|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкционно-технологическая картаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Инструкционно-технологическая карта Практическая работа№4. Тема: Изучение конструкции систем охлаждения различных двигателей. Цель: Знать конструктивные особенности систем охлаждения различныхдвигателейи основные неисправности. Оборудованиеинаглядныепособия: 1. СтендыдвигателейКамАЗ-740, ЗиЛ-130, ЯМЗ-236. 2. Плакаты: «Системыохлаждениядвигателей» 3. Литература: 3. 1. Тракторы и автомобили; Котиков В. М., Ерхов А. В.; М.: ИЦ «Академия»; 2017 3. 2. Тракторыиавтомобили; ГуревичА. М., СорокинЕ. М.; М.: «Колос»; 2015 3. 3. Пузанков А. Г. Автомобили: Устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования –М.: Издательскийцентр «Академия», 2017-640с. Порядоквыполненияработы: Задание 1. Заполнитьтаблицу. Конструктивныеособенностисистемохлажденияразличныхдвигателей. Таблица 1. Конструктивныеособенностисистемохлажденияразличныхдвигателей.
Задание 2. Нарисоватьсхемутермостатаиописатьпринципработы. Задание 3. Перечислитьвозможныепричиныперегревадвигателя. Система охлаждения Классификация. Схема работы системы. Система охлаждения служит для отводатеплотыотнагретыхдеталейиподдержаниянормальноготемпературногорежимаработы двигателя, что достигается искусственным охлаждением с помощью жидкости(жидкостноеохлаждение)илиокружающеговоздуха(воздушноеохлаждение). Двигателисжидкостнымохлаждением. Всистемужидкостногоохлаждениявходятводянаярубашка6(рис. 8. 1, а)охлажденияблокаиголовкицилиндров, радиатор 2, водяной насос9 и вентилятор 3, а также вспомогательные устройства: водораспределительный канал 8, термостат 4, соединительные шланги, краники слива итермометр5. Рисунок8. 1. Схемысистемохлаждения: а–жидкостного; б–воздушного; 1–шторкарадиатора; 2–радиатор; 3–вентилятор; 4–термостат; 5–термометр; 6и7–водяныерубашкиосновногоипусковогодвигателей; 8–водораспределительныйканал; 9–водянойнасос; 10–сливной краник; 11 – направляющий аппарат вентилятора; 12 – ротор вентилятора; 13 –воздухораспределительный кожух; 14 – масляный радиатор; 15 – охлаждающее ребро; 16– щитокдефлектора; 17– цилиндр; 18 –головка цилиндра
Приработепусковогодвигателядоначалапроворачиванияколенчатоговалаосновногодвигателяпроисходиттермосифоннаяциркуляцияводы, т. е. подвоздействием разности температур вода циркулирует из водяной рубашки 7 цилиндрапусковогодвигателявегоголовку, азатемнаправляетсявводянуюрубашку6головки блокаосновногодвигателя. Отдавпоследнейтеплоту, водапосоединительномупатрубкупоступает опятьврубашкуцилиндровпусковогодвигателя. Вовремяработыосновногодвигателядействуетпринудительнаяциркуляцияводывсистемеохлаждения. Онасоздаетсяцентробежнымводянымнасосом9, которыйзабираетводуизнижнегобакарадиатораинагнетаетподдавлениемвводянуюрубашкуголовкицилиндров. Поканалампотокиводыдвижутсякперемычкамклапанных гнезд, подверженным наибольшему нагреву. В холодномдвигателе воданаправляется термостатом 4 из водяной рубашки к водяному насосу (по малому кругу), минуярадиатор, авпрогретом–вверхнийбакрадиатора(побольшомукругу). Проходя изверхнего бакарадиаторавнижний, помногочисленнымтрубкам, водаохлаждаетсяпотокомвоздуха. Онсоздаетсявентилятором3ипоступаетмеждутрубками. Изнижнегобакарадиатораводавновьнагнетаетсянасосомвводянуюрубашкудвигателя. Благодарявысокойскоростидвижениясоздаетсянебольшая(4... 7°С)разностьтемператур воды, выходящей из рубашки охлаждения и входящей в нее, что создаетблагоприятныеусловия для равномерногоохлаждения двигателя. На двигателях применяют закрытую систему охлаждения. Она характеризуется тем, чторадиаторгерметическизакрытитолькоприповышенномилипониженномдавлении он сообщается с атмосферой через паровоздушный клапан. В такой системеможно достичь более высокой температуры кипения воды, что благоприятно влияет наусловияработыдвигателя. Взакрытойсистемеохлажденияуменьшаетсяпотеряжидкости врезультатеиспарения. Двигатели с воздушным охлаждением. Теплота отводится от деталей в результатепринудительного обдува воздухом цилиндров и их головок, для чего служит осевойвентилятор, состоящийизротора12(рис. 8. 1, б)сбольшимчисломлопастейинеподвижногонаправляющегоаппарата11. Вращаясьсбольшойчастотой, роторнагнетаетвоздухподвоздухораспределительныйкожух13. Оттудаонпоступаетнаправленно к охлаждающим ребрам 75 цилиндров и их головкам 18, забирает у нихтеплотуивыходитватмосферунапротивоположнуюсторону. Посравнениюссистемой жидкостного охлаждения система воздушного охлаждения имеет следующиепреимущества: простотаиудобствовэксплуатации; меньшаямассадвигателя; быстрыйпрогреввхолодноевремягода. Кнедостаткамотносятся: большаятеплонапряженностьотдельныхдеталейдвигателявследствиеихнеравномерногоохлаждения; большой расход мощности двигателя на привод вентилятора. Вот почемудвигателиссистемойвоздушногоохлажденияустанавливаютнамашинысмалоймощностью.
Вопросыдлясамоконтроля 1. Назначениеисхемаработысистемыохлаждения. 2. Работадвигателясжидкостнымохлаждением. 3. Работадвигателясвоздушнымохлаждением.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|