Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





  Великий Князь Петр Федорович 



             Великий Князь Петр Федорович 

и музыкальная культура середины XVIII века.

             Методическая разработка по предмету  

                 Музыкальный Санкт - Петербург

           ДМШ № 17 им. А. Рубинштейна 2020

 

     Император Петр III был человек художественно одаренный.

Он прекрасно разбирался в музыке и играл на скрипке, создав              в Ораниенбауме свой театр и балетную школу. Он коллекциони- ровал живопись и собрал прекрасную библиотеку. Якоб Ште-  лин принимал непосредственное участие в формировании худо- жественных коллекций Великого князя и создании шпалерной развески в музеях Ораниенбаума: Петра III и Картинного Дома.

Архитектурно – пространственное решение Картинного зала музея Петра III достаточно своеобразно. Это центральный па- радный зал квадратной формы со сводчатыми перекрытиями, высокими падугами и скругленными углами, что способствовало эффекту экранирования звука и превосходной акустике. Здесь      Петр Федорович не только принимал своих гостей и приближен-  ных, но и использовал его как зал для музицирования, где устраивались домашние концерты, в которых принимал участие Петр III, прекрасно игравший на скрипке, причисляя себя к исполнительской школе итальянского скрипача Д. Тартини. В его коллекции были скрипки работы выдающихся мастеров А. Стра- дивари, К. Руджьери, Н. Амати.

Великий князь постоянно устраивал у себя в Ораниенбауме          вечерние концерты и оперные спектакли. В п р и д в о р н о й                    к а п е л л е Петра Федоровича служили не только иностран-              ные, итальянские и немецкие, но и русские артисты, к кото-                  рым он относился с уважением. [Он следил за выплатой жа- лованья, вручал дорогие подарки, приглашал их на званые обеды                 и ужины, к неудовольствию знати и своей супруги, великой               княгини Екатерины Алексеевны. ]

В июне 1755 года в Ораниенбаум по приказу Петра Федо- ровича началось строительство Картинного дома, завершенное уже августе. В Ораниенбаум был направлен т е а т р а л ь н ы й и н -    ж е н е р, «машинист», итальянской труппы при дворе Елизаветы Петровны Карло Джибелли, который руководил деятельностью охтинских плотников по устройству сцены и механизмов. Он выступает и в роли архитектора: по его требованию столяры    делают карнизы, лестницы, балясины. В театральном зале появ-  ляются партер и ложи. К середине августа его устройство завершилось. Первое представление на сцене Оперного дома состоялось еще до окончания работ.

30 июня 1755 года в исполнении итальянской оперной труппы, служившей при императорском дворе, прозвучала опера «Плененный Амур»,     или «Пленник любви»,    написанная на стихи Пьетро Метастазио    итальянским композитором неаполи- танской школы Франческо Арайя.    Общее руководство постанов- кой осуществлял Петр Федорович.    Главные роли в опере – Амура и Дианы -- исполняли певицы, состоявшие у него на       службе: Элеонора Бриган и София Иттерштедт. Автором и   постановщиком балетной части являлся замечательный придвор- ный танцовщик и балетмейстер Антонио Ринальди, прозванный Фоссано. По окончании отделочных работ 21 августа 1755 г в Картинном доме состоялся повторный показ  спектакля, где впоследствии в течении нескольких лет устраивались и другие представления на музыку этого автора.

 

С именем Франческо Арайя связана целая эпоха в исто-          рии российской музыкальной культуры. В 1735 году в Санкт-       Петербург была приглашена большая итальянская оперная труппа, находившаяся под его руководством. На протяжении 24 лет он оставался оперным композитором и придворным капельмейстером времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, обучавший иг-        ре на клавесине будущую Екатерину II.

 

Арайя стал автором п е р в о й поставленной в Рос-                         сии в 1736 году о п е р ы " Сила любви и ненависти".                                 Во времена Елизаветы Петровны, в 1755 году, он создал                               п е р в у ю о п е р у на р у с с к и й текст, написанный А. П. Сумароковым, -- " Цефал и Прокрис", которую исполнили русские артисты. Якоб Штелин, написавший «Известия о музыке в Рос-    сии», упомянул также «замечательную музыкальную драму», ко-    торую Арайя сочинил к свадебным торжествам: бракосочетанию Петра Федоровича  и Екатерины Алексеевны, состоявшемуся 21             августа 1745 года. Произведение, исполненное оркестром и хором церковных певчих, произвело, по словам академика, «изумитель-         ное впечатление».

 Композитор поставил в России множество опер на ис-   торико - мифологические сюжеты, звучавшие также в оперном       зале Картинного дома: «Беллерофонт» (1757),  «Александр в Ин- дии» (1759).   Ему принадлежат в том числе произведения,        созданные в других жанрах: оратории, кантаты, сонаты и каприччио. В 1756 году была поставлена серенада «Прибе-   жище мира».

Опера «Плененный Амур» («Пленник любви»), созданная   на мифологический сюжет, состояла из одного акта в двух           сценах. В либретто, изданном специально к ораниенбаумской              премьере, указывалось, что декорации выполнены живописцем Антонио Перезинотти по эскизам Джузеппе Валериани.  Первая декорация оперы «Плененный Амур» представляла «очарователь- ную местность с водопадами, холмами и горами». На второй изображались гроты, фонтаны и статуи, окруженные вазами и растениями с цветами.     Часть цветов оживала, превращаясь          в действующих лиц «балета в приятном саду». Валериани   принес на русскую сцену высокое мастерство итальянского искусства, уходящее корнями в сценические опыты Возрож-        дения и архитектурные фантазии художников ХVІІ века.

Джузеппе Валериани приехал в Россию в 1742 году, вскоре получил множество заказов по росписи петербургских и загород-  ных дворцов императрицы Елизаветы Петровны. Он преподавал п е р с п е к т и в н у ю живопись в Академии наук, устраивал маскарады, являлся главным декоратором придворных театров.  Валериани был п е р в ы м художником, изменившим метод и стиль д е к о р а ц и о н н о й живописи. Его произведения отлича- лись пышностью, богатством п р о с т р а н с т в е н н ы х эффектов. Его фантазийные, перспективно твердо построенные композиции прекрасно соответствовали театру времени Елизаветы Петровны.

Небольшой сцене о п е р н о г о зала Картинного дома        прекрасно соответствовал жанр и н т е р м е д и и  – музыкаль-             ной комедии, рассчитанной на д у э т артистов - исполнителей              а р и й и р е ч и т а т и в о в.   Драматические представления его               не увлекали. Репертуар музыкальных произведений соответствовал европейским вкусам. Главная роль отводилась итальянской музыке – инструментальной и вокальной, которую очень ценил наследник      российского престола. Легкий и изящный стиль «б е л ь к а н-  т о» ( b e l c a n t o -- «прекрасное пение») требовал от испол-         нителей совершенного владения голосом.

В XVIII веке театральные представления почти всегда сопро- вождались б а л е т а м и,  которые были связаны с основным               действием или являлись самостоятельными    произведениями на раз-ные темы. Это могли быть вставные танцевальные эпизоды, име-        ющие отношение к основному действию. Но чаще танец вводился               в оперу в виде д и в е р т и с м е н т а  – цепочки но-                               меров, связанных между собой формально. Популярны были б а-   л е т н ы е и н т е р м е д и и – танцевальные сценки с самостоятель-    ным сюжетом.

 

 

Ведущим музыкальным жанром ХVII была о п е р а - с е -              р и я с множеством сменных декораций,  служащих достой-                    ным фоном торжественному спектаклю, ц е н т р о м которого          являлся грандиозный апофеоз. В Италии эпохи Возрождения сло-       жился тип а р х и т е к т у р н о - п е р с п е к т и в н о й  декора-  ции, изображающей городскую площадь или уходящую вдаль    улицу. Она создавалась с помощью расписанных, натянутых на         рамы холстов, представляющих одно место действия. Возрас-       тающая зрелищность придворных оперно-балетных спектаклей при-     вела к замене неподвижных декораций сменяющимися. Усовер- шенствование техники привело к созданию системы к у л и с                           и " с ц е н ы - к о р о б к и", кулисно - арочной декорации, распространившейся по всей Европе. Применение вращающихся     т р е х - г р а н н ы х п р и з м - т е л а р и е в,    сценических механиз-   мов, позволяло осуществлять смену декораций на глазах у зрителей.

Спектакль того времени – яркий, зрелищный, со сценичес-           кими метаморфозами - требовал создания специальных театраль-         ных машин. С их помощью рабочие буквально в считан-                          ные минуты перемещали декорации: одни монтировались для следующего действия, другие размещались в карманах сцены. Су- ществовали механизмы, позволявшие актерам летать над сценой,                 и механизмы, передвигавшие по ней различные предметы, нап-          ример, плывущий корабль. Механическая сторона театра весьма интересовала великого князя. Особые приспособления -- м а ш и н ы в е т р а, д о ж д я и г р о м а -- создавали звуковые эффекты.

 

Роль Петра Федоровича в музыкальной и театральной жизни Ораниенбаума невозможно преувеличить. Он являлся заказчиком        музыки, слушателем, зрителем, мог выступить в качестве поста-     новщика или исполнителя. Вкусы и пристрастия великого князя сказывались в подборе артистов и составе зрителей, среди ко-              торых могли быть простолюдины из окрестностей Ораниенбаума.

По распоряжению великого князя, занимавшегося професси- ональной подготовкой отечественных исполнителей, в 1755 году в Ораниенбауме была организована а р т и с т и ч е с к а я школа.                    Для обучения в ней отобрали из детей садовников и бобылей восемь мальчиков и девочек, от 10 до 13 лет, которые «были     лицами недурны». [Из этой школы вышли замечательные русские вокалисты, оркестранты, композиторы, танцовщики и бале-              рины. Среди них - выдающийся певец, украинец по происхож-             дению, Максим Березовский, в 1758 году принятый в придворную   труппу Петра Федоровича. Ученики школы привлекались к учас- тию в театральных постановках. ]

 

 

Благодаря хозяину Ораниенбаума, где находились и другие    сценические площадки, Картинный дом в середине 1750-х - начале     1760-х годов являлся центром художественной жизни России. Пос-          ле смерти Петра III театр и школа здесь перестали существовать,        многие иностранные артисты уехали на родину.

 

Картинный дом, с его коллекциями и Оперным залом, на-  ряду   с Дворцом Петра III, является ценным памятником русской культуры, в которой отразились европейские тенденции. В этом уникальном сооружении по воле Петра Федоровича были сосре- доточены «увеселения», отвечавшие его интеллектуальным и эсте- тическим потребностям. Именно в Ораниенбауме он реализовал        свои замыслы и проявил себя незаурядной личностью.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.