Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2) положительно



 

Портофолио – технология накопления и систематизации информации

Термин «портфолио» (от франц. Porter – носить + лат. In folio – размер листа), некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, деятельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде художников, журналистов, активно используется в школьной и вузовской образовательной практике, поскольку не зависит напрямую от содержания.

Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности школьников или студентов,

Которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. По мере работы с портфолио более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора, содержания, самооценки и самопрезентации.

Технология портфолио выполняет функцию информационного поиска, систематизации информации, подготовки материалов для создания учебно-методического пособия, изучения нового научного направления, освоения инновационных подходов к чему-либо, подготовки материалов к печати и т. д. По мнению ряда специалистов, портфолио может стать одним из способов формирования ключевой компетентности – «самоменеджмента» и объектом оценки владения. То есть портфолио – это еще и форма оценивания, которая позволяет коренным образом изменить философию определения, оценивания и измерения результатов образовательной деятельности. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического акцента с оценки на самооценку. В то же время портфолио – своего рода «индивидуальная папка», в которой зафиксированы личные достижения субъекта образовательной деятельности. Как набор работ обучающихся портфолио связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину, . портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагментов дневников, «бортовых журналов», видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио планируется заранее и создается в течений достаточно продолжительного периода (четверть, семестр, год и боле). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Портфолио планируется заранее и создается в течений достаточно продолжительного периода (четверть, семестр, год и боле). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Если о портфолио школьника написано и сказано уже немало, то портфолио учителя, администратора, образовательного учреждения - это пока еще новая область в сфере образования. Уже созданы разработки электронных портфолио учителя, по аналогии с которыми может быть разработано портфолио студента, магистранта, аспиранта, преподавателя вуза. Форма портфолио уже включена в аттестационную деятельность учителя и администратора образовательного учреждения.

 

Перспективным представляется такое направление, как применение портфолио в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В зависимости от того, какова цель портфолио, оно может быть либо краткосрочным, либо длительным, либо постоянным. Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях.

Наряду с учебным в образовательной практике используют и другие разновидности портфолио.

Портфолио достижений суммирует результаты работы по конкретнму блоку учебного материала.

Рефлексивное портфолио основано на анализе и оценке субъектов целей, хода и результатов своей учебной работы, особенностей работы с источниками информации, ощущений, впечатлений и тд. (может быть связано с отдельной проблемой).

Проблемно ориентированное портфолио отражает цели, процесс, результат решения конкретной проблемы (учебной, научной, профессиональной, социальной).

Портфолио развития навыков гуманитарного мышления отражает работу на уровне анализа — оценивания — сравнения.

Компонентами портфолио могут стать самостоятельные работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, черновики, схемы, алгоритмы решения учебах задач, проекты, творческие работы, аудио- и видеоматериалы, таблицы, анкеты и результаты их обработки, отчеты об интервью, вопросы, дневники наблюдения, письма, глоссарий, грамоты, сертификаты, знаки рений и тд.

Цель применения технологии – научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисциплины - прослеживать динамику отношения школьника или студента в учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и достижений.

При использовании такой технологии важно учитывать следующее:

· нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио; это полностью зависит от автора;

· есть примерный перечень, из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряются новые элементы;

· состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных идей.

 

Желательно, чтобы учебное портфолио включало три обязательных элемента:

1) сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио;

2) содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;

3) самоанализ и взгляд в будущее.

Технологическая карта составления портфолио

Возможные источники информации — учебная, справочная художественная, научная литература; материалы СМИ; иллюстрационый, статистический материал; интервью со специалистом; аудиовизуальные источники; интернет-ресурсы.

Алгоритм действий

1. Объяснить свой выбор темы портфолио (можно в виде эссе) и дать название своей работе.

2. Выбрать рубрики будущего портфолио и придумать им оригинальные названия.

3. Найти соответствующий материал и систематизировать его представив в виде конспекта, схемы, кластера, интеллект-карты, таблицы.

4. Подобрать отрывки из художественной литературы.

5. Составить словарь терминов и понятий на основе справочной литературы.

6. Прочитать дополнительную научную литературу по теме и написать тезисы.

7. Найти статьи в газетах и журналах и составить к ним аннотации.

8. Найти интернет-ресурсы и сделать их краткое описание (полный адрес, чем интересен и полезен ресурс, дата последнего посещения).

9. Подобрать статистический материал, представить его в графическом виде, сделать выводы.

10. Подобрать иллюстративный материал (рисунки, фото) с подписями — что изображено.

11. Составить план исследования и провести его, обработать результаты, представить в графическом виде.

12. Составить вопросы для интервью со специалистом, провести интервью и сделать выводы.

13. Дать краткое содержание и привести свои выводы по материалу радио-, телепередачи на тему (указать дату, название программ).

 

14. В кратком виде изложить, чем был полезен информационный поиск, чему удалось научиться, что особенно удивило и заинтересовало.

15. Проверить, есть ли в портфолио выводы, ссылки на источники информации.

Оценка работ школьников или студентов в рамках портфолио. Этот вопрос достаточно сложен. Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума элементов для

во-вторых, распределения «веса» оценки между различными элементами портфолио: какой элемент более значим в общей оценке, какой — менее весом;

в-третьих, возникает противоречие между направленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием государственного образовательного стандарта или образовательной программы.

 В качестве возможного варианта решения этой проблемы содержание учебного портфолио рекомендуется разбить на следующие категории:

■ обязательные: промежуточные и итоговые письменные самостоятельные и контрольные работы;

■ поисковые: выполнение сложных проектов (как индивидуаль­ных, так и в малых группах), исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач повышенной сложности;    

■ ситуативные: приложение изученного материала в практических ситуациях, для решения прикладных задач, выполнения графических и лабораторных работ;

■ описательные: ведение дневника, написание рефератов, сочинений, тезисов и др.;

■ внешние: отзывы преподавателей, однокурсников, родителей, проверочные листы, результаты тестов и других видов контрольных работ.

Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам внутри каждой категории. Примерное распределение общей оценки может выглядеть следующим образом: обязательная категория — 40%, поисковая — 30%, — 15%, описательная — 10%, внешняя — 5%. Вполне очевидно, что в каждом конкретном опыте приведенные выше категории и процентное распределение общей оценки будут варьироваться. Главная задача в данном случае заключается в том, чтобы задать ориентир и показать примерный вариант того, как это можно сделать на практике.

Критериями оценки могут быть:

 

■ уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);

■ сформированность умения решать типичные задачи;

■ сформированность прикладных умений (способность pешать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т. д. );

■ степень развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами);

■ умение четко и аргументированно излагать свою мысль;

■ грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т. д.;

■ сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии. Здесь так же, как и в случае с процентным распределением общей оценки, нет жестких рецептов, а, напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизаций С точки зрения итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему.

Самый высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью реализации основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о приложении больших усилий и очевидном прогрессе субъекта, образовательного процесса по уровню развития его мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высоко» уровня самооценки и творческого отношения к процессу освоения учебной программы. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность

Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения субъекта образовательного процесса, но в отличие от предыдущего в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность, отсутствовать творческий элемент в оформленнии текстов.

Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент делается на оценке обязательной части. Поэтому могут отсутствовать свидетельства развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке конкретной дисциплины (как устном, так и письменном).

 

 

Слабый уровень. Это портфолио, по которому трудно сформировать общее представление об учебных достижениях субъекта. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т. п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса герии оценки.

Существуют другие варианты оценки портфолио:

■ оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;

■  оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики);

■  оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое;

■ оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;

■ портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском или экзамену или формой проведения зачета или экзамена;

■  оценивается не только портфолио, но и качество его презентации.

 

Запуск портфолио

1. Мотивация; каждому субъекту должно быть понятно, зачем выполнять портфолио.

2. Определение вида портфолио (может быть задан или выбран по желанию).

3. Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, в библиотеке, на практике.

4. Общее количество рубрик, сколько из них обязательных. 5. Критерии оценивания.

6. Способы оценивания.

Возможныежные рубрики

«Теоретический монолог» — основные теоретические положения, то бы это значило? » — понятийно-терминологический словарь.

«Размышления на тему... » — рефлексивный анализ по теме портфолио.

«Письменные работы».

«Вредные советы».

 

« Статистика».

« График-органайзер».

«Цитаты и афоризмы».

«Стимул к учебе: из личного опыта».

«Мои открытия».

«Творчество товарищей».

«Где и когда я смогу использовать».

«Банк гипотез».

«Диверсант» — аргументы и контраргументы на заданную тему.

«Девиз темы», «Эмблема темы», «Реклама темы».

«Курьезы».

«Исследования».

«Параллельные миры»— межпредметные связи.

На какие вопросы необходимо ответить преподавателю перед началом работы с портфолио?

1. Каковы цели использования портфолио:

■ сопровождает студента в течение всего обучения (от курсов к курсу);

■ элементы портфолио сопровождают студента в течение всгего обучения (от курса к курсу);

■ останется у студентов после составления;

■ связано только с одной предметной областью;

■ используется для возможной аттестации;

■ используется студентом для рефлексии и саморазвития;

■ используется студентом для самооценки;

■ используется в работе с организациями, направляющими на учебу или предоставляющими место для практики;

■ оцениваются отдельные компоненты портфолио до завершения работы над целым;

■ будет общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей?

2. Из каких компонентов будет состоять портфолио:

■ включать все изучаемые студентом темы;

■ включать в портфолио только завершенные работы;

■ выбирать для портфолио только лучшие работы;

■ включать в портфолио все работы;

■ студенты сами или вместе с преподавателем определяют состав портфолио;

■ должны в портфолио содержаться комментарии преподавая

лей;

■ могут студенты взаимно помогать друг другу при отборе содержания и структуры портфолио?

 

3. Каковы специфические компоненты, которые должны быть включены в портфолио:

■ все виды самостоятельной работы;

■ результаты проверочных работ, тестов, итоговых работ;

■ результаты групповой работы (черновики, схемы и др. );

■ результаты взаимопроверки;

■ дневники;

■ сценарии выступления на семинарах;

■ печатные работы;

■ описание процесса решения учебных задач;

■ проекты;

■ эссе;

■ результаты информационного поиска;

■ заметки, связанные с ходом выполнения учебных, йаучно-ис- вательских, учебно-профессиональных работ;

■ аудио- и видеоматериалы;         

■ схемы, рисунки, таблицы» диаграммы;     

■ авторские рисунки;   

■ картографический материал;

■ результаты моделирования;

■ студента к преподавателю;

■ анкеты и результаты их обработки;

■ отчеты об интервью;

■ листы наблюдений;

■  элементы самооценки;

■ письма преподавателю, директору предприятия, другим лицам,

■ запросы, связанные с содержанием портфолио;

■ наполнение содержания темы по выбору;

■ сценарии дебатов;

■ ситуационные задания и объемные кейсы (созданные студен- решенные им); реб-квесты;

■ компьютерные программы;

■ описание лабораторных экспериментов;

■ материалы полевых, педагогических и иных практик; юты, сертификаты, гранты и т. д.?

4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио:

· периодическое проведение мини-конференций по портфолио обучения;

· оценка портфолио целиком на основании критериев, сформулированных преподавателем;

 

■ оценка частей портфолио, отобранных преподавателем;

■ периодическая презентация студентом процесса работы над портфолио в течение семестра;

■ предъявление частей или целого портфолио и их оценивание в следующем семестре;

■ использование портфолио при приеме студента на работу;

■ самооценка портфолио самим студентом?

5. Как будет выглядеть портфолио:

■ требования к оформлению;

■ соответствие содержания оглавлению, выбору рубрик;

■ объяснение выбора темы портфолио;

■ письменное введение в каждую часть, рубрику, главу и выводы по каждой части;

■ самооценка портфолио самим студентом по особому плану или без него;

■  оценка полезности произведенной студентом деятельности по подготовке портфолио;

■ письмо студенту от преподавателя, руководителя практики, других студентов с рекомендациями, пожеланиями, оценкой, поддержкой, обратной связью?

6. Как будет происходить обсуждение портфолио:

■ студент — преподаватель;

■ студент — студент;

■ студент — малая группа;

■ студент одного курса — студент другого курса;

■ студент — представитель организации, фирмы, предприятие,

■ студент — значимое лицо;

■ студент — социальное окружение;

■ организованная защита портфолио;

■ выставка портфолио;

■ конференция по портфолио;

■ дистанционная конференция?

Варианты использования портфолио

в образовательном процессе

1. Отдельное занятие — презентация (защита) портфолио. Проводится в конце семестра; портфолио является проблемным, межет быть выполнено на определенную тему, раскрывать сущность эксперимента, иллюстрировать процесс практики, содержать рефлексивные моменты. Защита портфолио может быть формой итоговой аттестацией студента.

2. Семинар с использованием элементов портфолио. Выставка и непродолжительное обсуждение портфолио.

3. Занятие с использованием кейс-технологии, портфолио может создаваться по конкретному кейсу, включать как решение кейса, так

И дополнительный материал, необходимый для его решения, весь кейс полностью.

4. Занятие с использованием технологии «Дебаты» — создаются и используются портфолио команд и отдельных игроков (спикеров).

5. Дистанционное обучение. Портфолио выполняется при непосредственном участии преподавателя, является результатом обучения.

6. Лекционное занятие. Портфолио может содержать материалы наблюдений, примеры, конспекты различных источников, к которым преподававатель будет направлять студентов в ходе лекции.

Основные преимущества портфолио

1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрируется на три составляющие процесса обучения.

2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку учебных достижений посредством анализа разнообразных продуктов его образовательной деятельности.

3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, взаимооценка, самоанализ и самоконтроль субъектов образовательного процесса.

4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и ученика, преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных знаний и прогресса в ходе освоения программы учебной дисциплины.

5. Портфолио дает возможность непрерывной оценки и самооценки в условиях школьного или вузовского образования, которая сменяет акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким альтернативной оценки.

6. Портфолио легко интегрируются в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений студентов и способствует развитию их самостоятельности.

7. Портфолио показывают возможные направления обновления информационой системы оценивания в школе и вузе.

Основные недостатки портфолио

1. Внедрение данной технологии требует большой систематической работы по повышению квалификации преподавателей, формирование их готовности одобрить и принять эту новацию.

2. Внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и от школьников и студентов новых организационных и познавательных умений.

3. Портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных достижений.

4. Высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса проверки и оценки.

5. Возможность формализма в оценке и самооценке образовательных достижений.

6. Организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио.

Приведем примерный план долгосрочного портфолио (портфолио достижений и рефлексии) преподавателя.

Портфолио преподавателя Фамилия Имя Отчество. Общие сведения о преподавателе (резюме): ФИО; дата рождения; образование и специальность; степень, звание; стаж работы; педагогический стаж и награды.

Содержание портфолио

1. Документы, регламентирующие работу преподавателя.

2. Творческое резюме.

Направление, тема научных исследований.

Совершенствование педагогического и методического мастерства (курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, внут­рифирменное обучение).

Учебно-методическая деятельность (курсы, темы, программы и материалы к отдельным занятиям).

Авторские методики, освоение и реализация инновационных подходов к преподаванию конкретной дисциплины.

Публикации, доклады, участие в конференциях и выступления на них.

3. Диагностика успешности преподавателя (материалы по анализу, оценке и самооценке преподавателя).

Предпочитаемые стили педагогической деятельности.

Особенности педагогического общения.

Качество образовательного процесса (анализ работы за пятьлет: итоги аттестации студентов, учебная нагрузка, программный банк, использование современных технологий; результаты проектной деятельности студентов и тд. ).

4. Отзывы.  

Отзывы коллег, руководства, студентов о преподавательской деятельности.

4. 2. Рецензии на статьи, экспертные заключения.

4. 3. Заключение о качестве выполненной работы (научной, исследовательской, методической).

5. Воспитательная деятельность преподавателя.

5. 1. Работа вне сетки обязательных занятий.

5. 2. Индивидуальная работа со студентами. Научное руководство.

5. 3. Использование новых технологий в воспитательной деятельности.

6. Итог (оценивание портфолио независимыми экспертами или иным преподавателем).

6. 1. Интересные моменты портфолио.

6. 2. Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже).

6. 3. Перспективы и направления дальнейшей деятельности.

6. 4. Оценка портфолио.

6. 5. Главный вывод по всему портфолио.

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с конкретным портфолио. Оцените его при использовании любого из приведенных далее шаблонов трансфертного листа.

1)

Я считаю, что... Особенно удачным является...
В то же время я посоветовал бы... Не кажется ли вам, что..;

2) положительно

советы

вопросы

3) мнение

уточнение

вопросы

Интересные впечатляющие моменты Темы, которые наиболее хорошо раскрыты Общие советы Главные выводы

2. Разработайте свое портфолио по любой теме; выберите не менее Пяти рубрик. Объем портфолио — не более семи страниц текста (13-й шрифт, полуторный интервал).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.