Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1) одна главная и одна придаточная часть;



 

Тема: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них»

Цель: продолжаем изучать СПП. Заканчиваем тему, готовимся к контрольной работе. Подготовка к ГИА.

Теория. ( выделенное жирным и схемы записать в тетрадь )В СПП может быть:

1) одна главная и одна придаточная часть;

2) несколько главных и одна придаточная;

3) одна главная и несколько придаточных.

Рассмотрим последний вариант.

1) Первый вариант. Помните, однородные члены предложения отвечают на один вопрос, относятся к одной части речи, стоят в одной форме, выполняют одну и ту же синтаксическую роль. Так вот, в СПП подобное тоже наблюдается. На схеме это может выглядеть так:

     
 


[…], что (…) и что (…).  […], что (…) и (…). Над стрелочками будет написан, например, вопрос что? (извините, это неудобно делать). Вопрос одинаковый, союзы одинаковые, вопросы ставятся от одной и той же главной части. Это однородное подчинение.

2) Второй вариант.

 


[…], что (…) и (когда…).  […], что (…) и (когда…). Над стрелочками будут написаны, например, вопросы что? и когда?. Всё, вроде бы, похоже, но союзы и союзные слова другие, вопросы другие. Это неоднородное подчинение.

3) Третий вариант.

     
 


[…], что (…), (когда…).  […], что (…), (который…), (куда…).  

Обратите внимание, предыдущая придаточная становится главной для последующей придаточной. Будет ли вопрос одинаковым или разным, значения не имеет. Это последовательное подчинение.

Упражнение 1. Составить схемы предложений.


Образец. [Солнцевзошло], поэтому (цветыраспустились) и (пчёлыпроснулись).  Обратите внимание, обе части отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? И вопрос к ним ставится от главной части. Но перед вторым придаточным нет союза. Но мы спокойно можем его туда подставить: поэтому пчёлы проснулись. Ставим после схемы тире и пишем «однородное подчинение». А теперь сами. Если сомневаетесь, сделайте на черновике.

1. Что он задумал, как он это хотел воплотить в жизнь, не знал никто.

2. Солнце встало, поэтому распустились цветы, что заставило проснуться пчёл.

3. Цветы распустились, поэтому проснулись пчёлы, так как для них начался новый рабочий день.

4. Солнце встало, что разбудило пчёл и поэтому стало теплее.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.