Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Свадьба.



Свадебные песни — одна из богатейших областей русского песенного фольклора. Лучшие из них отличаются красотой поэтического изложения и мелодики.

Старинную русскую свадьбу исследователи по всей справедливости называют очень сложным и очень красивым спектаклем, длившимся несколько дней. Причем в этом спектакле ничего не делалось «просто так»: любое движение или слово, любая деталь одеяний были исполнены глубокого смысла зачастую очень древнего, уходящего корнями в язычество.

Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь, выходя замуж, переходила в род мужа. Именно поэтому замуж «выходят» - в смысле, выходят из своего рода, покидают его. Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней женщиной. Белый цвет свадебного платья, как утверждают историки и психологи, с древнейших времен был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему и на Руси. А другим «траурно-свадебным» цветом был красный. Итак, белое (или красно-белое) платье – это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.

Свадьба складывалась из контрастного последования традиционных комедийных и драматических сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.

Основной драматический конфликт свадебной драмы составляло бесправное, угнетенное положение женщины в старой патриархальной семье. Особенно тяжелым оно было в эпоху крепостничества, когда судьба девушки всецело зависела не только от воли отца, связывавшего с замужеством дочери хозяйственные расчеты (родители жениха выплачивали условленную сумму денег), но и от произвола деспота-помещика.

Важнейшие этапы свадебной игры — сватовство, рукобитье, (иначе — пропои, запоины), девишник, традиционное посещение невестой бани, прощание с родным домом утром свадебного дня, встреча свадебного поезда жениха родными невесты в день заключения брака. После венчания — встреча молодых в доме родителей жениха, пожелания им счастливой жизни и достатка, свадебное пирование, сопровождаемое различными обрядами, веселыми величаниями и пляской.

Сватовство проходило в традиционных комедийных диалогах между сватами и родителями невесты. Обычно они исполняли условные роли купцов и торговых посредников: толковали о покупке и продаже пшеницы, овса, дров, иногда об убежавшей из силков кунице. Если сватовство принималось (а оно иногда и отвергалось), встреча сватов завершалась угощением. В деревнях Орловщины, где коренным населением были выходцы из казачества, смотрины заканчивались «гостевыми» песнями сватов и родителей невесты.

Рукобитье (от выражения «ударили по рукам»)— уточнение хозяйственно-материальных расходов со стороны родителей жениха и невесты. Если стороны не сходились в размерах выкупа и подарков со стороны родителей жениха, а также приданого за невесту, свадьба могла расстроиться. Никаких особых песен на рукобитье, как правило, не пелось. При благоприятном исходе могли исполняться обычные застольные песни.

Смотрины — встреча в доме невесты родни жениха. Если родители молодой четы были из одного села, то дело сводилось к традиционному пированию. Чаще невесту высватывали по поручению родителей жениха в каком-либо отдаленном районе (посредниками выступали сваты), так как в маленьких деревушках жители нередко состояли все в родстве и женить парня было не на ком. Тогда на смотринах родители жениха впервые знакомились со своей будущей невесткой (с момента приезда гостей она по обычаю сидела в сенях, укрытая с головой большим платком, и причитала) и с ее родными. Наступал момент, когда будущий свекор звал невесту, снимал с нее платок, рассматривал и целовал в обе щеки, выражая свое одобрение выбору сватов. («Хороша невеста, не кривая и не хромая»). Жених в старину на смотринах не присутствовал, очень часто молодые впервые видели друг друга лишь в день свадьбы. Случалось, что венчали малолеток (у Пушкина в «Евгении Онегине» няня рассказывает о том, что ее жених Ваня «моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет»). С целью приобретения даровых рабочих рук сына-малолетку женили на взрослой девушке.

В оставшиеся перед свадьбой дни подруги невесты постоянно бывали в ее доме, помогая в шитье приданого, пели лирические и величальные свадебные песни.

Девишник — прощальная вечеринка в доме невесты — одна из кульминаций бытовой драмы. На девишнике звучали свадебные песни, рисующие прекрасный, чистый облик невесты, ее будущую судьбу. Нередко невеста изображалась горько плачущей («Зеленая груша в саду шатается, свет Марьюшка душа расплакалась»). Наряду с этим во многих песнях выражалась надежда на то, что жених полюбит свою нареченную, и она понравится его матери. Например, в песне «Звонили звоны» образ прекрасных звонов, слышимых на гиперболически огромных расстояниях (Новгород — Москва) напоминает о том, что жених и невеста родом из отдаленных мест и друг с другом не знакомы.

На девишнике невеста причитала. Если с причитаниями выступала приглашенная вопленица, она сидела рядом с невестой под большим платком, прикрывавшим обеих с головой. В русских северных местностях причитания разрастались очень широко. Часто они строились в виде диалога между невестой, ее матерью или старшей сестрой. Темой их была разлука с родным домом и будущая трудная жизнь в чужой многолюдной семье.

Иногда свадебные причитания исполнялись на один напев с похоронными. Нередко они отличались широким развитием внутрислоговых попевок, затейливой орнаментикой. Порой по своему свободному мелодическому разливу причитания мало чем отличались от песен.

Особые обычаи и песни сопровождали свадьбу невесты-сироты. На ее девишник девушки приносили разукрашенную елочку без верхушки: срезанная верхушка олицетворяла сиротство. Пели особые сиротские «елочные» песни, а также лирическую сиротскую «Ты река ли моя, реченька». Как тихая речка течет — не сколыхнется, так и невеста-сирота сидит - не улыбнется. Полна горница гостей, но нет ее дорогих родителей. Песня завершается обращением девушки-сироты к умершей матери с просьбой о благословении.

В утро свадебного дня подруги собирались в доме невесты, чтобы одеть и причесать ее к венцу. Расплетали девичью косу, делая прическу замужней женщины. Пели известную в разных вариантах «Трубушку»: Не в трубушку трубили рано на заре, Плакала свет Марьюшка по русой косе...

На фоне величаво-торжественной старинной песни в исполнении хора подружек невеста последний раз причитала. Импровизация эмоционального горестного «голошения» одновременно с эпически-спокойной мелодией старинной обрядовой песни создавала сложное полифоническое сплетение двух или трех контрастных мелодических линий.

Утром свадебного дня пелись горестные «прощальные» песни: «На море утушка купалася», «Не было ветру — навеяло». «Одной из наиболее распространенных прощальных песен была величаво-эпическая распевная песня о весенней талой воде (или Волге-реке), широко разлившейся по зеленым лугам и унесшей со двора три кораблика: в первых двух — сундуки с приданым, в третьем — сама красная девица. (Слова подобной песни использованы Глинкой для свадебного хора «Разливалися, разгулялися» в опере «Иван Сусанин». )

В момент прибытия свадебного «поезда» в доме родителей невесты воцарялись тревога и волнение. Жених с «дружкой» и сопровождающей их «свитой» нередко находят двери дома на запоре. Иногда путь свадебного поезда преграждается на улице завалом из бревен. Подруги невесты встречают свата и жениха «корильными» песенками, высмеивают внешность, одежду (они будто бы одеты в обноски, истасканные чертями), приписывают им нелепые поступки («... в огород заехали, пива бочку пролили, всю капусту полили»).

От злоязычных «величаний» дружка и сват откупались деньгами и подарками. После этого невесту увозили сперва для совершения церковного обряда венчания, а затем в дом родителей жениха.

Свадебное пирование длилось несколько дней. При входе молодых в дом родителей жениха их осыпали хмелем или зерном, чтобы обеспечить им зажиточную жизнь. На свадебном пиру в роли распорядителей торжества выступали сват и дружка — затейники и балагуры, веселившие гостей своими остроумными шутками и традиционными присловиями.

Свадебное пирование сопровождалось торжественными поздравительными величаниями, перемежавшимися с забавными «корильными» песенками и веселыми плясовыми. Нередко они исполнялись своего рода специалистками — «величалками», мастерски певшими традиционные свадебные песни в довольно сложном многоголосном изложении. Обычно певицы располагались полукругом; под песни с четким плясовым ритмом вроде «Виноград в саду цветет» одна-две величалки плясали. Величали не только молодых, но по очереди и всех присутствующих, начиная со старших родственников жениха и невесты.

К концу XIX — началу XX веков многие из старинных обычаев отживают. Крепостное право отошло в прошлое, с патриархальным деспотизмом молодежь вела « упорную борьбу. Кое-что в свадебных обычаях меняется: смотрины уже не обходятся (как прежде) без жениха; жених с товарищами заходят и на девишник, приносят невесте подарки. Общий эмоциональный тон свадьбы светлеет: все меньшую роль играют причитания, на первое место выдвигаются величанья, в которых поется о любви и согласии молодых, будущей их счастливой жизни («Виноград в саду цветет», «По улице травка»).

В ХХ веке уходят в прошлое эпизоды свадебной игры, связанные с женским бесправием, полностью отмирают причитания невесты, но сохраняются величания праздничного характера. На свадьбах звучат гармонь, веселые частушки.

Для свадебных песен характерны национально-своеобразные эпитеты,  метафоры и поэтические параллели: невеста — белая лебедушка, серая уточка, перепелушка или же молодое деревце (яблонька, груша), цветочек, спелая ягодка («Земляниченька спела, зрела»); жених— сизый селезень, ясный сокол; молодая пара — голубь с голубкой; чужая женихова родня — серые гуси, которые клюют и щиплют белую лебедушку (песня «Из-за лесу, лесу темного»).

Среди свадебных песен каждой местности, деревни большое место занимают типовые напевы, с которыми поется большое количество различных текстов.

Наиболее старинные свадебные песни (напевы) довольно лаконичны, они основаны всего лишь на одной-двух попевках в объеме терции-кварты. Основу мелодического развития таких напевов составляет варьирование одной и той же попевки. Это указывает на связь их с более давними песенными пластами.

Примечательно, что в некоторых певческих традициях в свадебных песнях стойко сохраняется бесполутоновый ладовый склад, мало типичный для других песенных жанров. Бесполутоновые попевки лежат в основе средневолжского варианта «Не было ветру» - из сборника Балакирева.

Ответить на вопросы

1. Дать определение слову свадьба?

2. Почему девушка «ВЫХОДИТ» замуж?

3. Каково значение БЕЛОГО цвета в древности?

4. Напишите этапы свадебной игры кратко опишите Нарисуйте таблицу

                 
                 

5. Почему на девишнике девушка плакали и кто помогал ей причитать?

6. Какой особый обычай сопровождал девишник девушки сироты?

7. Что меняется в свадебном обряде в19 и 20 веке?

8. Какие образы характерны для свадебных песен?

9. На чём основаны свадебные напевы?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.