|
||||||||||||
2) положительно
Портофолио – технология накопления и систематизации информации Термин «портфолио» (от франц. Porter – носить + лат. In folio – размер листа), некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, деятельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде художников, журналистов, активно используется в школьной и вузовской образовательной практике, поскольку не зависит напрямую от содержания. Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности школьников или студентов, Которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. По мере работы с портфолио более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора, содержания, самооценки и самопрезентации. Технология портфолио выполняет функцию информационного поиска, систематизации информации, подготовки материалов для создания учебно-методического пособия, изучения нового научного направления, освоения инновационных подходов к чему-либо, подготовки материалов к печати и т. д. По мнению ряда специалистов, портфолио может стать одним из способов формирования ключевой компетентности – «самоменеджмента» и объектом оценки владения. То есть портфолио – это еще и форма оценивания, которая позволяет коренным образом изменить философию определения, оценивания и измерения результатов образовательной деятельности. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического акцента с оценки на самооценку. В то же время портфолио – своего рода «индивидуальная папка», в которой зафиксированы личные достижения субъекта образовательной деятельности. Как набор работ обучающихся портфолио связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину, . портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагментов дневников, «бортовых журналов», видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио планируется заранее и создается в течений достаточно продолжительного периода (четверть, семестр, год и боле). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами. Портфолио планируется заранее и создается в течений достаточно продолжительного периода (четверть, семестр, год и боле). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами. Если о портфолио школьника написано и сказано уже немало, то портфолио учителя, администратора, образовательного учреждения - это пока еще новая область в сфере образования. Уже созданы разработки электронных портфолио учителя, по аналогии с которыми может быть разработано портфолио студента, магистранта, аспиранта, преподавателя вуза. Форма портфолио уже включена в аттестационную деятельность учителя и администратора образовательного учреждения.
Перспективным представляется такое направление, как применение портфолио в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования. В зависимости от того, какова цель портфолио, оно может быть либо краткосрочным, либо длительным, либо постоянным. Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях. Наряду с учебным в образовательной практике используют и другие разновидности портфолио. Портфолио достижений суммирует результаты работы по конкретнму блоку учебного материала. Рефлексивное портфолио основано на анализе и оценке субъектов целей, хода и результатов своей учебной работы, особенностей работы с источниками информации, ощущений, впечатлений и тд. (может быть связано с отдельной проблемой). Проблемно ориентированное портфолио отражает цели, процесс, результат решения конкретной проблемы (учебной, научной, профессиональной, социальной). Портфолио развития навыков гуманитарного мышления отражает работу на уровне анализа — оценивания — сравнения. Компонентами портфолио могут стать самостоятельные работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, черновики, схемы, алгоритмы решения учебах задач, проекты, творческие работы, аудио- и видеоматериалы, таблицы, анкеты и результаты их обработки, отчеты об интервью, вопросы, дневники наблюдения, письма, глоссарий, грамоты, сертификаты, знаки рений и тд. Цель применения технологии – научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисциплины - прослеживать динамику отношения школьника или студента в учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и достижений. При использовании такой технологии важно учитывать следующее: · нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио; это полностью зависит от автора; · есть примерный перечень, из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряются новые элементы; · состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных идей.
Желательно, чтобы учебное портфолио включало три обязательных элемента: 1) сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; 2) содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов; 3) самоанализ и взгляд в будущее. Технологическая карта составления портфолио Возможные источники информации — учебная, справочная художественная, научная литература; материалы СМИ; иллюстрационый, статистический материал; интервью со специалистом; аудиовизуальные источники; интернет-ресурсы. Алгоритм действий 1. Объяснить свой выбор темы портфолио (можно в виде эссе) и дать название своей работе. 2. Выбрать рубрики будущего портфолио и придумать им оригинальные названия. 3. Найти соответствующий материал и систематизировать его представив в виде конспекта, схемы, кластера, интеллект-карты, таблицы. 4. Подобрать отрывки из художественной литературы. 5. Составить словарь терминов и понятий на основе справочной литературы. 6. Прочитать дополнительную научную литературу по теме и написать тезисы. 7. Найти статьи в газетах и журналах и составить к ним аннотации. 8. Найти интернет-ресурсы и сделать их краткое описание (полный адрес, чем интересен и полезен ресурс, дата последнего посещения). 9. Подобрать статистический материал, представить его в графическом виде, сделать выводы. 10. Подобрать иллюстративный материал (рисунки, фото) с подписями — что изображено. 11. Составить план исследования и провести его, обработать результаты, представить в графическом виде. 12. Составить вопросы для интервью со специалистом, провести интервью и сделать выводы. 13. Дать краткое содержание и привести свои выводы по материалу радио-, телепередачи на тему (указать дату, название программ).
14. В кратком виде изложить, чем был полезен информационный поиск, чему удалось научиться, что особенно удивило и заинтересовало. 15. Проверить, есть ли в портфолио выводы, ссылки на источники информации. Оценка работ школьников или студентов в рамках портфолио. Этот вопрос достаточно сложен. Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума элементов для во-вторых, распределения «веса» оценки между различными элементами портфолио: какой элемент более значим в общей оценке, какой — менее весом; в-третьих, возникает противоречие между направленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием государственного образовательного стандарта или образовательной программы. В качестве возможного варианта решения этой проблемы содержание учебного портфолио рекомендуется разбить на следующие категории: ■ обязательные: промежуточные и итоговые письменные самостоятельные и контрольные работы; ■ поисковые: выполнение сложных проектов (как индивидуальных, так и в малых группах), исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач повышенной сложности; ■ ситуативные: приложение изученного материала в практических ситуациях, для решения прикладных задач, выполнения графических и лабораторных работ; ■ описательные: ведение дневника, написание рефератов, сочинений, тезисов и др.; ■ внешние: отзывы преподавателей, однокурсников, родителей, проверочные листы, результаты тестов и других видов контрольных работ. Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам внутри каждой категории. Примерное распределение общей оценки может выглядеть следующим образом: обязательная категория — 40%, поисковая — 30%, — 15%, описательная — 10%, внешняя — 5%. Вполне очевидно, что в каждом конкретном опыте приведенные выше категории и процентное распределение общей оценки будут варьироваться. Главная задача в данном случае заключается в том, чтобы задать ориентир и показать примерный вариант того, как это можно сделать на практике. Критериями оценки могут быть:
■ уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления); ■ сформированность умения решать типичные задачи; ■ сформированность прикладных умений (способность pешать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т. д. ); ■ степень развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами); ■ умение четко и аргументированно излагать свою мысль; ■ грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т. д.; ■ сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей). Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии. Здесь так же, как и в случае с процентным распределением общей оценки, нет жестких рецептов, а, напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизаций С точки зрения итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему. Самый высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью реализации основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о приложении больших усилий и очевидном прогрессе субъекта, образовательного процесса по уровню развития его мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высоко» уровня самооценки и творческого отношения к процессу освоения учебной программы. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения субъекта образовательного процесса, но в отличие от предыдущего в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность, отсутствовать творческий элемент в оформленнии текстов. Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент делается на оценке обязательной части. Поэтому могут отсутствовать свидетельства развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке конкретной дисциплины (как устном, так и письменном).
Слабый уровень. Это портфолио, по которому трудно сформировать общее представление об учебных достижениях субъекта. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т. п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса герии оценки. Существуют другие варианты оценки портфолио: ■ оцениваются только процесс и характер работы над портфолио; ■ оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики); ■ оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое; ■ оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям; ■ портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском или экзамену или формой проведения зачета или экзамена; ■ оценивается не только портфолио, но и качество его презентации.
Запуск портфолио 1. Мотивация; каждому субъекту должно быть понятно, зачем выполнять портфолио. 2. Определение вида портфолио (может быть задан или выбран по желанию). 3. Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, в библиотеке, на практике. 4. Общее количество рубрик, сколько из них обязательных. 5. Критерии оценивания. 6. Способы оценивания. Возможныежные рубрики «Теоретический монолог» — основные теоретические положения, то бы это значило? » — понятийно-терминологический словарь. «Размышления на тему... » — рефлексивный анализ по теме портфолио. «Письменные работы». «Вредные советы».
« Статистика». « График-органайзер». «Цитаты и афоризмы». «Стимул к учебе: из личного опыта». «Мои открытия». «Творчество товарищей». «Где и когда я смогу использовать». «Банк гипотез». «Диверсант» — аргументы и контраргументы на заданную тему. «Девиз темы», «Эмблема темы», «Реклама темы». «Курьезы». «Исследования». «Параллельные миры»— межпредметные связи. На какие вопросы необходимо ответить преподавателю перед началом работы с портфолио? 1. Каковы цели использования портфолио: ■ сопровождает студента в течение всего обучения (от курсов к курсу); ■ элементы портфолио сопровождают студента в течение всгего обучения (от курса к курсу); ■ останется у студентов после составления; ■ связано только с одной предметной областью; ■ используется для возможной аттестации; ■ используется студентом для рефлексии и саморазвития; ■ используется студентом для самооценки; ■ используется в работе с организациями, направляющими на учебу или предоставляющими место для практики; ■ оцениваются отдельные компоненты портфолио до завершения работы над целым; ■ будет общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей? 2. Из каких компонентов будет состоять портфолио: ■ включать все изучаемые студентом темы; ■ включать в портфолио только завершенные работы; ■ выбирать для портфолио только лучшие работы; ■ включать в портфолио все работы; ■ студенты сами или вместе с преподавателем определяют состав портфолио; ■ должны в портфолио содержаться комментарии преподавая лей; ■ могут студенты взаимно помогать друг другу при отборе содержания и структуры портфолио?
3. Каковы специфические компоненты, которые должны быть включены в портфолио: ■ все виды самостоятельной работы; ■ результаты проверочных работ, тестов, итоговых работ; ■ результаты групповой работы (черновики, схемы и др. ); ■ результаты взаимопроверки; ■ дневники; ■ сценарии выступления на семинарах; ■ печатные работы; ■ описание процесса решения учебных задач; ■ проекты; ■ эссе; ■ результаты информационного поиска; ■ заметки, связанные с ходом выполнения учебных, йаучно-ис- вательских, учебно-профессиональных работ; ■ аудио- и видеоматериалы; ■ схемы, рисунки, таблицы» диаграммы; ■ авторские рисунки; ■ картографический материал; ■ результаты моделирования; ■ студента к преподавателю; ■ анкеты и результаты их обработки; ■ отчеты об интервью; ■ листы наблюдений; ■ элементы самооценки; ■ письма преподавателю, директору предприятия, другим лицам, ■ запросы, связанные с содержанием портфолио; ■ наполнение содержания темы по выбору; ■ сценарии дебатов; ■ ситуационные задания и объемные кейсы (созданные студен- решенные им); реб-квесты; ■ компьютерные программы; ■ описание лабораторных экспериментов; ■ материалы полевых, педагогических и иных практик; юты, сертификаты, гранты и т. д.? 4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио: · периодическое проведение мини-конференций по портфолио обучения; · оценка портфолио целиком на основании критериев, сформулированных преподавателем;
■ оценка частей портфолио, отобранных преподавателем; ■ периодическая презентация студентом процесса работы над портфолио в течение семестра; ■ предъявление частей или целого портфолио и их оценивание в следующем семестре; ■ использование портфолио при приеме студента на работу; ■ самооценка портфолио самим студентом? 5. Как будет выглядеть портфолио: ■ требования к оформлению; ■ соответствие содержания оглавлению, выбору рубрик; ■ объяснение выбора темы портфолио; ■ письменное введение в каждую часть, рубрику, главу и выводы по каждой части; ■ самооценка портфолио самим студентом по особому плану или без него; ■ оценка полезности произведенной студентом деятельности по подготовке портфолио; ■ письмо студенту от преподавателя, руководителя практики, других студентов с рекомендациями, пожеланиями, оценкой, поддержкой, обратной связью? 6. Как будет происходить обсуждение портфолио: ■ студент — преподаватель; ■ студент — студент; ■ студент — малая группа; ■ студент одного курса — студент другого курса; ■ студент — представитель организации, фирмы, предприятие, ■ студент — значимое лицо; ■ студент — социальное окружение; ■ организованная защита портфолио; ■ выставка портфолио; ■ конференция по портфолио; ■ дистанционная конференция? Варианты использования портфолио в образовательном процессе 1. Отдельное занятие — презентация (защита) портфолио. Проводится в конце семестра; портфолио является проблемным, межет быть выполнено на определенную тему, раскрывать сущность эксперимента, иллюстрировать процесс практики, содержать рефлексивные моменты. Защита портфолио может быть формой итоговой аттестацией студента. 2. Семинар с использованием элементов портфолио. Выставка и непродолжительное обсуждение портфолио. 3. Занятие с использованием кейс-технологии, портфолио может создаваться по конкретному кейсу, включать как решение кейса, так И дополнительный материал, необходимый для его решения, весь кейс полностью. 4. Занятие с использованием технологии «Дебаты» — создаются и используются портфолио команд и отдельных игроков (спикеров). 5. Дистанционное обучение. Портфолио выполняется при непосредственном участии преподавателя, является результатом обучения. 6. Лекционное занятие. Портфолио может содержать материалы наблюдений, примеры, конспекты различных источников, к которым преподававатель будет направлять студентов в ходе лекции. Основные преимущества портфолио 1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрируется на три составляющие процесса обучения. 2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку учебных достижений посредством анализа разнообразных продуктов его образовательной деятельности. 3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, взаимооценка, самоанализ и самоконтроль субъектов образовательного процесса. 4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и ученика, преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных знаний и прогресса в ходе освоения программы учебной дисциплины. 5. Портфолио дает возможность непрерывной оценки и самооценки в условиях школьного или вузовского образования, которая сменяет акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким альтернативной оценки. 6. Портфолио легко интегрируются в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений студентов и способствует развитию их самостоятельности. 7. Портфолио показывают возможные направления обновления информационой системы оценивания в школе и вузе. Основные недостатки портфолио 1. Внедрение данной технологии требует большой систематической работы по повышению квалификации преподавателей, формирование их готовности одобрить и принять эту новацию. 2. Внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и от школьников и студентов новых организационных и познавательных умений. 3. Портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных достижений. 4. Высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса проверки и оценки. 5. Возможность формализма в оценке и самооценке образовательных достижений. 6. Организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио. Приведем примерный план долгосрочного портфолио (портфолио достижений и рефлексии) преподавателя. Портфолио преподавателя Фамилия Имя Отчество. Общие сведения о преподавателе (резюме): ФИО; дата рождения; образование и специальность; степень, звание; стаж работы; педагогический стаж и награды. Содержание портфолио 1. Документы, регламентирующие работу преподавателя. 2. Творческое резюме. Направление, тема научных исследований. Совершенствование педагогического и методического мастерства (курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, внутрифирменное обучение). Учебно-методическая деятельность (курсы, темы, программы и материалы к отдельным занятиям). Авторские методики, освоение и реализация инновационных подходов к преподаванию конкретной дисциплины. Публикации, доклады, участие в конференциях и выступления на них. 3. Диагностика успешности преподавателя (материалы по анализу, оценке и самооценке преподавателя). Предпочитаемые стили педагогической деятельности. Особенности педагогического общения. Качество образовательного процесса (анализ работы за пятьлет: итоги аттестации студентов, учебная нагрузка, программный банк, использование современных технологий; результаты проектной деятельности студентов и тд. ). 4. Отзывы. Отзывы коллег, руководства, студентов о преподавательской деятельности. 4. 2. Рецензии на статьи, экспертные заключения. 4. 3. Заключение о качестве выполненной работы (научной, исследовательской, методической). 5. Воспитательная деятельность преподавателя. 5. 1. Работа вне сетки обязательных занятий. 5. 2. Индивидуальная работа со студентами. Научное руководство. 5. 3. Использование новых технологий в воспитательной деятельности. 6. Итог (оценивание портфолио независимыми экспертами или иным преподавателем). 6. 1. Интересные моменты портфолио. 6. 2. Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже). 6. 3. Перспективы и направления дальнейшей деятельности. 6. 4. Оценка портфолио. 6. 5. Главный вывод по всему портфолио. Задания для самостоятельной работы 1. Ознакомьтесь с конкретным портфолио. Оцените его при использовании любого из приведенных далее шаблонов трансфертного листа.
2) положительно советы вопросы 3) мнение уточнение вопросы
2. Разработайте свое портфолио по любой теме; выберите не менее Пяти рубрик. Объем портфолио — не более семи страниц текста (13-й шрифт, полуторный интервал).
|
||||||||||||
|