|
|||
На основе этих принципов я предерживаюсь позиции: систематизация общеизвестных законов и правил изобразительной грамоты, научный подход к преподаванию изобразительного искусства.
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Светлана Сергеевна Верютина. Я педагог дополнительного образования отдела изобразительного искусства во «Дворце детского творчества». Свой творческий путь я начала с детства. С детствау меня проявлялись разносторонние увлечения. В 10 лет поступила в Театр Юного зрителя «Ровесник», где участвовала в спектаклях. В 15 лет прошла отборочный тур на Курскую «Фабрику звёзд», занималась вокалом. Свой первый опыт в изобразительном искусстве яполучила во дворце пионеров и школьников. Моим первым педагогом по живописи был Тынник Николай Васильевич-заслуженный художник, член Союза художников России, очень хороший педагог который привил мне любовь к искусству. В 2006 году поступила в Железногорский художественный техникум. В техникуме у меня были замечательные педагоги, профессионалы своего дела. Моим преподавателем на отделении «Дизайн» былСухиташвили Георгий Иосифович, благодаря его профессионализму, у меня тоже появилось желание работать педагогом. Железногорский художественный техникум - это маленький дружный мир в котором меня научили проектировать и этот опыт я передаю теперь своим ученикам на отделении «Дизайн». В 2016 году закончив Курский государственный университетяпришла работать во дворец детского творчества в отдел изобразительного искусства. Как сказал Стив Джобс: «Сделай шаг и дорога появится сама собой. Во дворце детского творчества я познакомилась с Правдиной Анной Леонидовной, которая работала во дворце уже много лет по программе Забелиной Елены Ивановны, «Законы красоты». Работая на базе школ, я слышала от учеников, как учителя ведут уроки рисования. Приходит учитель и говорит: «Дети сегодня день матери, рисуем портрет мамы». А дети не только портрет не могут изобразить, они тела вращения ещё не проходили. Как же им это сделать, когда до 3 класса они матрёшек по трафарету раскрашивают, а в четвертом классе им ставят куб и в тоне его требуют изобразить. Никакого анализа формы, композиции или цвета. Поэтому меня заинтересовала программа «Законы красоты» и я начала по ней работать.
Изобразительное искусство – это высшая математика! Межпредметные связи у него огромные: - геометрия; - биология: - черчение; - химия; - история; - литература; - физика. Все эти предметы изучаются с позиции научных, обоснованных. И только на изо в школе занимаются уборкой листьев. Оно и понятно: если учитель не учит ничему серьезному, к нему и относится серьезно не будут. Все это приводит к тому, что изо в школе становится предметом необязательным». «Поэтому, - сказала Забелина, - в своей работе вы должны соблюдать следующие принципы, без которых вы просто будете «убивать» время на занятии: а) Наглядность. Это обязательно. Нельзя изо объяснять на пальцах К каждому уроку Вы будете должны сейчас изготовить папку с наглядностью, которую останется потом только доставать и демонстрировать. б) Цикличность. Нарастание сложности материала в блоке от темы к теме и из года в год, а не эмпирические урывки зрелищных, но бесполезных занятий. «Если преподаватель < …> толкует ребенку сегодня об огнедышащей горе, завтра о благодарности, послезавтра о крокодиле или железной дороге < …> то, конечно, не имеет он права требовать, чтобы ученики помнили его объяснения, и не может ожидать, чтобы в умах их построилось сколько-нибудь систематическое знание, а тем более систематически развитая идея. » Конст. Дмитр. Ушинский в) Научность. ИЗО подается в виде законов, схем и правил, которые заносятся в тетрадь: не бойтесь еще маленьким детям давать сложные темы и научные термины. Если вы не сделаете во 2-м классе, то 6-м они это уже не поймут (Своевременное обучение – Л. С. Выготский – зона ближайшего развития). г) Поэтапность: 1 этап- сотрудничество (помогать ребенку имеешь право; 2 этап- сотворчество; (только подсказать направление 3 этап- творчество. (не вмешиваться в процесс, не дотрагиваться до работы, а курировать д) Поэтапный контроль (каждой выполняемой работы каждого ученика на уроке). На основе этих принципов я предерживаюсь позиции: систематизация общеизвестных законов и правил изобразительной грамоты, научный подход к преподаванию изобразительного искусства. Постепенно, с изготовлением каждой новой методической папки, все мои эмпирические знания пришли в логическое совершенство. Личное детище Забелиной – декоративная графика. Как мотивировала ее преподавание в школе сама Забелина – за 40 минут в неделю невозможно освоить работу простым карандашом, на которую в художественной школе отводится не менее 3 часов в неделю. На гелевую ручку денег хватит всем. Всем хватит и терпения освоить несколько графических приемов и творить с ними чудеса. И действительно декоративную графику дети на моих занятиях принимают на «Ура» и посвящают ей много времени и сил. Но более всего радует самое главная моя победа – ежедневно видеть, как благодаря научному подходу к ИЗО дети не только понимают его сущность, но и начинают серьезно относиться к нему. Если сначала при каждом моем исправлении они кричат: «Не портите мою работу! », то спустя полгода, они во время поэтапного контроля готовы исправлять свои ошибки сами. Я хочу привести слова великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который писал: «Совершенное преподавание искусства предполагает сочетание синтеза и анализа»(«Великая дидактика»М. 1939) На моих занятиях дети учатся не только любви к прекрасному, но и пробуют себя в роли архитекторов и дизайнеров. Бытие формирует сознание и если бытие – среда обитания скучна, агрессивна или просто не приближена к эстетическим требованиям современного мира, то жить в такой среде скучно. В программе «Законы красоты» присутствуют такие разделы, как: «Стилизация», «Декоративная графика», «Единство стиля», благодаря этому после третьего года обучения по программе «Законы красоты» учащиеся могут перейти на программу «Дизайн» уже с определёнными навыками. А также с учащимися моего объединения мы летом ходим на пленэр. Творческая деятельность на природе учит детей созерцать и понимать ее красоту, способствует развитию эстетических представлений об окружающем мире и является важным аспектом в формировании художественных способностей детей. Рисование на пленэре обогащает детей положительными эмоциями, приносит радость познания красоты и многообразия окружающего мира, воспитывает живой интерес к его изучению, бережное отношение к природе. Обучающиеся творческого объединения «Законы красоты» получили призовые места и дипломы в городском конкурсе «Зоркий глаз или Птицы – наши друзья», неоднократно получали места в Международном конкурсе: «Космос глазами детей», во Всероссийском конкурсе рисунка «Фантастические животные», «Волшебство сказочного мира», «Синичкин день», «Весна пришла». Целью моей педагогической работы является развитие таланта и творческих способностей учащихся. В своей профессии я предерживаюсь позиции: «Любовь, доброта, диалог».
|
|||
|