Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Марийский народ и марийское национальное движение



 

Свечников С. К.

Йошкар-Ола

Марийский народ и марийское национальное движение

в условиях капитализма

(апрельские тезисы)

Марийская нация (в марксистском понимании данного термина) в целом сформировалась в течение ХХ века: возникла и развивалась своя этнотерриториальная автономия, появился слой активных и даже успешных государственных и общественных деятелей из мари, сформировался значительный слой национальной интеллигенции, зародилось и делало успехи марийское профессиональное искусство, разработан литературный язык.

В становлении марийской нации было несколько подводных камней, препятствовавших достижению зрелости. Их много, но, пожалуй, самым мощным сдерживающим фактором было и остается недостаточно динамичное социально-экономическое развитие марийского народа. Марийцы до ХХ века были народом с неполной социальной структурой. Это были в основном крестьяне, не порвавшие с патриархальным укладом. Тонкий слой интеллигенции (в основном учителя и православные священники), небольшое количество марийской буржуазии (в основном кулаки (те же крестьяне) и мелкие торговцы), а также незначительное число наемных рабочих (преимущественно батраки и разнорабочие) составляли очень малую долю марийского народа. Не было ни одного представителя феодальной знати из мари (со времен Петра I). Фактически марийцы были представлены лишь непривилегированным слоем трудящихся (классом эксплуатируемых). В экономическом плане подавляющее большинство марийского народа боролось за выживание, лишь немногие владели значительным прибавочным продуктом.

Марийское национальное движение накануне образования автономной области было ориентировано на крестьянство, а не на практически отсутствующую марийскую буржуазию. Марийская интеллигенция, повально обвиненная в «буржуазном национализме» и почти полностью уничтоженная в 1930-е годы, буржуазной на самом деле никогда не была. Между тем формирование нации и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается именно с развитием капитализма. В частности, В. И. Ленин в своей статье «О праве наций на самоопределение» (1914 г. ) подчеркивал: экономическая основа национальных движений состоит в том, что «для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе» (ПСС, изд. 5, т. 25). Слабость марийского национального движения в ХХ веке была обусловлена именно отсутствием этой экономической основы.

Недостаточно сильна экономическая база марийской нации и в наши дни. Марийцы наравне с другими народами России следуют общим тенденциям социально-экономического развития. При этом среди российских олигархов нет марийцев, марийские предприниматели - это в основном средний и малый бизнес. Традиции марийского предпринимательства только начинают формироваться. Менталитет марийского народа недостаточно впитал в себя принципы буржуазной морали (индивидуализм, стяжательство, расчетливость, честолюбие, стремление к материальному успеху и т. п. ). В силу этих и иных обстоятельств марийцев, желающих открыть свое дело, не очень много.

В. И. Ленин писал в упомянутой выше статье: «Всякая буржуазия хочет в национальном деле либо привилегий для своей нации, либо исключительных выгод для нее». Можно к этому добавить, что и еще может, в отличие от малообеспеченных крестьян, рабочих и интеллигенции. Сильная марийская буржуазия могла бы материально поддержать многие начинания марийских общественников, спонсировать проекты в области образования, науки, культуры, способствовать расширению сфер применения марийского языка, поднятию престижа своего народа, росту национального самосознания и т. д. Хочется надеяться, что марийцы будут успешнее в сфере предпринимательства и явят миру своих Биллов Гейтсов и Алишеров Усмановых.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.