Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первопричина бытия Философ



 

Практическое занятие № 3.

Античная философия: основные проблемы и идеи

Цель занятия: определение значения античной философии в духовной культуре человека; приобретение умений и навыков оценки и критического восприятия источников информации, определения проблемы, способности сформулировать её суть, высказать и аргументировать свою точку зрения.

 

Основные теоретические положения.                                                                                   

1. Античная философия в буквальном переводе означает древняя философия, но не всякая древняя, а философия Древней Греции и Древнего Рима.. Её отличие от восточной философии состояло в том, что, во-первых, античные мыслители начали объяснять мир без ссылок на богов, так как мир, которым правит непредсказуемая воля богов, объяснить невозможно.                                                                                                                                            Во-вторых, главным средством познания мира становится разум, логика. Философы разрабатывают разумную, логическую аргументацию своих идей и теорий.                                                                                          В-третьих, античная философия представляет собой совокупность самых разнообразных школ и учений, так как античное общество – это демократичное общество, в котором существовала достаточно значительная свобода мышления.                                                    2. Античная философия прошла 3 стадии в своём развитии:                                                                      1. период становления, где философы стремились понять сущность мира в целом, и прежде всего - его происхождение: из чего всё появилось? Что было вначале. В этот период формируются первые философские школы – милетская, эфесская, элейская (получившие свои имена по названию греческих государств-полисов, где жили и работали философы), пифагорейская (по имени своего основателя – Пифагора), атомистическая (название связано с характером решения проблем) и ряд других. Центральной для них является проблема мироустройства, в частности, поиск первоначал мира и принципов его организации.                                                                                                                                             2. период расцвета (классический период), где философы всё больше внимания уделяют проблемам человеческой жизни, общества. Начало этому повороту положил философ Сократ, который не интересовался вопросами устройства мира, так как считал, что это знание доступно только богам. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», считая, что людям лучше заняться вопросами собственной жизни. «Познай самого себя» - философская установка Сократа. Он считал, что причина аморального поведения людей заключается в незнании ими сущности нравственных качеств, поэтому необходимо им это объяснить.                                                                                                                                Наиболее талантливым учеником Сократа был Платон. Всё, что мы знаем о Сократе, нам известно в пересказе Платона, так как Сократ не оставил после себя ни строчки. Платон не только пытался ответить на вопрос, как устроен мир, но и как его можно поправить, усовершенствовать. Платон написал сочинение «Государство», в котором описал устройство совершенного, справедливого общества. Платон – положил начало классическому объективному идеализму. Строя свою философскую систему, он различал видимый мир вещей и невидимый, потусторонний мир идей (образцов, сущностей, предшествующих вещам). Причем именно второй он считал единственно истинным, а первый рассматривал только как мир «теней», т. e. плоских, чрезвычайно искаженных копий своих идеальных прообразов. Средством познания выступает у Платона диалектика, которую он понимает не только как искусство диалога, а, прежде всего, как раскрытие противоречивости высших понятий: бытия, движения, тождества и др. Важнейшая заслуга Платона состоит в осознании решающей роли знания общего для познания частного. Платоном было разработано также учение об идеальном государстве, основанном на четком разграничении общественных функций (по аналогии со структурой человеческой души), сословных различий. Душа каждого человека состоит, по Платону, из разумной, аффективной (эмоционально-волевой) и вожделеющей (чувственной) частей, одна из которых при этом превалирует над другими. В соответствии с этим люди оказываются более всего способны либо к мыслительной (философы), либо к волевой (стражи), либо к производственной (работники) деятельности и должны занимать соответствующее место в общественной (государственной) иерархии. Только тогда достигается основная идея государства, представляющая собой общую для всех его граждан добродетель – справедливость. Таким образом, основная мысль Платона: не государство существует для людей, а люди для государства.                                  Величайшим мыслителем античности был ученик Платона Аристотель, обладавший энциклопедическими знаниями. Он оставил сочинения почти по всем известным в то время отраслям знаний. На протяжении восьми лет он был учителем Александра Македонского. Аристотель в своих трудах как бы подвел итог предшествующему философскому развитию. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром вещей и миром идей, полагал материю несотворимой и неучтожимой. В то же время он считал ее инертной, содержащей все многообразие предметов только в возможности. Чтобы эту возможность реализовать, необходимо существование и некоего активного идеального начала. Таким началом, по Аристотелю, выступает «форма». Именно она придает материи вид знакомых нам предметов. Весь мир, таким образом, представляет собой ряд «форм», расположенных в порядке все большего совершенства. Завершает весь процесс формообразования высшая форма – «форма всех форм», которую Аристотель называет Демиургом (Творцом). В своей социальной философии Аристотель подвергает критике платоновское учение об идеальном государстве и разрабатывает свое, в основе которого лежит анализ реальных форм государственного устройства (правления). В соответствии с тем, кто осуществляет власть (личность, немногие, или же большинство), а также с целями этой власти он выделяет три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия) и три «правильных» (монархия, аристократия, полития) формы правления. Лучшей он считает политию, представляющую собой власть «среднего класса» (умеренно обеспеченных людей), составляющего большинство и обеспечивающего стабильность государства и общества. Участие в государственных делах он считал обязанность каждого свободного человека, называя его «животным политическим». При этом он считал вполне естественным существование рабства, называя рабов «говорящими инструментами».                                                          3. период заката (эллинистический период), где всё внимание сосредоточилось на вопросе, как лучше приспособиться к жизни, как нужно жить, чтобы быть счастливыми.             Весьма оригинальной философской школой были киники («киник» по-гречески означает «пёс», «собака»). По их мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. Тем самым они лишают себя душевного спокойствия, потому что все время терзаются страхом потерять то, что имеют, или страдают от уже случившихся потерь. Если же ничего не имеешь, то ничего и не боишься потерять, живёшь спокойно и счастливо. Эту идею киники претворили в свой образ жизни. Так, например, наиболее яркий представитель кинизма Диоген жил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и т. п.                                                                                        Ещё одной интересной философской школой этого периода были стоики (их название происходит от здания, в котором они собирались – Стоя). Стоики были согласны с Сократом и киниками, что для счастья нужны не материальные, а духовные ценности – прежде всего, такие качества характера как мудрость, мужество, умеренность и т. п. Однако стоики в отличие от киников не отказывались от обладания имуществом, а относились к нему равнодушно. Стоики были фаталистами. Фатализм (от латинского «фатум» - рок, судьба) – это вера в предопределённость человеческой жизни, и изменить предначертанную судьбу невозможно. Однако, какие бы трудности и испытания ни выпадали на долю человека, жить нужно нравственно и благородно. Наиболее известные представители – философ Сенека (5 г. до н. э. - 65), римский император Марк Аврелий (121-180).                                                                                                                                 Эпикуреизм, существовавший одновременно со стоицизмом, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н. э. ). Им была основана своя школа - «Сад Эпикура», источником философского учения которой явилось учение милетской школы о первооснове всего сущего, диалектика Гераклита, учение о наслаждении. Эпикур стал продолжателем традиций атомистического учения, дополнив его понятиями: атомного веса, криволинейности, случайности движения атомов и др. В теории познания он отстаивал сенсуализм, безгранично доверяя показаниям органов чувств и не доверяя разуму. Как и стоицизм, эпикуреизм большое место в своей философии отводит этическому учению. Главным принципом, целью жизни человека объявляется наслаждение, удовольствие. Средством в борьбе со страданиями, способом достижения спокойствия души (атараксии) и счастья (эвдемонии). Еще более целостную атомистическую картину мира представил в своем учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 – 55 гг. до н. э. ), который дополнил ее положениями о вечности бытия, неразрывности движения и материи, множественности объективных качеств материи ( цвет, вкус, запах, и т. п. ). Его философией завершается развитие материализма Древнего мира.

 

Практические задания

Задание № 1. Выполните тестовые задания:

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

а) Анаксимен;    б) Эмпедокл;      в) Фалес; г) Платон; д) Аристотель.

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм; б) механистический материализм;

в) антропологический материализм; г) стихийный материализм.

3. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;      

б) открыто утверждали примат материи над духом; в) отрицали наличие материального;

г) сформулировали атомистическую концепцию; д) отрицали возможность познания мира.

4. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

а) Платон;              б) Аристотель;      в) Демокрит; г) Парменид; д) Гераклит.

5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;         б) метафизической концепции Парменида;   в) релятивизма софистов; г) логики Аристотеля; д) критической позиции скептиков.

6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:

а) Парменид;         б) Фалес;               в) Демокрит; г) Гераклит; д) Анаксимен.

7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор; б) Платон;   в) Сократ; г) Аристотель; д) Демокрит.

8. Число в пифагорейской школе – это:

а) абстракция; б) первоначало мира, тождественное вещи; в) создание разума;

г) творение Бога; д) психическая иллюзия.

9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;             б) первоначало;     в) бытие; г) божество; д) материю.

10. Основоположником античного атомизма является:

а) Сократ; б) Демокрит-Левкипп; в) Платон; г) Аристотель; д) Гераклит.

11. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;      

б) первоэлементом мира является апейрон;                                   

в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

г) первоэлементом мира является число; д) познание мира невозможно.

12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор б) Сократ;   в) Ксенофан; г) Эпикур  ; д) Демокрит.

13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но... »

а) знать все и невозможно;            б) знания увеличивают скорбь;        

в) знать что-то вовсе и не нужно; г) попытаюсь узнать; д) другие не знают и этого.

14. Майевтика— это:

а) ироничное подтрунивание;   б) форма назидания;   в) легкая беседа «ни о чем»;

г) эксперимент; д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

15. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема;             б) нематериальна, но умопостигаема;         

в) материальна, но неумопостигаема;    г) нематериальна и неумопостигаема;

д) конструкция сознания.

16. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;   б) мистический опыт;

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание, основанное на эксперименте; д) истинное познание невозможно.

17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».

а) Аристотель;                      б) Демокрит; в) Платон; г) Протагор; д) Пифагор.

18. " Государство" Платона было:

а) демократическим государством равных возможностей; б) религиозным государством;

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

г) абсолютной монархией; д) деспотией восточного типа.

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

а) бедных, состоятельных, богатых;        б) крестьян, ремесленников, мещан;           

в) дворян, священников, крестьян; г) философов, воинов, ремесленников;

д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц – атомов; б) чувственный образ идеи;

в) единство материи и формы; г) создано из воды; д) конструкция сознания.

21. Этот античный философ писал: «... Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении... »

а) Аристотель;     б) Платон;           в) Плотин; г) Демокрит; д) Сенека.

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

б) анархические принципы социальной жизни;

в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;

г) идеал героя, противостоящего всему миру; д) идеал «страдающего бога».

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

Первопричина бытия                Философ

1. вода;                                   а) Демокрит;

2. апейрон;                            б) Анаксимандр;

3. огонь;                                 в) Пифагор;

4. число;                                 г) Фалес;

5. атомы;                               д) Гераклит.

 

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

Философ                       Основные категории

1. Платон;                               а) логос;

2. Гераклит;                            б) идея;

3. Аристотель;                        г) форма;

4. Демокрит;                           д) атом;

5. Эмпедокл;                           е) любовь;

                                                ж) ненависть.

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид;                  а) атомисты;

2. Демокрит;                   б) Элейская школа;

3. Анаксимандр;             в) Милетская школа;

4. Плотин;                       г) неоплатонизм;

5. Пиррон;                       д) скептики.

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм;            а) Парменид;

2. идеализм;                  б) Демокрит;

                                      в) Аристотель;

                                      г) Эпикур;

                                      д) Платон.

27. Установите соответствие учителя ученику:

Учитель                              Ученик:

1. Платон;                       а) Анаксимандр;

2. Сократ;                        б) Аристотель;

3. Аристотель;                в) Александр Македонский;

4. Фалес;                         г) Платон.

Задание № 2 Заполните схему:

 

 

 


Задание №3: Этика Аристотеля – этика добродетели, а добродетель для него – это «золотая середина» между крайностями, между полярными человеческими качествами (пороками), одно из которых – чрезмерность, другое – недостаточность. «Как в страстях, так и в поступках пороки преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка. Добродетель же умеет находить середину и ее избирает», - считал Аристотель. Например, чувство юмора – середина между шутовством и дикарством (нелюдимостью). Попробуйте дополнить список добродетелей:

а) середина трусости и безрассудной отваги -...;                                                                                                               б) середина скупости и расточительности -...;                                                                                                                  в) середина зависти и злорадства -...;                                                                                                                                                 г) середина бесстыдства и стеснительности -...;

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.