ВИДАТНІ ПИСЬМЕННИКИ ХVI-XVII СТ.
ГУМАНИЗМ
| 1. Ренессансный гуманизм, классический гуманизм - европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны. Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
2. Гуманизм в целом (от лат. humanitas - человечность, humanus - человечный, homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей
| ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЕНЕСАНСНОГО ГУМАНІЗМА
| Данте Алегьери
Томас Мор ЭразмРоттердамский
Томмазо Кампанелла
НикколоМакиавелли
Франсуа Рабле
|
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС)
| (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» - «снова» или «заново рожденный») - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Новая культурная парадигма (ее главные черты - обращение к культурной традиции античности, критика церкви и феодальніхпорядков, гуманизм) возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др. ), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
5 ПЕРИОДОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век) Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века - конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века) Позднее Возрождение (середина XVI - 90-е годы XVI века) Северное Возрождение - XVI век Возрождение заложило основы культуры и в целом всей цивилизации нового времени.
| ПРЕДСТАВНИТЕЛИ ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕННЯ
| Леонардо да Винчи
Рафаель Санти
МикеланджелоБуонарроти
| ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОЗНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
| Тициан
Палладио
| ПРЕДСТАВИТЕЛИСЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
| АльбрехтДюрер
Ганс Гольбейн Младший
Питер Брейгель
ИєронимБосх
|
БАРОККО
| (итал. barocco- «распущенный», «склонный к излишествам») - направление в европейском искусстве конца XVI-середины XVIII столетий. Для искусства барокко характерны торжественно-монументальные ансамбли. Театральные и музыкальные постановки, живопись, скульптура отмечены грандиозностью и пышностью. Центром развития барокко была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
ЧЕРТЫ БАРОККО
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке)
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЯ сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
| ПРЕДСТАВНИКИ БАРОККО
| Питер Рубенс
ДжованниБернини
ДиегоВеласкес
Мікеланджело Караваджи
Рембрандт ван Рейн
|
ВИДАТНІ ПИСЬМЕННИКИ ХVI-XVII СТ.
Мигель Сервантес
ВильямШекспир
|