|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Понятие об эргономике. Основные антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.Тема: Понятие об эргономике. Основные антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Эргономика- наука, занимающаяся организацией рабочего места человека, комплексно учитывающая характер деятельности, условия труда, психофизиологические возможности и антропометрические характеристики человека. К антропометрическим характеристикам человека относятся его статические характеристики – размеры тела и его отдельных частей (головы, рук, кистей, стоп, таза и др. ), и динамические характеристики- возможные углы поворота отдельных частей тела, зоны досягаемости. Так, например, зона досягаемости рук Табл. 1
Табл. 2 Информационные зоны визуального обзора представлены полями зрения. Поля зрения (углы зрения), градусы от центральной оси в обе стороны
Сенсомоторная совместимость человека и машины предполагает учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реакций на различные раздражители (световые, звуковые) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов. Табл. 3 Временные характеристики некоторых моторных (двигательных) функций
Табл. 4 Временные затраты при приеме сигнальной информации
В процессе работы человек должен прилагать усилия к органам управления, т. к отсутствие усилия приводит к дезориентации человека, чрезмерные усилия приводят к утомляемости. Поэтому необходимо учитывать энергетические (силовые) характеристики человека. Табл. 5 Средние показатели силы некоторых мышечных групп человека.
Кроме этого существует психофизиологическая совместимость человека и его рабочего места. Она должна учитывать реакцию человека на цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму, дизайн, интерьер и другие эстетические параметры.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|