|
|||
Подготовили для вас перечень самых частых ошибок на ЕГЭПодготовили для вас перечень самых частых ошибок на ЕГЭ Задание 4. Часто ошибки допускаются в постановке ударения в следующих словах: включИт, отключАт, слИвовый, пломбировАть, кровоточИть, бАрмен, фенОмен, давнИшний, диспансЕр, Иконопись, кАшлянуть, исчЕрпать, исчерпАвший, облегчИть, сверлИт, завИдно, прибЫвший, закУпорить. 1) Попробуем запомнить: ЧАт отключАт (переключАт, включАт). Зуб пока не надо рвАть, беги его пломбировАть. Зуб давно пора лечИть, пока не стал кровоточИть. Петя в знаниях фенОмен, в «двойке» мальчик не винОвен. Кто-то явно третий лИшний, это недруг мой давнИшний. БАрмен подаёт напитки, пАрня обобрал до нитки. Надменный лорд и важный сЭр не посещают диспансЕр. Нужно пуговку пришИть, мамин труд чтоб облегчИть. У меня в ушах звенИт: столЯр отверстие сверлИт. В гости к нам – учитель бЫвший, ровно в два часа прибЫвший. В бинокль всю округу вИдно, одноклассникам завИдно. Скороговорки: Монах НИкон изучал Иконопись. ПАша ел кАшу и боялся кАшлянуть. В глаголах облегчИть и сверлИть во всех формах ударение не изменяется: облегчИшь, облегчИм, облегчАт, облегчИте; сверлИшь, сверлИм, сверлЯт, сверлИте). В вазочках было разложено Яблочное, грУшевое и слИвовое повидло. (В этих словах ударение падает на первый слог, запоминаем по слову «Яблочное»). 2) В некоторых глаголах женского рода прошедшего времени ударение падает на окончание: бралА, взялА, вилА, вралА, гналА, далА, ждалА, звалА, лгалА, рвалА, спалА, понялА и др. Надо запомнить: клАла, крАла, ржАла, слАла, стлАла. Лошадь долго в стойле ржАла: КлАра корм её укрАла, Горсть овса за щёку клАла, А потом постель постлАла, Лошадь за овсом послАла. Задание 5. Бывает сложно отличить следующие паронимы: · Величавый. Исполненный торжественности; величественный. . Величавая походка.. · Величественный. Исполненный величия, торжественности, величавый; исполненный достоинства, важности. Величественная панорама. Величественная стройность. Величественная женщина. · Претерпеть. 1. Перенести, пережить, испытать что-либо тяжелое, неприятное. Претерпеть бедствия. 2. Подвергнуться какому-либо изменению. Претерпеть преобразования. · Перетерпеть. 1. Пережить, перенести, вытерпеть многое. Перетерпев жизненные невзгоды, стать сильнее. 2. перех. и без доп. Терпя, преодолеть. Перетерпеть жажду. · Представить. 1. Показать, познакомить. Представить друга родителям. 2. Вручить для ознакомления, рассмотрения или заключения. Представить план застройки в указанный срок. 3. Вручить награду. Представить к награде. · Предоставить. Дать, выдать, даровать, позволить. Предоставить права. Предоставить отпуск. Сравните: Военнослужащим представиликвартиры в новом доме. (Показали, но не дали. ) Военнослужащим предоставиликвартиры в новом доме (Дали, выделили квартиры. ) Задание 7. Следует запомнить: 1. Поезжай (нельзя: ехай, едь, езжай). 2. Надеть (что? Неодуш. сущ. ), одеть (кого? Одуш. сущ. ) Надеть шапку. Одеть ребёнка. Запоминаем по первым буквам: надеть + неодушевлённое существительное; одеть+ одушевлённое существительное. 3. Класть, а не ложить, покласть. 4. Скучаю по вас, по тебе, скучали по нас(нельзя: скучаю о вас, скучаю за тобой). Допустимо: скучаю по вам. 5. Жжём, а не жгём. 6. Положите, а не положьте. 7. Лягте, а не ляжьте. 8. Исчез, а не исчезнул, иссяк (источник), а не иссякнул. Суффикс –ну- имеет значение одноразового быстрого действия: прыгнул, крикнул. 9. Идти из школы, а не со школы; приехал из Москвы, а не с Москвы. 10. Слова более, менее, наиболее, наименее, самый прибавляются к начальной форме прилагательных и наречий, а не к сравнительной и превосходной степени: более высокий, самый высокий, наиболее важный (нельзя: более выше, самый высочайший). Слова гораздо, всех, всего, намного сочетаются с прилагательными в сравнительной степени: гораздо лучше, намного лучше, лучше всех, правильнее всего, добрее всех. 11. Правильно: заплатить за проезд, оплатить проезд(нельзя: оплатить за проезд). 12. Правильно: отзыв о чём-либо, рецензия на что-либо. Отзыв отелепередаче. Рецензия на статью. Задание 8. Грамматические ошибки – это ошибки в построении слова, словосочетания, предложения (ихний; вышли из класса по окончаниюурока; Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа). 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. а) Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор требуют дательного падежа: согласно (чему? ) расписанию, вопреки предписанию. б) Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по прибытии, по завершении, по окончании, по приезде, по прилёте. 2. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. а) Деепричастие должно относиться к глаголу и обозначать добавочное действие, производимое однимлицом (предметом). Неверно: Объевшись ягод, у меня заболел живот. (Живот не может объесться ягодами. Получается два предмета: живот и тот, кто объелся ягодами. ) б) Деепричастный оборот не сочетается с безличным предложением, в котором указано состояние безего носителя. Неверно: Возвращаясь домой, ему стало плохо. в) Деепричастный оборот сочетается с безличным предложением, сказуемое в котором выражено инфинитивом со словами можно, нужно, следует, необходимо, надо, нельзя. Это, как правило, совет, рекомендация, инструкция: Уходя из дома, следует закрыть окна. г) Деепричастный оборот сочетается с определённо-личным предложением: Услышав длинный гудок, (вы) наберите номер абонента. д) Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием: Вернувшись с фронта, сержант был зачислен в военное училище. Правильно: Когда сержант вернулся с фронта, его зачислили в военное училище. 3. Ошибка в построении предложения с однородными членами: а) однородные члены управляют разными падежами (имеют одно и то же зависимое слово). Неверно: Николай интересовался и уделял много времени спорту. Верно: Николай интересовался спортом и уделял ему много времени. б) нарушения в употреблении двойных союзов: как.., так и; не только..., но и; если.., то. Неверно: Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, ноголоса птиц (пропущен союз И). Ошибка может быть и в нарушении порядка слов в предложении с двойными союзами (первая часть двойного союза относится не к однородному члену предложения): Грамоты не только получили победители олимпиады, но и призёры. Правильно: Грамоты получили не только победители олимпиады, но и призёры. В предложении с ошибкой первая часть двойного союза относится к сказуемому получили, а не к подлежащему победители. Нарушается однородность подлежащих. 4. Ошибка в построении сложного предложения: а) Лишнее указательное слово в главном предложении: Я считаю [то], что вы неправы. б) Неверный выбор союза или союзного слова: Перед тем чтобыприступить к выполнению домашнего задания, надо отдохнуть. (Должно быть союзное слово как) в) Смешение главного и придаточного предложений: Картина Левитана висит справа на стене, которая называется «Золотая осень». Правильно: Картина Левитана, которая висит справа на стене, называется «Золотая осень».
|
|||
|