Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фридрих Шлегель..  Краткая биография.



 

 

 

♥ Титульный лист в свободной форме ♥

Фридрих Шлегель.

 Краткая биография.

 

Доклад Кузенковой Анны

 

 

ШЛЕГЕЛЬ, КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (Schlegel, Karl Wilhelm Friedrich von) (1772–1829), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма.

Фридрих Шлегель родился в Ганновере в семье пастора Иоганна Адольфа Шлегеля и Иоганны Христианы Эрдмуты, дочери профессора математики. По воле отца изначально готовился сначала к торговой деятельности: в 1787 году его отдали в обучение в торговый дом «Шлемм и компания» в Лейпциге, но по прошествии полугода никто уже не сомневался в том, что на этом пути он не преуспеет. Спасением для Фридриха стали древние языки и классическая литература, которые открыл ему брат Вильгельм. Он успешно освоил греческий и латынь, затем английский, испанский, французский в новом и средневековом вариантах, а позже санскрит и персидский, выказав недюжинный талант к изучению языков.

В Лейпциге в 1792 году Фридрих Шлегель знакомится с молодым Фридрихом фон Гарденбергом, будущим поэтом Новалисом. Их близкая дружба продлится много лет и окажет благотворное влияние на судьбу обоих. Несмотря на то, что Фридрих был старше Гарденберга всего на два месяца, он сразу занял в этой дружбе место старшего и покровительствующего наставника. Их восторженные беседы были посвящены философии от Канта до Шиллера, поэзии Шекспира и Гете.

В 1794 году Фридрих приезжает в Дрезден. Увлекаясь сочинениями Винкельмана, объяснившего красоты и значение греческого искусства и изложившего в научной форме его историю, он задумал сделать то же самое для греческой поэзии. В ноябрьском номере «Берлинского ежемесячного Журнала» (нем. Berlinische Monatsschrift) за 1794 года была опубликована программная статья Шлегеля «О школах греческой поэзии» (нем. Von den Schulen der Griechischen Poesie). Шлегель делил историю греческой поэзии на четыре эпохи: ионическую, когда преобладал эпос и господствовало чувство природы, дорическую — с преобладанием лирики, — представлявшую переход от натуры к идеалу, аттическую, когда в трагедии идеал был достигнут, и александрийскую — эпоху упадка и разложения. Здесь впервые Шлегель проявил свою способность к метким и ярким характеристикам. Шлегель противопоставлял античную и современную поэзию, которой свойственны анархия и хаос, интерес к пикантному, пошлому и шокирующему.

Во 2-й статье, напечатанной в том же журнале: «Об эстетических достоинствах греческой комедии», он разбирает комедии Аристофана скорее, впрочем, с историко-филологической точки зрения. В следующей статье «О пределах прекрасного» он говорит более об элементах прекрасного, основываясь на письмах об эстетике Шиллера. Затем следуют статьи о комедии Аристофана и о положении и достоинстве греческой женщины. Все эти статьи, несмотря на опрометчивость некоторых суждений, имели то достоинство, что рассматривали искусство и поэзию греков в связи с их жизнью и нравами.

Изучая древность, Шлегель постоянно обращался взором и к современности. Он желал бы, например, придать немецкой поэзии то же совершенство, которое он находил в греческой. Поэтому он настаивал на необходимости обстоятельного и глубокого изучения древней поэзии. Статья «Об изучении греческой поэзии» (1796) начинается с резких нападок на новую поэзию, находя, что она, в противность древней, имеет искусственное происхождение; греческая же поэзия, в особенности трагедии Софокла, достигла на почве натурализма высшей свободы, красоты, объективности и идеальности.

В 1796 году Август Вильгельм женился на Каролине Бёмер и тут же с молодой женой и приемной дочерью переехал в Иену, получив место в университете. Здесь Шлегели оказались в превосходном обществе: их часто навещали Шиллер с супругой и Гете, в Веймарском доме которого они также были частыми гостями.

Вскоре Фридрих Шлегель переехал в Иену, здесь он закончил свои сочинения о греческой литературе, которые начал в Дрездене. Здесь он напечатал в «Германии» Рейхардта рецензию на «Альманах муз» Шиллера, несмотря на протесты Августа Шлегеля — своего старшего брата. В этой статье он провозглашал Гёте великим поэтом, а Шиллера, напротив, строго критиковал, не только как поэта, но и как человека, намекая при этом на его невоздержность и бурную молодость. В отношениях между Шлегелями и “веймарскими классицистами” наметилось некоторое охлаждение.

Хотя в статье «Об изучении поэзии» он старался загладить дерзкую выходку против Шиллера похвалами ему, но дурное впечатление уже было произведено. Шиллер отвечал на рецензию Шлегеля в целом ряде «Ксений», где осмеивал излишнее пристрастие Шлегеля ко всему греческому. Шлегель в свою очередь поместил в «Германии» статью, полную нападок на Шиллера и его «Horen». Результатом этой полемики был окончательный разрыв Шлегеля с Шиллером. Последний старался настроить Гёте против братьев Шлегелей, но Гёте навсегда сохранил хорошие отношения с ними. В свою очередь, Фридрих и Август Шлегели также всегда высоко ценили Гёте, совершенно игнорируя при этом Шиллера.

Теперь главным вдохновителем Фридриха Шлегеля становится Фихте, профессор философии в Иенском университете, уже известный ему по тем сочинениям, которые он прочел в Дрездене. «Шлегеля привлекает у Фихте прежде всего его генетический метод, объяснение всех явлений из деятельности я» 183 и принцип «рефлексии», который Шлегель применит затем более обширно – к сфере литературной критики и самым разнообразным областям знания. Однако некоторые положения философии Фихте вызвали у Шлегеля возражения, которые во многом определят самостоятельное философское развитие. Во-первых, по его мнению, первой ступенью философии не может быть некий единый принцип (каким, к примеру, у Фихте предстает постулат «Я полагает себя абсолютно»), из которого выводится все остальное. Напротив, достаточно полная философская система должна базироваться на бесконечном множестве принципов, вбирая в себя все достижения предшествующих систем. Во-вторых, Шлегеля, как и других романтиков, не удовлетворяло сведение всей природы к вторичному продукту активности абсолютного Я, и, таким образом, всей философии в область субъективного. Тем не менее, свою критическую теорию Фридрих Шлегель построит, отталкиваясь от трансцендентальной философии Фихте.

В начале 1797 переехал в Берлин, чтоб быть поближе к редакции «Германии». Здесь он вступил в свободомыслящий кружок, где царило несколько выдающихся по уму и талантам женщин: Рахель Левин, Генриетта Герц и Доротея Фейт. Шлегель сразу сделался бойцом кружка и вступил в борьбу с представителями старой «просветительной» школы, все еще господствовавшей в Берлине. Статью о Лессинге (1797) он написал, желая вывести на чистую воду людей, прикрывающих свою пошлость именем великого писателя, показать, что воззрения его и их не имеют ничего общего между собой.

В 1799 Фридрих Шлегель переселился вместе с Доротеей в Йену и нашёл себе приют у брата. Здесь под влиянием поэтических занятий Августа Шлегеля он также начал заниматься поэзией. В то же время Фридрих Шлегель выпустил в свет роман «Люцинда», в котором описывал свою молодость и свои отношения к Доротее Фейт, незадолго до того сделавшейся его возлюбленной, а позже ставшей его женой. Роман этот, конечно, не может быть назван просто художественным произведением, но, тем не менее, имеет очень важное значение в истории романтизма, так как является своего рода манифестом романтической школы.

Покинув Йену в 1802 году, законодатель романтизма в литературе уезжает в Париж, где серьезно изучает изобразительное искусство и пишет несколько работ на эту тему, включая статьи по истории дорафаэлевской живописи. Фридрих Шлегель выделяет национальный характер в искусстве и начинает разрабатывать теорию культуры, сходную с теорией Гердера, который указывал на самобытные и национальные черты в каждой культуре и связывал высокие достижения разных народов с их национальными особенностями, обусловленными климатом, географией и историей.

С 1810 начинается новый виток в философии культуры Фридриха Шлегеля. Основой для дальнейшего развития его концепции становится отказ от попыток создания новой перспективной формы поэзии и искусства и поиск общих оснований в мифологии и искусстве разных народов. Восторг перед Грецией постепенно сменяется у него восхищением восточной культурой, в первую очередь, индийской. Эти симпатии встречаются еще в «Речи о поэзии» 1800 года, теперь же они получают в его размышлениях более полное выражение. В эти годы (1810-1812) он уже критически рассматривает эстетические построения Йенского кружка и собственные взгляды раннего периода.

 Одновременно Шлегель активно критикует всякие проявления пантеизма в философии. Его работы начала 1820-ых годов созвучны самым ранним работам в следующем отношении: он по-прежнему видит, как далека современная культура от 91 идеалов красоты древних эпох (на этот раз в сравнении со Средними веками, чью высокую духовность он хвалит в частности в статье «Основные черты готического зодчества» 1823 года).

Полное выражение его поздняя философия культуры получила в Венских лекциях 1828 года, изданных под названием «Философия истории». Во введении Шлегель указывает, что «философия истории есть дух, или идея истории, которая должна быть выведена из реальных исторических событий», она должна быть «чистой эманацией великого целого»

Приписывая искусству познавательную способность, он указывал и на важную роль воображения в познании вообще и в научном познании природы в частности и говорил, что если и возможно познать природу и Абсолют – то только средствами искусства и творческого интуитивного познания. В позднем творчестве Шлегеля проблемы культуры и философии истории приобретают еще большее значение и занимают центральное место в его размышлениях.

В ночь с 11 на 12 января 1829 года Шлегель внезапно скончался в дрезденском отеле «Stadt Berlin» на руках своей племянницы Августы.

 

Список литературы:
https: //istina. msu. ru/dissertations/144138298/

https: //md-eksperiment. org/post/20190225-biografiya-fridriha-shlegelya

https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C, _%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.