![]()
|
|||||||||||||||
Оборудование.. Ход урока ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Оборудование. На доске заранее помещается таблица, которая заполняется учителем по ходу урока. К графам этой таблицы учитель обращается, чтобы напомнить детям о выразительных средствах киноискусства.
Ход урока 1. Подготовка к первичному восприятию. – Знакомо ли вам имя Виктора Голявкина? Кто читал его произведения? Кто смотрел фильмы по его произведениям? (По произведениям Голявкина снято три фильма: " Валька – Руслан и его друг Санька" по повести " Ты приходи к нам, приходи", " Мой добрый папа" по одноименной повести, " Боба и слон" по оригинальному сценарию. ) – Сегодня я прочитаю вам рассказ этого замечательного писателя «Коньки купили не напрасно». 2. Первичное восприятие. Чтение учителя. 3. Проверка первичного восприятия. – Понравился ли рассказ? Как вы думаете, почему он так называется? 4. Постановка учебной задачи. – Хотелось бы вам увидеть художественный фильм по этому рассказу? А самим снять такой фильм? Давайте попробуем. 5. Беседа о выразительных средствах кинематографа. Материал для беседы учитель может найти в Энциклопедическом словаре юного зрителя. – М.: Педагогика, 1989. – Кто создает кино? (Это коллективное искусство. В создании фильма принимают участие много людей. ) – Фильм снимают сразу весь или по отдельным сценам – кадрам? – Кадр в кино – отрезок пленки, содержащий момент действия, снятый непрерывно работающей камерой. Кадр в кино может соответствовать эпизоду в рассказе. Мы будем перечитывать текст по эпизодам и обсуждать, как следует снять каждый кадр. – Кто снимает фильм на пленку? (Оператор. ) Оператор снимает жизнь в движении, ведь кино – это искусство движущегося изображения. Он может снимать движущейся или неподвижной камерой, и тогда мы идем по улице вместе с героем; или видим, как он проходит мимо; может снимать сцену, используя общий план, – и тогда на экране мы увидим большой луг или город с высоты птичьего полета; средний план – и тогда на экране будет улица города, или наш класс. А может быть крупный план, тогда мы увидим глаза героя; или цветок, занимающий собой весь экран. Выбор плана зависит от того, что именно хочет показать оператор в этот момент. В пределах одного кадра план может меняться. Есть у оператора и еще одно важное выразительное средство – ракурс. Ракурс – это точка зрения, с которой идет съемка. Снимать можно снизу, и тогда герой покажется нам высоким, можно сверху, и тогда он будет казаться маленьким, можно сбоку, спереди, сзади. План и ракурс помогают выделить главное, показать свое отношение к снимаемому материалу. – В съемке фильма участвует звукооператор. Чем он занимается? Почему фильм сначала снимают, а потом озвучивают? Звук – это тоже выразительное средство. В театре зритель слышит не только слова, произносимые актерами, но все, что происходит в зале: шум шагов, звук упавшего предмета. Кинозритель слышит только те звуки, которые записаны на пленку в момент озвучивания. Поэтому каждый звук в кино неслучаен. Слова актеров, шум моря, пение птиц, шум прибоя, внезапная тишина – все это служит созданию образа в кино. – Итак, мы выяснили, каковы основные выразительные средства кинематографа. В кино образ рождается на основе единства изображения, цвета, освещения, звука, музыки, слова. Теперь можем приступать к съемке фильма. С чего мы начнем? Нужно внимательно перечитать текст. 6. Чтение и анализ текста. – Прочитайте первые два абзаца. Какая самая главная мысль содержится в этом отрывке? (Герою очень хотелось научиться кататься на коньках, но он боялся, что над ним будут смеяться. ) – Как вы думаете, герой рассказа большой или маленький? Сколько ему может быть лет? Обоснуйте свое мнение. (Герой явно школьник – он старше «маленького Шурика», он называет девочку по имени и фамилии – как в школе. В его возрасте уже все умеют кататься на коньках и поэтому он боится, что над ним будут смеяться. ) – В литературном произведении герой-рассказчик сам рассказывает читателю о своих переживаниях. Как передать эту мысль в кино? Кинофильм должен показывать действия героя. Давайте подумаем, что и как надо показать на экране, чтобы зрители поняли, что наш герой завидует тем, кто умеет кататься? (Выслушиваем и поддерживаем предложения детей. Если им трудно, учитель подсказывает один из возможных вариантов. Например: в кадре каток, на котором много детей разного возраста, камера задерживается на маленьком Шурике, который довольно уверенно держится на коньках. Затем в кадре герой рассказа, который с завистью смотрит в окно. Новый кадр: мальчик идет на чердак, достает свои коньки. Смотрит на них с горечью, вздыхает, кладет на место и возвращается к окну – смотреть на катающихся детей. ПО мере обсуждения учитель помогает детям вопросами: каким планом надо снимать этот кадр – средним, общим. Крупным? Что именно должно быть на экране? Какое звуковое сопровождение нужно? Должны ли слышаться веселые крики с катка, звук коньков, режущих лед? И т. п. ) – Прочитайте следующие две строчки (слова папы). Как вы думаете, почему папа сказал, что напрасно купил коньки? Как снять этот кадр? (Наверно, папа вошел в комнату, заметил, что сын смотрит на катающихся ребят, и произнес свою реплику. План сначала средний, потом общий – папа выглянул в окно и посмотрел на каток, затем – крупный: лица папы и сына. ) – Прочитайте, как герой оказался на катке. Почему в предложении «Но самое удиви́ тельное было то, что никто, абсолю́ тно никто не смеялся…» герой дважды повторяет слово «никто»? Чего ждал и боялся мальчик? Какие средства кино помогут передать его чувства? Что самое главное в этом кадре? (На экране вновь каток, но ракурс уже другой – мальчик не смотрит на него из окна, он среди катающихся. Мимо проезжают и смеются дети. Громкий смех – главное выразительное средство в этом кадре. ) Как передать реакцию мальчика на смех? Каким планом лучше снимать этот кадр? – Прочитайте рассказ до конца. Чем был доволен герой? Опишите кадры фильма, соответствующие концу рассказа. 6. Обобщение. – Как вам кажется, что важнее для героя рассказа, то, что он научился кататься на коньках или то, что он сумел преодолеть свой страх быть смешным, убедился в добром отношении к себе окружающих? Подумайте над вопросом, который я задавала вам в начале урока, почему рассказ называется «Коньки купили не напрасно»? Что нового в себе. В людях помогли открыть герою рассказа коньки? 7. Итоги урока. – Интересно ли было сегодня на уроке? Понравилось ли вам составлять сценарий фильма? Что нового вы сумели увидеть в рассказе в процессе работы над сценарием? 8. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению своего рассказа по анало́ гии с произведением В. Г. Голявкина «Коньки купили не напрасно». Подумать, в какие ситуации может попасть герой рассказа, чтобы ему казалось, что все будут над ним смеяться (это будет завязкой рассказа). Как будет развиваться действие? Как поведут себя друзья героя? Что будет чувствовать при этом главный герой? Сколько частей надо выделить в развитии действия? Как действие «развяжется»? Что произойдет с героем? Чем закончится рассказ? Нужно ли дать вступление, чтобы читателю было понятно, почему главный герой попал в смешную ситуацию?
|
|||||||||||||||
|