестве и соавторстве с детьми.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.