Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образ автора в романе «Война и мир»



Автор в романе «Война и мир» выступает в качестве повествователя и в качестве философа-историка, поэтому авторский образ  выражается  как  скрыто, так и явно, открыто.

Образ автора в романе Толстого

В романе «Война и мир» представлена открытая авторская позиция по философским вопросам о роли личности в истории, закономерностях исторического процесса:

· отрицание возможности научного познания законов исторического процесса;

· объяснение исторических закономерностей сложением бесчисленного количества факторов, зависящих от характеров, воль, интересов и устремлений людей

«Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»;

· предусмотреть закономерность исторических событий нельзя, поскольку они зависят от всех и ни от кого в отдельности

«…для того, чтобы воля Наполеона или Александра… была исполнена, необходимо совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло совершиться»;

· роль истинной личности в истории состоит в умении уловить истину провидения и следовать в своей деятельности ей. Такова деятельность Кутузова. В противовес ей дана позиция Наполеона и Александра I.

«В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием»;

Скрытая позиция автора в романе «Война и мир» дана при описании события, действий, чувств героев:

· «Диалектика души» — излюбленный прием Толстого.

Герой таков, какие мысли и чувства вкладывает в него автор. Так, объясняя, почему Пьер, дав обещание Болконскому не ездить к Курагину, все же едет в нему, Толстой показывает логику мыслей не знающего жизни Пьера, который своими умозаключениями, оправдывает своей посту- пок:  

«Он вспомнил, что еще раньше он дал обещание Курагину быть у него»;

· использование  сравнений  для  прояснения позиции героя (о Пьере —

«Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его»;

· переживая вместе с героями те или иные события, автор обращается к нравственной оценке

«Ей постоянно казалось, что что-то неприличное делает она, говоря с ним…»;

· в авторской позиции открыто заявлено о нравственной сущности героя (О Наташе:

«Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней»;

· понять происходящее в душе героя помогают описания природы (небо Аустрелица, дуб в Отрадном);

· авторская  позиция проявляется в использовании приема контраста (сцена гибели польских улан на глазах Наполеона:

«Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». );

Автор предстает в романе человеком:

· ищущим смысл жизни,

· видящим  ее многообразие,

· понимающим, что жить — значит совершать ошибки, но в то же время сохранять стремление «быть хорошим».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.