Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ. Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), ставится диагноз СДВГ с преимущественными нарушениями внимания.



ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, " как будто к нему прикрепили мотор".
  6. Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

  1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

В Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
С Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
Д Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

Согласно принципам классификации DSM - IV (1994) в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2)перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), ставится диагноз " СДВГ с преимущественными нарушениями внимания".

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность - недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем здоровые дети.

Для них очень проблематично дождаться своей очереди в игре или в команде. Они заведомо выбирают краткосрочные виды деятельности, прилагая меньшее количество усилий и времени на выполнение заданий, которые для них неприятны, скучны и надоедливы. Когда они хотят что-либо и должны ждать, чтобы получить это (например, обещание родителей непременно взять их в кино или в магазины), они могут бесконечно изводить взрослых в ожидании данного события, демонстрируя окружающим непрестанные требования и концентрируя на себе внимание.

Ситуации и игры, требующие совместного участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своими сверстниками, являются особенно проблематичными для импульсивных детей. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих или о социальных последствиях этих высказываний для них самих. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для них обычное явление. Поэтому, впечатления, которые такие дети производят на окружающих, очень часто истолковываются как незрелость или ребячливость, слабый самоконтроль, безответственность, ленность и чрезмерная грубость. И не удивительно, что такие дети подвергаются наказаниям, критике и осуждению со стороны своих сверстников и взрослых больше, чем здоровые. Гиперактивность, или избыточная двигательная активность, не всегда является обязательным симптомом. У части детей она может быть нормальной или даже сниженной, что зачастую затрудняет своевременную диагностику и, соответственно, коррекцию рассматриваемого расстройства.

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2), при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: " СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности".

При диагностике необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

  1. появиться до 8 лет;
  2. наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в школе и дома);
  3. не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких - либо нервно - психических расстройствах;
  4. должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:

  1. обеспечение родителями и учителями эмоционально - нейтрального развития и обучения;
  2. соблюдение режима, достаточное время для сна;
  3. обучение по личностно - ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
  4. соответствующая медикаментозная поддержка;
  5. разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей.
Состояния и заболевания Дифференциально-диагностические признаки Дополнитеьные консультации и исследования
Индивидуальные особенности темперамента Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме Анализ анамнестических сведений
Неврозы и невротические реакции Особенности поведения ребёнка связаны с действием психотравмирующих факторов Анализ анамнестических сведений, психологическое исследование
  Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности. Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином) Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма). Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям
Резидуатьные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами. Неврологическое психологическое обследование
Заболевания щитовидной железы Наряду снарушениям внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовидной железы могут иметь место у ближайших родственников. Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля
Значительное снижение остроты слуха Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом cлуха Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование
Эпилепсия Гиперактивность и дефицит внимания чаше встречаются при локализационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование
Психические расстройства: патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями Анализ анамнестических сведений. обследование психиатром
Синдром Туретта Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование
Наследственные синдромы: Вильямса. Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна. фрагильной Х-хромосомы и другие Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипичных признаков Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.