|
|||
Образ автора в романе «Война и мир»Автор в романе «Война и мир» выступает в качестве повествователя и в качестве философа-историка, поэтому авторский образ выражается как скрыто, так и явно, открыто. Образ автора в романе Толстого В романе «Война и мир» представлена открытая авторская позиция по философским вопросам о роли личности в истории, закономерностях исторического процесса: · отрицание возможности научного познания законов исторического процесса; · объяснение исторических закономерностей сложением бесчисленного количества факторов, зависящих от характеров, воль, интересов и устремлений людей «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»; · предусмотреть закономерность исторических событий нельзя, поскольку они зависят от всех и ни от кого в отдельности «…для того, чтобы воля Наполеона или Александра… была исполнена, необходимо совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло совершиться»; · роль истинной личности в истории состоит в умении уловить истину провидения и следовать в своей деятельности ей. Такова деятельность Кутузова. В противовес ей дана позиция Наполеона и Александра I. «В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием»; Скрытая позиция автора в романе «Война и мир» дана при описании события, действий, чувств героев: · «Диалектика души» — излюбленный прием Толстого. Герой таков, какие мысли и чувства вкладывает в него автор. Так, объясняя, почему Пьер, дав обещание Болконскому не ездить к Курагину, все же едет в нему, Толстой показывает логику мыслей не знающего жизни Пьера, который своими умозаключениями, оправдывает своей посту- пок: «Он вспомнил, что еще раньше он дал обещание Курагину быть у него»; · использование сравнений для прояснения позиции героя (о Пьере — «Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его»; · переживая вместе с героями те или иные события, автор обращается к нравственной оценке «Ей постоянно казалось, что что-то неприличное делает она, говоря с ним…»; · в авторской позиции открыто заявлено о нравственной сущности героя (О Наташе: «Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней»; · понять происходящее в душе героя помогают описания природы (небо Аустрелица, дуб в Отрадном); · авторская позиция проявляется в использовании приема контраста (сцена гибели польских улан на глазах Наполеона: «Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». ); Автор предстает в романе человеком: · ищущим смысл жизни, · видящим ее многообразие, · понимающим, что жить — значит совершать ошибки, но в то же время сохранять стремление «быть хорошим».
|
|||
|