|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы организации образовательной деятельности
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 88» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте 5-6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области художественно-эстетическое развитие.
1. 2. Цели и задачи Рабочей программы Цели Рабочей программы достигаются через решение следующихзадач: • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного); • формирование элементарных представлений о видах искусства; • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).
1. 3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы 1. В соответствии со Стандартом Рабочая программа построена на следующих принципах: 2. Поддержка разнообразия детства. 3. Сохранение уникальности и самоценности детства. 4. Возрастная адекватность образования. 5. Развивающее вариативное образование. 6. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. 7. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. 8. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому содержание Рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону ближайшего развития, но также возможность применения полученной информации в практической деятельности детей. 9. Принцип развивающего образования. Применение принципа развивающего образования ориентирует педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка.
1. 4. Значимые для разработки и реализации Рабочей ппрограммы характеристики
1. 5. Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста. Пятый-шестой год жизни. Происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальной. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. Дети способны: - к элементарной эстетической оценке художественного образа, - к осознанию некоторых эстетических средств, У них отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной. К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно рассматривать произведения изобразительного искусства, более глубокоих воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. Активно развиваются художественно-творческие способности создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным. Постепенно формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью.
1. 6. Планируемые результаты В соответствии с ФГОС ДОспецифика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. Целевые ориентиры в образовательной программе определены по образовательной области «Художественно-эстетического развития» старшего дошкольного возраста.
1. 7. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Рабочая программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Организация системы мониторинга в детском саду. В процессе системы мониторинга исследуются творческие и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, диагностических заданий. Результаты освоения Рабочей программы раскрывают динамику формирования возможных достижений воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей 1 раз в год - в конце учебного года (май).
«Педагогическая диагностика изучения художественно-конструктивного творчества» разработана Л. А. Парамоновой и Г. В. Урадовских. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Была создана соответствующая обстановка. Диагностика направлена на изучение мотивов конструирования и развития творческой деятельности. Изучение процесса конструирования по замыслу. Подготовка исследования: Подготовить листы цветной бумагиформатом 29, 5х20 см, кисточки, клей и ножницы, небольшие образные игрушки по числу детей. Проведение исследования: Детей просят что-либо сконструировать из бумаги по своему выбору. После выполнения задания им предлагают рассказать, что они сконструировали, а затем поиграть с этим предметом. Обработка данных: -наличие элементов планирования: 1. формирует замысел в речи; 2. рассматривает конструктивный материал; 3. сразу приступает к работе. -устойчивость замысла: 1. замысел устойчив, ребёнок вносит интересные детали в конструкцию; 2. замысел меняется по ходу конструирования, но вносит интересные детали в конструкцию; 3. замысел не устойчив. -содержание конструкции: 1. предмет сконструирован полно; 2. конструкция требует незначительной доработки; 3. предмет сконструирован частично. -передача формы и пропорций предмета: 1. точная; 2. искажённая во второстепенных деталях; 3. неправильная; -самостоятельность в процессе конструирования: 1. выполняет самостоятельно; 2. требует от взрослого помощь на определённом этапе деятельности; 3. обращается ли ко взрослому за помощью постоянно. -отношение к процессу и результату конструирования: 1. проявляет интерес; 2. конструирует без желания; 3. безразличен. -оригинальность: 1. конструкция оригинальная и сложная; 2. часто встречающаяся, похожая конструкция у детей данного возраста; 3. отсутсвие индивидуального почерка. -отражение в речи компонентов конструирования: 1. объясняет цели, мотивы, действия, даёт характеристики поделке, оценку своей деятельности и её результата; 2. не объясняет цели, мотивы, действия, но даёт характеристики поделке, оценку своей деятельности и её результата; 3. Не отражает в речи компоненты конструирования и не оценивает своей деятельность -использование конструкции в последующей игровой деятельности: 1. использует поделку в последующей игровой деятельности с помощью игрушки, звукоподражания, выполнения роли; 2. использует поделку в последующей игровой деятельности с помощью игрушки. 3. не обыгрывает поделку. По всем критериям, кроме творчества, имеющим одну, две или три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: Первый - 3 балла, Второй - 2 балла, Третий - 1 балл. Для оценки задания были выделены три уровня: Высокий (В) – 22-27 баллов. Рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи. По ходу конструирования вносит интересные детали в конструкцию. Передача формы и пропорций предмета точная. Проявляет самостоятельность в процессе конструирования. Проявляет интерес к процессу конструирования. Уровень сложности конструкции достаточно высок для данного возраста. Отражает в речи конструктивные действия, даёт характеристики поделке, способен оценить результаты своей деятельности. Использует поделку в последующей игровой деятельности с помощью игрушки, звукоподражания, выполнения роли. Средней (С) – 16-21 баллов. Рассматривает конструктивный материал и сразу приступает к работе. Меняет замысел, но интересных деталей не вносит в конструкцию. Передача формы и пропорций предмета, искажённая во второстепенных деталях. Конструирует самостоятельно, но в процессе работы требует от взрослого помочь на определённом этапе деятельности. Конструирует без желания. Уровень сложности конструкции средний, часто встречающийся у детей данного возраста. Не всегда отражает в речи компоненты конструирования, но даёт оценку результатам своей деятельности. Использует поделку в последующей игровой деятельности с помощью игрушки. Низкий (Н) – 0-15 баллов. Не рассматривает конструктивный материал и сразу приступает к работе. Замысел неустойчив, интересные детали отсутствуют в поделке. Передача формы и пропорций предмета неправильная. Самостоятельность в процессе конструирования незначительна, постоянно обращается за помощью к взрослому. Безразличен к конструированию. Уровень сложности конструкции низкий. Не отражает в речи компоненты конструирования и не оценивает своей деятельность. Не использует поделку в последующей игровой деятельности.
1. 8. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Рабочей программе. Целевые ориентиры, представленные в Рабочей программе: -не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; -не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; -не являются непосредственным основанием при оценкекачества образования. Рабочая программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Рабочая программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества: • диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Рабочей программе; • внутренняя оценка, самооценка деятельности ДОО; • внешняя оценка ДОО, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка. На уровне ДОО система оценки качества реализации Рабочей программы решаетзадачи: Система оценки качества дошкольного образования: - должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в ДОО в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», определенных Стандартом; - исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО; - исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования; 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Общие положения В содержательном разделе представлены: - описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; - описание форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов; 2. 2. Описание образовательной деятельности в соответствии образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Реализация Рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательной программе, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Рабочей программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей. Любые формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы должны осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе принципов и подходов Рабочей программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения. При подборе форм, методов, способов реализации Рабочей программы для достижения планируемых результатов, описанных в Стандарте в форме целевых ориентиров и представленных в разделе Рабочейпрограммы, и развития в художественно-эстетическойобразовательной области, необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода. Старший дошкольный возраст. Художественно-эстетическое развитие В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; – развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; – приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора. Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации. В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
2. 3 Учебно-тематический план старшего дошкольного возраста:
2. 4. Взаимодействие взрослых с детьми Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится рисовать.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Рабочая ппрограмма предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. 4. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
3. 2. Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (далее - РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. В соответствии со Стандартом РППС дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать и гарантировать: - построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Принципы формирования РППС. 1) содержательно-насыщенная - включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, которые позволяют обеспечить творческую активность всех категорий детей, доступными детям; 2) транспортируемость - обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей; 3) поли функциональность - обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности; 4) доступность - обеспечивает свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 5) безопасность - все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса в ДОО, в заданных Стандартом образовательной области: социально-коммуникативной. В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. У детей есть возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ДОУ, а также к материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Предметно-пространственная среда в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
3. 3. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы Реализация Рабочей программы требует от учреждения осуществления управления, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, организации необходимого медицинского обслуживания. Дошкольное учреждение обеспечивает материально- технические условия, позволяющие достичь обозначенные им цели и выполнить задачи, в т. ч.: — осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей; — обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей; — эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|