Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фотография или гравюра?



 

 

Спасибо родителям – в детстве я много путешествовал, посетил множество музеев. Затем четыре года учился в Ленинграде. От восхищения часто переходил к вопросу – как это можно было сделать тогда? Не было даже фантастических вариантов ответов! Но на один из вопросов я постараюсь сегодня ответить.

Гравюры. Что нам об этом расскажет википедия? Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. grave[u]r — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с «досок» (так именуются и металлические печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей — на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке (при ручной печати, с маленьких досок — притиркой), в цветной гравюре, кьяроскуро

— с нескольких досок.

Я принадлежу к тому поколению, которое в своем детстве не имело компьютеров, не сидело целыми днями у телевизора – что сидеть, когда всего одна программа и расписание передач известно на всю неделю. За то было множество кружков, при том бесплатных, куда можно было совершенно свободно записаться самому. А далее – занимайся чеканкой, вырезай, выжигай по дереву, делай модели самолетов, ракет, кораблей. И вырезали, и получали простейшие доски с рисунком – чем не гравюры? Насколько трудоемок и длителен этот процесс знаю не по наслышке. Вот потому-то и вызывали вопросы некоторые гравюры Эрмитажа и других музеев. Тогда нам не было известно о Джованни Баттиста Пиранези. Посмотрите сами: https: //yandex. ru/images/search? text=%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D1%8B%20%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%20%D0%91%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8& stype=image& lr=54& source=related-duck.

Поражает и детальность проработки, и высокая прямолинейность линий, и количество произведений, и поразительная похожесть на фотографии! Так может это и есть фотографии? Что нам об этом опять говорит википедия? Фотогра́ фия — технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью фотоматериала или полупроводникового преобразователя. В отличие от некоторых других языков, в русском слово «фотография» используется только применительно к неподвижным изображениям. В то же время, в профессиональном кинематографе этот термин обозначает изобразительное решение фильма, создаваемое кинооператором. Фотографиями также называются конечные отпечатки фотографического изображения, изготовленные на фотобумагехимическим способом или на обычной бумаге цифровым принтером.

На технологиях фотографии основано фотоискусство, которое считается одним из видов изобразительного искусства и занимает ключевое место в современной массовой культуре. Первое устойчивое фотографическое изображение было создано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Датой изобретения технологии по решению IX Международного конгресса научной и прикладной фотографии считается 7 января 1839 года, когда Франсуа Араго сделал доклад о дагеротипии на заседании Французской академии наук. Годы жизни  Джованни Баттиста Пиранези намного раньше официального открытия искусства фотографии (1720-1778).  Так могли ли в 18 веке и ранее создавать гравюры с фотографической точностью? Я считаю, что да и расскажу как это было возможно. Ответить на этот непростой вопрос мне помогло общение с профессиональным художником, средневековые картины и занятие фотографией. Так вот художник рассказал, чем технология изготовления гравюры отличается от технологии изготовления литографии. Пересказывать не буду, обратимся вновь к википедии. Как применяется технология в литографии? На отшлифованную пластину камня, обычно плотного и однородного известняка с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение.

После нанесения рисунка поверхность камня слегка протравливается кислотным составом. Протравленные участки легко смачиваются водой, но отталкивают литографскую краску, а на места, где был нанесен жировой рисунок, легко прилипает краска, но они не смачиваются водой.

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

А возможно ли на отшлифованную пластину камня нанести рисунок иным образом? К сожалению википедия дает только современные возможности нанесения фотографии на камень. В семидесятые годы широко применялась технология нанесения на камень, керамику, ткань с использованием светочувствительных материалов. Как это получалось? Приготавливалась специальная эмульсия, по той же технологии, что и эмульсия на пленке. Затем в темноте наносилась на отполированный камень. Получалась такая фотобумага на камне. Далее с помощью фотоувеличителя производился перенос изображения с ранее отснятой пленки на камень с нанесенной эмульсией. Изображение закреплялось в фиксаторе, фотографическое изображение на камне готово! Теперь, как по технологии получения литографии можно обработать фотографию жирным карандашом, или найти химический раствор, который вытравливает белый цвет на фотографии и оставляет черный.

Как же могли получать фотографии в средние века, ведь ни фотоаппаратов, ни пленки не было?

Подсказку дают средневековые картины. Не могу оставить ссылку, но многие наверняка видели картины, на которых через небольшое отверстие в стене проникает свет и падает на холст, на котором художник обводит контуры картины. Так вот, если взамен холста поставить отполированный камень, с заранее нанесенной эмульсией. Затем этот камень обработать как было описано выше, то можем получить литографию, сходную с гравюрами Джованни Баттиста Пиранези.

Я не знаю, как писал свои картины Джованни Баттиста Пиранези, но то, что это могли быть фотографии по вышеописанной технологии возможны.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.