Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Подростковый возраст.



 

Возрастная периодизация по Д. Б. Эльконину Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что человек в процессе своего развития и формирования проходит ряд этапов, которые отличаются друг от друга по уровням:

 физического;

 психического;

духовного;

 и интеллектуального развития. Иначе говоря, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличать один этап от другого. И эти изменения имеют прочную связь с возрастом. Такая концепция получила название возрастная периодизация. В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. В данной статье более подробно будет рассмотрена именно возрастная периодизация Эльконина Д. Б.

 - как наиболее популярная в рамках современной отечественной психологии. Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности (ВД). Где под ведущей деятельностью понимается тот вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований. Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря социальному взаимодействию и практической деятельности ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого и ребенка (даже если речь идет об обучении взаимодействию малыша с предметами, как, например, на втором этапе, называемом " раннее детство" ) позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, мораль, роли, стереотипы действий и т. д. Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов:

Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.

Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т. д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами.

 Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода - ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.

  Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания).

 Подростковый возраст.

 До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.

  Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: " Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет? " ВД - учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее. Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.

Критерии периодизации

В пе­ри­о­ди­за­ции Д. Б. Эль­ко­ни­на ин­те­гри­ро­ва­ны тео­рия  де­я­тель­но­сти А. Н. Леон­тье­ва, кон­цеп­ция раз­ви­тия лич­но­сти Л. И. Бо­жо­вич и ос­нов­ные по­ло­же­ния Л. С. Вы­гот­ско­го о струк­ту­ре и ди­на­ми­ке пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­рас­та.

 

Со­глас­но Л. С. Вы­гот­ско­му, воз­раст­ной пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся своей со­ци­аль­ной  си­ту­а­ци­ей  раз­ви­тия — со­вер­шен­но свое­об­раз­ным, спе­ци­фи­че­ским для дан­но­го воз­рас­та, ис­клю­чи­тель­ным, един­ствен­ным и непо­вто­ри­мым от­но­ше­ни­ем между ре­бён­ком и окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­стью, пре­жде всего социальной. [3]

 

Струк­ту­ра пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­рас­та вклю­ча­ет в себя так же такой ком­по­нент как ве­ду­щая  де­я­тель­ность. По­сред­ством ве­ду­щей де­я­тель­но­сти про­ис­хо­дит раз­ви­тие дру­гих видов де­я­тель­но­сти ре­бён­ка и обес­пе­чи­ва­ет­ся по­яв­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ских но­во­об­ра­зо­ва­ний. Воз­раст­ные но­во­об­ра­зо­ва­ния — новый тип стро­е­ния лич­но­сти и де­я­тель­но­сти, пси­хи­че­ские и со­ци­аль­ные из­ме­не­ния, ко­то­рые впер­вые воз­ни­ка­ют на кон­крет­ной воз­раст­ной ста­дии и ко­то­рые опре­де­ля­ют со­зна­ние ре­бён­ка, его от­но­ше­ние к среде, его внут­рен­нюю и внеш­нюю жизнь, весь ход раз­ви­тия в дан­ный период. [4]

 

Ре­бё­нок в про­цес­се сво­е­го раз­ви­тия на­хо­дит­ся во вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щи­ми его пред­ме­та­ми и взрос­лы­ми. Ис­поль­зо­ва­ние ве­ду­щей де­я­тель­но­сти в ка­че­стве кри­те­рия пе­ри­о­ди­за­ции поз­во­ля­ет вы­де­лить две си­сте­мы де­я­тель­но­сти: «ре­бё­нок — об­ще­ствен­ный предмет» и «ре­бё­нок — об­ще­ствен­ный взрослый». Фи­зи­че­ские свой­ства пред­ме­тов не со­дер­жат в себе ин­фор­ма­цию об об­ще­ствен­ном про­ис­хож­де­нии пред­ме­тов, о вы­ра­бо­тан­ных спо­со­бах дей­ствий с ними. Для по­ни­ма­ния спо­со­бов дей­ствий с об­ще­ствен­ным пред­ме­том, для вос­про­из­ве­де­ния об­ще­ствен­но­го опыта фи­зи­че­ские свой­ства вещи вы­сту­па­ют лишь как ори­ен­ти­ры, а но­си­те­лем этих спо­со­бов яв­ля­ет­ся взрос­лый че­ло­век. В про­цес­се усво­е­ния об­ще­ствен­но вы­ра­бо­тан­ных спо­со­бов дей­ствий с пред­ме­та­ми про­ис­хо­дит все­сто­рон­нее ин­тел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие ре­бён­ка и фор­ми­ро­ва­ние его как члена об­ще­ства. Взрос­лый вы­сту­па­ет перед ре­бён­ком не со сто­ро­ны слу­чай­ных и ин­ди­ви­ду­аль­ных ка­честв, а как но­си­тель опре­де­лен­ных видов об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти, осу­ществ­ля­ю­щий опре­де­лен­ные за­да­чи и под­чи­ня­ю­щий­ся опре­де­лен­ным нор­мам. В то же время, из внеш­них свойств де­я­тель­но­сти взрос­ло­го не сле­ду­ют её за­да­чи и мо­ти­вы: она для ре­бён­ка вос­при­ни­ма­ет­ся как пре­об­ра­зо­ва­ние или про­из­вод­ство пред­ме­тов. «По­это­му ста­но­вит­ся необ­хо­ди­мым осо­бый про­цесс усво­е­ния задач и мо­ти­вов че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти и тех норм от­но­ше­ний, в ко­то­рые всту­па­ют люди в про­цес­се её осуществления». [3]

 

Со­от­вет­ствен­но этим двум системам(«ре­бё­нок — об­ще­ствен­ный предмет» и «ре­бё­нок — об­ще­ствен­ный взрослый») Эль­ко­нин вы­де­ля­ет 2 линии раз­ви­тия ре­бён­ка: опе­ра­ци­он­но-тех­ни­че­скую и мо­ти­ва­ци­он­но-по­треб­ност­ную. Со­от­но­ше­ние ди­на­ми­ки раз­ви­тия каж­дой из этих линий лежит в ос­но­ве вы­де­ле­ния воз­раст­ных пе­ри­о­дов.

 

Таким об­ра­зом, каж­дый воз­раст в пе­ри­о­ди­за­ции Д. Б. Эль­ко­ни­на может быть опи­сан через со­ци­аль­ную си­ту­а­цию раз­ви­тия, ве­ду­щую де­я­тель­ность и но­во­об­ра­зо­ва­ния.

 

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Со­глас­но Д. Б. Эль­ко­ни­ну всё дет­ство раз­де­ля­ет­ся на 3 эпохи. Пе­ре­ход от одной эпохи к дру­гой про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те кри­зи­са, в ко­то­ром раз­ре­ша­ет­ся дви­жу­щее про­ти­во­ре­чие между уров­нем раз­ви­тия двух сфер: раз­ви­тые опе­ра­ци­он­но-тех­ни­че­ские спо­соб­но­сти не со­от­вет­ству­ют на­ли­че­ству­ю­щей мо­ти­ва­ци­он­ной сфере ре­бён­ка. Каж­дая эпоха со­сто­ит из 2 пе­ри­о­дов, раз­ли­ча­ю­щих­ся тем, какая си­сте­ма яв­ля­ет­ся пре­об­ла­да­ю­щей: пер­вый пе­ри­од внут­ри каж­дый эпохи свя­зан с раз­ви­ти­ем мо­ти­ва­ци­он­но-по­треб­ност­ной сферы, а вто­рой — опе­ра­ци­он­но-тех­ни­че­ской. Кри­зис при пе­ре­хо­де от од­но­го пе­ри­о­да к дру­го­му внут­ри эпохи свя­зан с несо­от­вет­стви­ем сфор­ми­ро­вав­ших­ся мо­ти­вов и по­треб­но­стей с теми воз­мож­но­стя­ми ре­а­ли­за­ции де­я­тель­но­сти, ко­то­рые есть у ре­бён­ка. В пе­ри­о­дах можно вы­де­лить более мел­кие еди­ни­цы — фазы.

 

В пе­ри­о­ди­за­цию не вклю­че­но пре­на­таль­ное  раз­ви­тие, так как в этом пе­ри­о­де дей­ству­ют дру­гие ме­ха­низ­мы раз­ви­тия (ор­га­ни­че­ско­го со­зре­ва­ния).

 

Эпоха раннего детства (0-3 лет)

Дан­ная эпоха на­чи­на­ет­ся с кри­зи­са  но­во­рож­ден­но­сти. Кри­зис по­рож­да­ет­ся про­ти­во­ре­чи­ем между пол­ной бес­по­мощ­но­стью ре­бён­ка и его за­ви­си­мо­стью от близ­ко­го взрос­ло­го с одной сто­ро­ны, и от­сут­стви­ем го­то­вых форм об­ще­ния, с дру­гой. Раз­ре­ше­ние кри­зи­са про­ис­хо­дит к 2 ме­ся­цам и свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хи­че­ской жизни и по­треб­но­сти в об­ще­нии (ком­плекс ожив­ле­ния).

 

Период младенчества (2 месяца-1 год)

Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетен в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».

Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)

Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Вы­де­ля­ют ран­нее и позд­нее мла­ден­че­ство. В ран­нем мла­ден­че­стве ос­нов­ной фор­мой об­ще­ния яв­ля­ет­ся си­ту­а­тив­но-лич­ност­ная, и раз­ви­ва­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но вос­при­я­тие. В позд­нем же мла­ден­че­стве по­яв­ля­ет­ся си­ту­а­тив­но-де­ло­вое об­ще­ние и боль­шее раз­ви­тие про­ис­хо­дит в сфере мо­тор­ных функ­ций (ло­ко­мо­тор­ные и ма­ну­аль­ные дей­ствия).

 

Пе­ри­од мла­ден­че­ства за­кан­чи­ва­ет­ся кри­зи­сом  од­но­го  года. Ре­бё­нок еще не вла­де­ет необ­хо­ди­мы­ми опе­ра­ци­он­но-тех­ни­че­ски­ми сред­ства­ми, чтобы осу­ществ­лять де­я­тель­ность, со­от­вет­ству­ю­щую его сфор­ми­ро­ван­ным мо­ти­вам. У ре­бён­ка со­зда­ет­ся ос­но­ва для вы­де­ле­ния са­мо­го себя в мире людей, мо­ти­вы ста­но­вят­ся ав­то­ном­ны­ми.

 

Период раннего детства (1-3 лет)

Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.

Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).

Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Пе­ри­од  ран­не­го  дет­ства так же делят на две фазы, гра­ни­ца между ко­то­ры­ми про­хо­дит при­мер­но в воз­расте 1, 5-1, 8 лет. В пер­вой фазе в ос­нов­ном раз­ви­ва­ет­ся им­прес­сив­ная речь ре­бён­ка (про­ис­хо­дит усво­е­ние слов, на­зва­ний пред­ме­тов; ), а во вто­рой фазе пре­иму­ще­ствен­ное раз­ви­тие про­ис­хо­дит в сфере экс­прес­сив­ной речи(ре­бё­нок на­чи­на­ет го­во­рить слова, пы­та­ет­ся стро­ить пред­ло­же­ния, то есть сам ис­поль­зу­ет речь для вза­и­мо­дей­ствия с окру­жа­ю­щи­ми лю­дь­ми). Ран­ний воз­раст (и эпоха ран­не­го дет­ства, со­от­вет­ствен­но) за­кан­чи­ва­ет­ся кри­зи­сом  3  лет — кри­зи­сом «Я-сам». ре­бё­нок от­кры­ва­ет себя как субъ­ект де­я­тель­но­сти, по­это­му в те­че­ние кри­зи­са про­ис­хо­дит пе­ре­строй­ка от­но­ше­ний между ре­бён­ком и взрос­лым в поль­зу боль­шей ав­то­но­мии ре­бён­ка. Этот кри­зис об­ла­да­ет яркой симп­то­ма­ти­кой: нега­ти­визм, упрям­ство, строп­ти­вость, свое­во­лие, обес­це­ни­ва­ние взрос­лых, стрем­ле­ние к дес­по­тиз­му.

 

Эпоха детства (3-11 лет)

Период дошкольного детства (3-7 лет)

Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребенком в совместной со сверстником деятельности.

Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).

Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Пе­ре­ход от до­школь­но­го  дет­ства к сле­ду­ю­ще­му пе­ри­о­ду про­ис­хо­дит в след­ствие пре­одо­ле­ния кри­зи­са  7  лет. Этот кри­зис свя­зан с фор­ми­ро­ва­ни­ем внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ний, опо­сре­ду­ю­щих от­но­ше­ние ре­бён­ка к миру. Ос­нов­ные симп­то­мы кри­зи­са:

 

потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.

манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определенную роль, что-то из себя изображая;

феномен  «горькой  конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».

Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).

Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

За­вер­ша­ет­ся дан­ный пе­ри­од (и эпоха дет­ства) кри­зи­сом 12 лет. Про­ис­хо­дит из­ме­не­ние пред­став­ле­ния ре­бён­ка о себе в связи с на­ча­лом по­ло­во­го со­зре­ва­ния и по­яв­ле­ни­ем спо­соб­но­сти к ре­флек­сии своих чувств и дей­ствий.

 

Эпоха подростничества (12-17 лет)

Младший подростковый возраст (12-15 лет)

Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений.

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Кри­зис 15 лет свя­зан с необ­хо­ди­мо­стью из­ме­нить свое место с об­ще­стве в связи с новым по­ни­ма­ни­ем себя. У ре­бён­ка к этому воз­рас­ту по­яв­ля­ет­ся же­ла­ние ви­деть себя в роли взрос­ло­го, он хочет, чтобы к нему от­но­си­лись как к взрос­ло­му, а ро­ди­те­ли (и дру­гие взрос­лые в окру­же­нии) ока­зы­ва­ют­ся еще не го­то­вы к этому.

 

Старший подростковый возраст (15-17 лет)

Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).

Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Эпоха под­рост­ни­че­ства за­вер­ша­ет­ся кри­зи­сом 17 лет, ко­то­рый свя­зан со вступ­ле­ни­ем ре­бён­ка во взрос­лую жизнь, сме­ной стиля жизни, вида де­я­тель­но­сти, и круга об­ще­ния.

 

Вы­де­ле­ние общих за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия после 17 лет ока­зы­ва­ет­ся очень за­труд­ни­тель­ным из-за огром­но­го мно­го­об­ра­зия тех жиз­нен­ных путей, ко­то­рые может вы­брать че­ло­век.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.