|
|||
«Обновление содержания воспитательной деятельности»
Трек-площадка № 5 «Обновление содержания воспитательной деятельности» Автор: Ширко Галина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»
Формирование начал патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста.
«Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…» В. А. Сухомлинский
Самая большая опасность, подстерегающая наше сегодняшнее общество – не кризис экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Решение проблемы воспитания патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является трудной задачей, это связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Сегодня растёт новое поколение, которое, в отличие от взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понимание патриотизма, и понятия о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию. Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает следующие задачи по патриотическому воспитанию дошкольников: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей. Работа с дошкольниками нашего детского сада «Умка» по формированию начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста организуется в соответствии с нормативными документами: Закон «Об образовании в Российской Федерации» (утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из основных принципов является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (подчёркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России». ) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2021 годы» (ставит перед обществом цель: «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»). Моя задача, задача наших педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Организация всей нашей работы по воспитанию и формированию патриотизма и чувства гражданственности у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве. Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке. Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др. ) Принцип интеграции различных видов детской деятельности. С целью воспитания чувства патриотизма я использую следующие формы и методы работы с дошкольниками: 1. Обустройство патриотических уголков в детском саду и группах (Познавательная зона: глобус, физическая карта России, политическая карта России, флаг и герб России, герб и флаг Хакасии, герб и флаг города Абакан, гимн России, портрет президента и главы Республики Хакасия); 2. Организация экскурсий по достопримечательностям родного города, посещение музеев, выставок; 3. Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы) «Парад Победы», «Зарничка», «Чир Ине», «День Флага», «Хакасия Любимая», «Фестиваль народов России», и др.; 4. Проведение тематических занятий (НОД) – рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач. 5. Детские проекты «Герб моей семьи», «Дерево нашей группы», «Традиции моей семьи»; 6. Выставки детских работ; 7. Театрализованные представления; 8. Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах; 9. Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, музыка). 10. Обогащение и стимулирование детского творчества; 11. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду; 12. Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от педагогов дошкольной организации и родителей. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, к малой Родине, к своему Отечеству. С целью формирование у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа ежегодно в нашем группе мною проводятся мероприятия, посвященные Дню Победы. Проводится работа, в ходе которой изучаются художественная литература, периодические издания и пособия; выявляются знания в данной области, которыми обладают наши воспитанники. Проходят экскурсии к памятникам. Важно подвести детей к пониманию, что русский народ победили в Великой Отечественной войне потому, что любит свою Родину. Отчизна чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. В группе детского сада организуются выставки рисунков и поделок на военные темы: «С чего начинается Родина», «Мирное небо», «Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны», «Открытка Ветерану». В творчестве детей отражаются все знания, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Оформляются стенды о Великой Отечественной войне, в которых собраны фотографии бабушек и дедушек наших воспитанников, исторические фотографии, связанные с военными годами. Проводятся познавательные беседы: «О Великой Отечественной войне», «День Победы», «Женщины и дети на войне», «Сталинградская блокада», рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Могила Неизвестного солдата», создаются презентации на тему «Великая Отечественная Война». Незабываемо и ярко проходит сам Парад в честь Дня Победы. Чеканя шаг, по коридорам и музыкальному залу детского сада, проходят юные воспитанники в форме пограничников, моряков, разведчиков, пехотинцев. Парадным строем идут юные представители военно-воздушных войск: летчики и десантники. В торжественном параде принимает участие и бессмертный полк: воспитанники детского сада маршируют с портретами своих прадедов и прабабушек. В небо запускаются красные воздушные шары в память обо всех погибших. В группе создана книга группы «Никто не забыт ничто не забыто».
|
|||
|