Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Творчество.



 

Режиссерский анализ по произведению

                      “Игра любви и случая”

1. Обоснование.

Нравится произведение тем, что схожая ситуация в жизни, только вместо жениха, в определенный период жизни родители решали “где” и “кем” я буду дальше.

Отрывок по своей структуре не сложный, декорации можно найти(если покопаться в 55 и подвале, ну и дома что-то одолжить). Плюс сцена маленькая, благодаря этому можно сделать смешную и детальную игру, еще и голоса актеров будут долетать до аппаратуры и обратно.

Уверен, что должно понравится практически каждому студенту, потому что многие сталкивались или по сей день сталкиваются и борются с родителями для того, чтобы не забирать документы с 3 этажа.

 

1. Биография автора.

 

Пьер Карле́ де Шамбле́ н де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763, Париж) — французский драматург и прозаик. Был сыном директора монетного двора. Учился праву, но адвокатом не стал. После разорения отца посвятил себя театру. Занимался журналистикой, в 1721 основал еженедельный (затем — ежемесячный) журнал «Французский наблюдатель».

Творчество.

Написал большое количество пьес, несколько романов («Фарзамон, или Новый Дон-Кихот», 1712; «Удивительные действия симпатии»; «Телемах наизнанку», 1736) и повестей («Карета, застрявшая в грязи», 1714). Его имя дало понятие мариводажа, то есть изысканного и даже вычурного галантного стиля. Жан Франсуа де Лагарп определил мариводаж как «тончайшую смесь метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов».

Театр Мариво — переход от итальянской комедии масок с её традиционными персонажами (особенно Арлекин) к более современному и литературному театру. Многие исследователи видят в Мариво мастера маски и иносказания. Язык его персонажей — также своего рода маска, за которой скрывается их характер. Чаще всего это молодые люди, на пороге самостоятельной жизни, полные неуверенности и тревоги, прячущие свои истинные чувства. Мариво — мастер тонких психологических характеристик и нюансов.

Признание.

В 1743 был избран во Французскую Академию, впоследствии стал её бессменным секретарем. С годами мода сменилась, Мариво умер почти забытым. Однако в XX в. интерес публики к драматургу, как и к ряду его современников (Шодерло де Лакло, Кребийон-сын), вернулся, и в последние десятилетия его пьесы с успехом идут на сценах мира. Проза и драматургия Мариво переиздаются. С середины 1950-х его пьесы активно переносят на телеэкран. В 1997 экранизирован роман Мариво «Жизнь Марианны», в том же году на Бродвее был поставлен мюзикл по комедии Мариво «Триумф любви», а в 2001 Клэр Пиплоу сняла по этой пьесе удачный костюмный фильм с Мирой Сорвино и Беном Кингсли (продюсером ленты был Бернардо Бертолуччи). Монографии о Мариво написали Марсель Арлан и Мишель Деги, его пьесы (в особенности — «Игра любви и случая») используются теоретиками театра и театральными педагогами (Патрис Пави и др. ) для изучения механики сценического действия.

Работы.

Пьесы:

· 712: Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут

· 1720: Любовь и Правда

· 1720: Арлекин, воспитанный любовью

· 1720: Аннибал, единственная трагедия

· 1722: Сюрприз любви

· 1723: Двойное непостоянство

· 1724: Переодетый принц, или Прославленный авантюрист

· 1724: Мнимая служанка, или Наказанный плут

· 1724: Непредвиденная развязка

· 1725: Остров рабов

· 1725: Крестьянин-наследник

· 1726: Магомет второй (незаконченная трагедия в прозе)

· 1727: Остров разума, или маленькие человечки

· 1727: Еще один сюрприз любви

· 1728: Триумф Плутона

· 1729: Новая колония, пьеса утеряна и восстановлена в 1750 под новым названием Колония

· 1730: Игра любви и случая

· 1731: Собрание Амуров

· 1732: Торжество любви

· 1732: Безрассудные клятвы

· 1732: Школа матерей

· 1733: Уловка

· 1734: Ошибка

· 1734: Исправленный щеголь

· 1734: Дорога судьбы, или Прыжок через канаву

· 1735: Мать-наперсница

· 1736: Наследство

· 1737: Ложные признания

· 1738: Нечаянная радость

· 1739: Чистосердечные

· 1740: Испытание

· 1741: Сплетник

· 1744: Спор

· 1746: Побежденный предрассудок

· 1750: Колония

· 1750: Верная жена

· 1757: Фелиси

· 1757: Ветреная возлюбленная

· 1757: Искренние актёры

· 1761: Провинциалка

 

Романы:

· 1713—1714: Приключения***, или Удивительные действия симпатии

· 1714: Карета, застрявшая в грязи

· 1714: Бильбоке

· 1714: Телемах наизнанку

· 1716—1717: Иллиада наизнанку

· 1737: Фарзамон, или Новый Дон Кихот

Анализ эпохи.

Внутренняя политика Франции во второй половине XVII века склонялась к укреплению вертикали центральной власти, серьезно ослабленной за годы смуты. Не решаясь немедленно восстановить институт интендантов, в период Фронды ликвидированный на большей части территории Франции, первый министр делал это постепенно, направляя в провинции королевских комиссаров сначала с разовыми поручениями, потом – на определенный отрезок времени и, уж когда население свыклось с присутствием на местах представителей правительства, – постоянно. Потребовало времени и «приручение» парламентов, попытавшихся было вновь занять независимую от короны позицию. Мазарини использовал политику кнута и пряника: наиболее влиятельные члены суверенных судов просто подкупались, по отношению же к упорствующим монархия порою прибегала к демонстрации силы.

Д. Мазарини - первый министр Франции (1643-1661 г. г. ) Так, 20 апреля 1655 г., когда парламент возобновил обсуждение законов, ранее зарегистрированных на королевском заседании, разгневанный Людовик XIV со своими приближенными ворвался в зал и грубо отчитал судейских, нарушив в демонстративно оскорбительной форме традиционную процедуру общения короля с парламентом. Именно тогда в своей жалобе обиженные оффисье и приписали этому монарху фразу, ставшую позднее крылатой, но, в действительности, совершенно несовместимую с правовыми реалиями Старого порядка: «Государство – это я».

Пришлось французскому правительству во второй половине XVII века столкнуться и с оппозицией власти в среде провинциального дворянства. Если во время Фронды его представители собирались в Париже, требуя созыва Генеральных штатов, то с упрочением королевской власти, подобные собрания продолжались уже на местах, приняв конспиративный характер. Особенно широкий размах движение приобрело в Анжу и Нормандии. После того, как король под страхом наказания запретил все несанкционированные сборища, оппозиционеры в начале 1659 г. взялись за оружие. Однако желающих принять участие в восстании оказалось немного, и к концу лета оно было подавлено. Суд приговорил руководителей мятежа к смертной казни.

Во Франции во второй половине XVII века имели также место различного рода оппозиционные движения, носившие религиозную окраску. Из них наибольшую опасность для правительства представляла «партия святош». Появившаяся еще в эпоху Ришелье, она включала в себя членов многих влиятельных аристократических семей и группировалась вокруг «Общества святых даров», которое формально ставило себе целью благотворительную деятельность и заботу об исправлении нравов. Однако, в действительности, это общество было центром хорошо законспирированной сети тайных организаций, покрывших практически всю страну. Целью «партии святош» было радикальное изменение государственной политики, придание ей происпанской и проримской направленности, активное проведение в жизнь принципов Контрреформации.

Людовик XIV - король Франции (1643 - 1715 г. г. ) «Святоши» осуждали Мазарини за войну с католической Испанией и, особенно, за союз с пуританином Кромвелем. В 1660 г. парламент, по инициативе Мазарини, запретил деятельность любых объединений, не имеющих на нее разрешения короля. Эта мера была направлена прежде всего против «Общества святых даров», хотя формально оно и не называлось. (Король окончательно запретит его в 1665 г. )

В правление Мазарини во второй половине XVII века впервые приобрело широкий размах и движение янсенистов. Последователи теологических взглядов Янсения, епископа города Ипр (Испанские Нидерланды), выступали за укрепление авторитета католической церкви посредством восстановления строгих этических принципов отцов церкви и отказа от «излишне свободной» иезуитской морали. Они вели активную пропаганду своих идей в печати и через сеть созданных ими школ. В 1653 г. Римский Папа издал буллу, осуждавшую янсенизм. Однако к тому времени под влиянием янсенистских идей находилась уже значительная часть французского духовенства. Равнодушный в принципе к религиозным спорам, Мазарини видел в церкви одну из важнейших опор престола, а потому весьма негативно отнесся к начавшимся внутри нее раздорам между сторонниками янсенистов и иезуитов. Исходя из политических соображений, он предпринял ряд мер против янсенистов, существенно ограничив возможности проведения ими просветительской деятельности и в 1660 г. добился осуждения их доктрины общим собранием французских епископов.

Мазарини, таким образом, в целом удалось успешно преодолеть долгосрочные последствия Фронды. Затянувшаяся война завершилась выгодным миром, оппозиционные движения внутри страны оппозиции были подавлены, власть монарха упрочена. 9 марта 1661 г. кардинал Мазарини скончался.

Великая Французская революция.

Причины:

Король Людовик XV полностью разделял убеждения своей фаворитки маркизы де Помпадур. Он растрачивал государственный бюджет на развлечения и невыгодные войны, ничуть не заботясь о последствиях. Его внуку, Людовику XVI, страна досталась в ужасном состоянии: в казне практически не осталось денег, а население устало от войн и произвола властей.

К 1788 году расходы страны превысили доходы на 20% — начался экономический кризис. Внешний государственный долг достиг пяти миллиардов ливров. Невыгодный торговый договор с Великобританией сделал импортные товары дешевле местных — многие предприятия обанкротились, и началась безработица. Ситуацию усложнял неурожай, взвинтивший цены на хлеб и вино.

Королевский двор и знать продолжали вести роскошную жизнь, пока простые люди теряли работу и голодали, а буржуа (предприниматели) платили разорительные торговые пошлины. Общество Франции делилось на три сословия. Первое — духовенство, второе — дворянство, третье — простолюдины: крестьяне, рабочие, буржуа и бедняки. Первое и второе сословия составляли всего 6% населения и не платили налогов.

На фоне этой несправедливости всё популярнее становились идеи философов-просветителей: Шарля Луи де Монтескьё, Жан-Жака Руссо и Вольтера. Они утверждали, что люди разных сословий ничем не отличаются друг от друга, а значит, должны иметь равные права и свободы. Власти боролись с этими идеями, чем только добавляли им известности.

Кроме того, многих французов вдохновлял пример Североамериканских Штатов, которые, опираясь на просветительские идеи о праве народа на сопротивление тирании, провозгласили независимость от Англии.

Духовная культура.

 

Еда.

В XVII веке на столах аристократии произошла самая настоящая революция: там неожиданно появились овощи, которые до этого считались слишком низменной пищей. Правда, это были не морковь и брюква, а ранее не известные во Франции артишоки, фасоль и огурцы.

Одежда.


Мужской дворянский костюм периода «Трех мушкетеров» состоял из сорочки, на которую надевался камзол или колет, штанов (завязывавшихся шнурками), чулок, сапог или туфель; завершали наряд обязательная шляпа, накидка или плащ. В повседневной одежде преобладало сочетание желтого и коричневого цветов, более нарядным было сочетание синего и красного. Белый цвет был прерогативой короля; протестанты же с ног до головы одевались в черное.

 

Основными видами мужской верхней одежды являлись камзол и колет. Камзол первой половины 17 века шился из тканей и имел специфическую форму: талия его была сильно укорочена и обычно обозначалась рядом нашитых бантов. Полы камзола сзади были короткими, а спереди удлиненными в виде мыса. Рукава широкие, с разрезами во всю длину, через которые виднелась цветная подкладка и проглядывалась сорочка. Рукава были всегда немного укороченными и украшались великолепными кружевными манжетами; кроме того, камзол обычно украшался большим кружевным воротником.

 

Колет же представлял собой мужскую короткую приталенную куртку без рукавов, обычно из светлой кожи; у военных часто - из толстой промасленной бычьей или буйволиной кожи, неплохо защищавшей от ударов шпаг. В кожаных колетах зачастую делали прорези и отверстия - и для украшения и для посадки по фигуре. В середине 17-го столетия колеты имели высокую талию и длинные полы. Колет не стеснял движения, сверху застегивался на несколько пуговиц, спускался до пояса, где его полы расходились. Ворот был прямым, с отложным воротником или брыжами с неравными складками.

 

Камзол слева, колет справа.

Плащ носили поверх камзола или колета, к зимним плащам пришивался капюшон. Панталоны спускались ниже колен, уходя в сапоги; парадные штаны были просторнее и короче, открывая красные чулки. Зимой надевали несколько пар шелковых чулок, одни поверх других, – для тепла.

Сапоги были высокие, на каблуке, с отворотами и накладками в области подъема в виде кожаных язычков или перемычек; шпоры зачастую не снимали даже во дворце.

 

Шляпы – мягкие и широкополые или с небольшими полями, но с высокой тульей – непременно украшали пышными страусиными перьями, которые нужно было уметь правильно завивать. Элегантным аксессуаром являлась широкая расшитая перевязь через плечо, на которой на бедре подвешивалась шпага. Мужчины носили длинные волосы, спадавшие до плеч, усы и бородку – «эспаньолку» или «каденетку»

 

Форма воротника со временем менялась: Мария Медичи предпочитала высокие стоячие воротники («воротник Медичи», названный так в честь ее двоюродной бабки Екатерины), в начале века носили также брыжи, в 1630-е годы – широкие отложные воротники, заимствованные из Голландии, накрахмаленные и отороченные кружевами, на смену которым пришли косынки из легких прозрачных тканей.

На картинах Анна Австрийская, по изображениям видно, как изменялся воротник.

Туфли должны были гармонировать по цвету с шелковыми чулками – чаще всего красными, голубыми или светло-зелеными. Женскую обувь шили из цветной кожи, парчи, бархата, атласа, украшали бантами, пряжками и розетками. Остроносые туфли имели высокий изогнутый каблук или покоились на высокой платформе: такой фасон предпочитала Анна Австрийская, которая была небольшого роста.

Волосы расчесывали на прямой пробор, завивали локонами и распускали по плечам или подбирали «шапочкой», дамы не первой молодости носили кружевные чепцы с украшениями.

Карманы не были предусмотрены; кошельки (небольшие мешочки, стягиваемые вверху шнурком) и мужчины, и женщины носили на шнурке на поясе; дамы прикрепляли к поясу так же небольшие зеркальца в дорогой оправе.

 

Кардинал Ришелье, как лицо духовное, носил шелковую пурпурную сутану; а как главный министр – атласный костюм, сапоги и шляпу с перьями. Особый вид вышивки, которой украшали края его воротников и манжет, получил название «вышивки Ришелье».

 

Самым важным украшением в XVII веке были серьги. Женщина носила серьги вне зависимости от того, как была одета. Днем в уши вставляли жемчужные серьги, к вечеру приберегали бриллианты. На рукава или юбки прикрепляли небольшие брошки. Высоко ценились жемчужные ожерелья, розетки, браслеты, диадемы: на многих портретах знатные дамы изображены с жемчужным колье на шее и с жемчужными же серьгами.

Модным и элегантным аксессуаром были также часы, которые тогда уже научились делать миниатюрными; правда, они были еще неточными, да и минутная стрелка в часах появилась только при Людовике XIII. Женщины носили часы на поясе, на шнурке или цепочке, вместе с ключиком; мужчи

 

В первой половине XVII века французский двор был царством блондинок: тон задавали Анна Австрийская, ее подруга герцогиня де Шеврез и фрейлина Мария де Отфор. Разумеется, что и в лице приветствовалась благородная бледность. Природную удавалось сохранить не всегда из-за обильного питания: пряная пища вызывала покраснение кожи, на лице выступали красные прожилки. Приходилось пользоваться косметикой, которую некоторые знатные дамы зачастую делали сами, сообразуясь со своими представлениями о химии: в дело шли природные компоненты белого цвета. Дамы обтирались водой, выпаренной из лилий, кувшинок, цветков фасоли, а также соком виноградной лозы, лимонным соком, дистиллированным на водной бане, выпаренным овечьим жиром; белились тальком и оксидом свинца (что оздоровлению кожи не способствовало и вызывало цепную реакцию: белила – прыщи – двойной слой белил). Наконец, во время прогулок носили маску из тонкой ткани, закрывавшую все лицо; чтобы она не взлетала от ветерка, ее удерживали за пуговицу зубами. Это мешало разговору, зато предупреждало нежелательный загар.

 

Религия.

Религия Франции 16- 17 веков это - Католическая церковь (Католицизм).

Развлечения.

 

Тема.

Служанка без ведома отвечает за другого человека и судит по своим чувствам.

Идея.

 

Заключаеться в том, что люди опираются на общечеловеческие установки и пытаются навязать свою точку зрения.

 

Сверхзада.

По себе не суди других.

Фабула.

На протяжении всего отрывка, служанка пытается навязать свою точку зрения.

 

Конфликт.

Борьба мнений.

Сквозное действие.

На протяжении всего диалога она приходят к общей точке, которая их продвигает на дальнейшее развитие.

Поведение героев.

Сильвия- возмущена, настроена негативно.

Лизетта- включает дурочку и за счет этого пытается переубедить Сильвию.

 

 

История постановок.

Волгоградский муниципальный музыкальный театр «Музкомедия»

Сталинградский театр музыкальной комедии

 

Одна из самых изящных пьес мирового репертуара " Игра любви и случая" была написана выдающимся литератором галантного века, французом Пьером Карле де Шамбленом де Мариво 280 лет назад, но режиссеры и по сей день азартно разгадывают секреты ее необычайного очарования, а актеры с наслаждением окунаются в поток ее головокружительных перипетий. Лежащий в основе сюжета удивительной комедии классический мотив переодевания использован автором чрезвычайно оригинально. Меняя платья, герои сознательно упраздняют свой социальный статус для того, чтобы непредвзято исследовать внутренний мир друг друга. Сильвия притворяется своей горничной Лизеттой, собираясь, таким образом, внимательно изучить предназначенного ей отцом в мужья Доранта, не подозревая о том, что и ее жених выдает себя за собственного лакея, намереваясь присмотреться к невесте. Слуги же вынужденно исполняют роли своих господ, буквально упиваясь устроенным маскарадом и даже дерзко надеясь соблазнить аристократов. Вся эта путаница порождает уйму пикантных и нелепых ситуаций, заставляя героев не на шутку страдать. А еще — постигать науку чувств: ведь, естественно, Сильвия и Дорант влюбляются друг в друга. В Киев " Игру любви и случая" привозит французский " Театр 95". Спектакль придумал режиссер Филипп Кальварио, имеющий, несмотря на молодость, весьма внушительную творческую биографию. Он работал с произведениями Жене, Кольтеса, Софокла и Шекспира, сотрудничал в качестве ассистента с Патрисом Шеро, показывал чеховскую " Чайку" в парижском " Буфф дю Нор" у Питера Брука, поставил " Любовь к трем апельсинам" Прокофьева по заказу оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе. Судя по всему, не оплошал он, и интерпретировав комедию Мариво.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.