|
|||||
Постановление Пермской ЧК от 8 июня 1918 г.
+
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Судьба священника храма Рождества Христова села Чураки Косинской волости Чердынского уезда Игнатия Дмитревича Якимова
В 1918 году 27 июля, т. е. ровно 100 лет тому назад, Чердынскими чекистами в селе Коса был расстрелян священник храма Рождества Христова села Чураки Косинской волости Чердынского уезда ныне Косинского района, законоучитель в Чураковском земском училище и заведующий Гришкинской церковно-приходской школы Игнатий Дмитревич Якимов. С 1913 года отец Игнатий был назначен духовником округа, в 1916 году – временно исполняющим обязанности благочинного по 2-му округу церквей Чердынского уезда. Свою церковную деятельность он начал еще в 1887году. (фото Якимова ) Игнатий Якимов родился 24 января 1872 года в деревне Морозы Нолинского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Димитрия Якимова. В селе Чураки отец Игнатий он был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова села Чураки Чердынского уезда 2 ноября 1903 года и за все 14 лет своей службы в селе Чураки почитался односельчанами как наиболее грамотный, умный, обходительный человек. (второе фото Якимова ) В обществе и общине он пользовался уважением, почтением. Его семья состояла из супруги Александры Стефановны и дочери Марии. За время своей службы он был удостоен в 1909 г. серебряной медалью в память 25 - летия церковно - приходских школ. Помимо того, за церковную службу был награжден, как священнослужитель, набедренником, скуфьей, камилавкой. (фото церкви Чураки ) Но вот в империи грянули бурные события. После отречения Императора Николая - второго от престола, ( фото императора ) стала быстро шириться в России смута. Если и при законной власти многие, пользуясь неразберихой, занимались в ущерб Отечеству личным обогащением, то теперь пришел сплошной черед этим последствиям, грабежом занялись все поправшие совесть, так как страха перед наказанием при отсутствии законной власти не было. То же было и в Чураках. Крестьяне здесь стали захватывать земельные наделы, не глядя на то, что многие из их односельчан еще не вернулись с фронта, открыто рубился казенный лес; в продовольственные комитеты и волостные управы избирались люди недостойные, распоряжавшиеся продовольствием в своих интересах. Отец Игнатий ( ФОТО) выступил против грабежа казенных лесов и вступился за обижаемых крестьян. Он предложил дождаться решения Учредительного собрания и после него уже решать земельные вопросы. Председателем Волостного комитета и Продовольственного комитета был избран дезертир Василий Петрович Федосеев – родственник Андрея Федосеева. По вступлении в должность, дезертир Василий Петрович Федосеев начал отпускать богатым людям, в том числе и Андрею Федосееву, по два-три и четыре мешка ржаной муки, а бедным не более мешка. Противозаконные проделки дезертира Василия Федосеева и Андрея Федосеева отец Игнатий вывел наружу. По выявлении беззаконий дезертиру Василию Федосееву пришлось возвращаться туда, откуда он прибыл. Перед отъездом, на собрании, он сказал отцу Игнатию, что он постарается по прибытии на место, как член Совета рабочих и солдатских депутатов, доложить " товарищам”, чтобы священник был арестован, как приверженец старого строя. Большинство крестьян были довольны, что отец Игнатий выступил в их защиту, но другая часть было недовольна священником, отреагировав на его слова. 17 сентября 1917 года состоялся сход крестьян села Чураки по мирским вопросам, на котором присутствовало около восьмидесяти человек, в том числе постановивший на место отца Игнатия просить у епископа Пермского Андроника другого священника. Подписывались под приговором, когда большинство уже разошлось и осталось чуть более десятка присутствующих на сходе, за не бывших на сходе подписался председатель волостной управы. Он сделав уже спустя некоторое время приписку к приговору, будто общий сход крестьян требует привлечь священника к суду за контрреволюционную деятельность. Этот приговор был отослан в Чердынский совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и епархиальному архиерею. В результате, отец Игнатий в октябре 1917 года был вызван на допрос, выехал в Чердынь ( фото Чердынь ) и дал по этому поводу письменные объяснения. Чердынский совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, после разбирательств оставил дело без последствий. Весть о победе революции в столице в октябре 1917г. молниеносно распространилась по России. На Урале развернулась борьба за власть Советов. В первые же дни, после победы Октября - руководимые большевиками Советы рабочих депутатов взяли власть в свои руки в Екатеринбурге, Лысьве, Мотовилихе, Кизеле, а затем и во всех районах нашего края, в том числе и в с. Косе. ( фото косинских большевиков ) Член партии с 1917 года Николай Семенович Кузнецов, приехавший в Косу в начале января 1918 года, собрал единомышленников и в марте организовал большевистскую группу. В первых числах апреля Н. С. Кузнецов съездил в Чердынь для установления связи с уездным комитетом РКП (б). Оттуда он вернулся с мандатом агитатора-организатора и необходимой литературой. Приехавший во второй половине апреля из Чердыни представитель Чердынского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов А. И. Рычков официально оформил парторганизацию в Косе. Председателем ее избрали Ивана Семеновича Кузнецова, а Н. С. Кузнецов перешел исключительно на агитационно-организаторскую работу. Под его руководством коммунисты провели перевыборы Косинского совдепа, выдержав настоящий бой с заправлявшими в нем кулаками и эсерами. В новый состав Совета крестьянских депутатов вошли члены партии А. В. Мальцев, Н. Ф. Кузнецов. Е. И. Шляков, И. С. Кузнецов, К. Салтыков. При Совдепе была организована милиция и военкомат во главе Ивана Семеновича Кузнецова. В селе Коса и в окрестных деревнях проводились митинги и манифестации, на которых с пламенными речами выступала, прибывшая из Чердыни представитель Чердынского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, агитатор Хомякова Анна Ефимовна. На 1 мая 1918 г. в Косе прошла массовая демонстрация населения, посвященная первомайскому празднику. По окончании демонстрации для всех желающих был накрыт праздничный стол. ( фото Хомяковой? ) Новый Совет приступил к ограничению частной торговли и борьбе против спекуляции. Он отобрал арендные и другие участки лесов, земель и сенокосных угодий, принадлежавших Строганову и кулакам. Были отобраны и переданы в фонд общества также и церковные участки. В школах прекратилось преподавание закона божьего. Были реквизированы ряд домов в Косе, в том числе и дом купца Быкова Ф., где расположился отдел милиции. После прихода к власти большевиков и издания ими декрета об отделении Церкви от государства, которым уже официально открывалось жестокое гонение на Церковь, начались нападения на храмы и монастыри. Епископ Пермский Андроник ( фото Андронника ) в январе 1918 года в связи с этим разослал «всем причтам и православным прихожанам, а равно обителям Пермской епархии» послание, которое отец Игнатий прочел во время очередного крестьянского схода в селе Чураки. «Возможно ожидать нападения, – писал епископ, – разбойников или разных захватчиков церковного или монастырского имущества, а равно и самих церквей и обителей. Надо теперь же подготовить население к такой опасности и клятвенно призывать всех, как православных, к защите церквей и монастырей от насильников и захватчиков, чтобы за попустительство вместе с ними не подвергнуться вечному осуждению от Бога. Предупредить население, что в случае нападения захватчиков будет дан набатный звон колоколов, на который православные должны поспешить, самим же захватчикам прочитать до времени сохраняемое. Стойте даже до смерти». Прочитав послание прихожанам, отец Игнатий попросил их не оставить его и церковь на растерзание, если кто придет грабить храм, и если они услышат звук колокола, то поспешили бы оградить их сельскую святыню от осквернения. Казалось, что все обошлось. Но 15 марта 1918 года председатель Чураковского исполкома Семен Федосеев отправил в Следственную комиссию в Чердынь очередной донос, обвинив отца Игнатия в контрреволюционной деятельности и требуя немедленного рассмотрения дела. 30 марта 1918 г. священник был (ФОТО ) снова вызван в Следственную комиссию в г. Чердынь на допрос. Возражая на предъявленные ему обвинения, отец Игнатий на комиссии сказал: «С моей стороны никакой агитации против Совета народных комиссаров не было, я только прочитал в Волостном правлении распоряжение Пермского владыки Андроника от 25 января 1918 года и никаких разъяснений по поводу этого распоряжения не делал, а только сказал, что если будет какое-либо нападение на церковь, то я буду звонить в колокол и прочитаю захватчикам распоряжение владыки, при этом про красногвардейцев я не упоминал и народ к расправе, в случае нападения на церковь, не призывал... Меня обвиняют, что я сею рознь, вражду в народе, проповедую недоверие к местной администрации, всячески стараюсь подорвать авторитет передового человека. По этому поводу я могу сказать то же, что написано мною в моем объяснении, поданном Пермскому архиерею, и ничего не могу добавить. Как раньше я призывал народ к порядку, так и теперь призываю к нему. Прошу произвести формальное расследование, моя совесть чиста». ( фото священника ) Был вызван на допрос староста Христорождественского храма села Чураки Федосеев Григорий Андреевич (это родной дядя у Федосеева Семена Алексеевича, нашего коми - пермяцкого писателя), который показал: «Я, церковный староста, заявляю, что священник отец Игнатий Якимов человек хороший, в течение четырнадцати лет ничего от него худого не видали и не слышали. Никаких выступлений с его стороны не было. Обвинение его в этом является потому, что он заступается за нас, бедных, не дает нас в обиду». Тут же на допросе староста дал поручительство за священника, чтобы власти не подвергали пастыря аресту. «Ручаюсь своим имуществом в том, что священник Игнатий Дмитриев Якимов не уклонится от суда и не будет допускать контрреволюционных выступлений», – написал он. Священник был освобожден из-под стражи, и формальное следствие на основании многочисленных показаний иных свидетелей подтвердило его невиновность. В числе первых государственных актов новой власти был издан декрет об отделении государства от церкви и о национализации церковного имущества. После появления в печати проекта декрета митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) (фото) обратился в Совнарком с письмом, в котором говорилось:
Официального ответа не последовало, но В. И. Ленин, (фото) ознакомившись с письмом, своей резолюцией призвал коллегию при Народном Комиссариате юстиции поскорее подготовить декрет об отделении Церкви от государства. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ были объявлены народным достоянием. Исполняя его, органы власти на местах составляли опись церковных зданий, икон, крестов, колоколов, священных служебных сосудов, религиозных книг. В Чураках этот процесс затормозился по причине противостояния верующих. Однако в конце концов власть окончательно закрыла церковь и в Чураках. ( фото церкви Чураки ) Многие из верующих сумели прибрать и сохранить часть религиозных святынь – икон и других ценных религиозных предметов для потомков, остальное же было просто уничтожено физически самими же местными жителями, а здание церкви было закрыто и передано для хозяйственных нужд новой власти. ОтецИгнатий после этих событий оказался не у дел и, казалось бы, ему следовало со своей семьей покинуть Чураки. Однако что - то удерживало еще его в деревне. В частном порядке вне церкви он крестил детей и отпевал покойных. С лета 1918 года в России приобретает всеобщий характер гражданская война. Толчком явилось выступление чехословацкого корпуса, в определенной мере спровоцированное приказами наркома Л. Д. Троцкого о его разоружении, даже с применением силы. Кроме того, ЦК партии эсеров в мае 1918 года принял решение бороться с оружием в руках против диктатуры большевиков. Недовольное политикой большевиков в аграрном и продовольственном вопросах крестьянство также стало связывать свои надежды на лучшее с Учредительным собранием. Возмущение крестьян резко усилилось после начавшейся мобилизацией в Красную армию. Крестьяне не хотели воевать ни за «белых», ни за «красных», считая разгоравшуюся войну партийной войной, чуждой для себя. Над страной сгущалась удушливая атмосфера страха. Ужас мог внезапно ворваться в каждый дом вместе с обезумевшими от крови «борцами за светлое будущее ». Захватив власть в октябре 1917 г., большевики постепенно раскручивали маховик массового террора. Население все меньше и меньше поддерживало новый режим. Все больше и больше применял он насилие. Ибо только с помощью террора кучка партийных чиновников и им сочувствующих могла сохранять свою власть и привилегии. Вожди большевиков неистовствовали, требуя ужесточать действия по подавлению непокорных. «Надо поощрять энергию и массовидность террора», - призывал его главный теоретик В. И. Ленин. Кровавая волна террора захлестнула и Прикамье. Правда, до лета 1918 г. казни еще были довольно редким явлением. ЧК ограничивалась пока массовыми арестами и обысками. Летние месяцы принесли ужесточение репрессий. Из постановления Пермской ЧК от 8 июня 1918 г.: «... Все, кто будет вести агитацию против советской власти и распространять ложные и нелепые слухи, в случае поимки на месте преступления будут беспощадно расстреливаться». С июля 1918 г. по губернии прокатилась волна групповых расстрелов интеллигенции. Расстрельная кампания серьезным образом задела земские учреждения. Тогда же большевики начинают брать заложников. Никакой вины за заложниками не числилось. Показательно наказывая невиновных, власть демонстрировала свою решимость расправиться со всяким, сколько-нибудь напоминающим врага. В первую очередь заложниками становились представители буржуазии, духовенства, интеллигенции, офицерства. Однако никто не мог считать себя в безопасности, в том числе рабочие и крестьяне. Арестовать, взять в заложники, расстрелять могли за старые обиды, за неосторожное слово, за дерзкий взгляд, за «непролетарский внешний вид». Большевики ставили целью не только уничтожить потенциальных противников, но и запугать, на генетическом уровне подавить способность сопротивляться у всего населения. Общество низводилось до уровня стада: ничем не выделяясь, легче было уцелеть. «Мы должны казнить не только виновных, - говаривал председатель революционного трибунала ВНИК Н. В. Крыленко. - Казнь невиновных произведет на массы даже большее впечатление». Под колесо репрессий попал и отец Игнатий Якимов ( фото ). Советские власти решили показательно расправиться с ним по старым обвинениям, не смотря на то, что он был неоднократно оправдан от клеветнических нападок. На основании письменных воспоминаний некоего Копытова Федора (фото воспоминаний), данные им директору Чердынского музея Лунегову 14. 12. 58г. о своей деятельности ЧК в период пребывания в с. Чураки во второй половине 1918 г., можно частично восстановить некоторые дальнейшие исторические события, связанные с судьбой священника Игнатия. Согласно воспоминаниям Копытова Ф., он с отрядом Чердынского ЧК под командой Ивана Пономарева (двух человек) во второй половине 1918 г. а именно 12 июля прибыл в с. Чураки. Цель своего визита в своем письме он не уточняет. Но по прибытии в с. Чураки отряд Чердынского ЧК сразу же направился к священнику. Между чекистами и священником завязалась словесная перепалка, скорее всего чекисты прибыли арестовать священника. На шум сбежались, как он пишет, «взбудораженные местные мужики, среди мужиков были и кулаки». Оба чекиста были вооружены. Это обстоятельство несколько сдерживало толпу. Копытов пишет в своих воспоминаниях: «Они огромной толпой окружили нас и грозились растерзать, кулаки, как дикие звери, на нас напирали, грозились разорвать нас на куски. Винтовки, которые мы имели в руках, устрашили кулаков». По словам Копытова священник заявил чекистам: «Вы, большевики, безбожники, убили царя. А царя на престол мироположила православная церковь. Она и только она имеет имеет право отрешить его от престола, а больше никто». Вероятно, устрашившись расправы над самими собой, чекисты спешно ретировались в Косу. Поняв, что чекисты священника в покое не оставят, местные жители предложили ему срочно скрыться. Так, житель села Чураки, сторож церкви Денисов Дормидонт Алексеевич предложил в этом свою помощь, но священник отговорил людей от этого дела, сказав, что «на все воля Бога». В это время, прибыв в Косу, Копытов Ф. срочно позвонил в ЧК Чердынь ( фото Чердынского ЧК ) и доложил о случившемся. Ему предложили связаться с отрядом ЧК, который в это время находился в Юрле под командой некоего Дубровского. Копытов Федор и Иван Пономарева совместно с чекистами Дубровского ( фото чекистов ) вновь отправились в с. Чураки. 25 июля 1918 года в село Чураки прибыл конный отряд вооруженных чекистов Дубровского. На этот раз чекисты уже не церемонились. Вероятно, им было дано распоряжение о расстреле священника на месте. На деле же выполнить распоряжение получилось не совсем просто. Они зашли в дом отца Игнатия и объявили ему о том, что на основании документа Косинского совдепа ему надлежит собраться сейчас же и следовать с ними в Косу. Священник заартачился. Тогда чекисты жестоко избили его и выволокли из избы на улицу. Все это происходило на глазах его жены и дочери Марии. На новость об аресте отца Игнатия опять собралась внушительная толпа сограждан. К этому моменту многие селяне уже прослышали о жестоких убийствах священников в других уездах края и сразу же поняли, какая участь суждена священнику. Крестьяне обратились к чекистам с просьбой разъяснить причину ареста отца Игнатия. Охрана, увидев недовольство арестом и гневное возмущение народа, решили слукавить и объявили о необходимости проведения дополнительного следствия, милиция должна вновь заслушать священника по старым обвинениям. По воспоминаниям жителей села Чураки во время ареста священник внешне был абсолютно спокоен, хотя он наверняка уже понимал свою участь, но перед народом он вел себя весьма достойно. По внешнему его виду священника было видно, что его жестко избивали, одежда была порвана, лицо в крови. Он освятил присутствующих крестным знамением, просил всех успокоиться, отдал людям свое евангелие, но своего креста не снял. ( фото священника ) Затем отца Игнатия повели меж двух лошадей пешком в Косу по дороге через село Пуксиб. (Расстояние между Чураками и Косой составляет 45 км. ) Многочисленные жители села и родственники отца Игнатия еще какое то время со слезами на глазах и горькими криками провожали стражу до околицы села, но вмешаться против отряда вооруженных чекистов уже не решились. Но как только конвойные вошли по дороге далеко в глубь леса, конные спешились и заставили отца Игнатия снять с себя всю верхнюю одежду до нижней рубашки и кальсон, разуться и объявили ему о том, что им велено расстрелять его тут же. К несчастью для охраны, по дороге вдруг появился обоз чураковцев, едущих с Косы. Люди поняли, что должно сейчас произойти и подняли шум, кто - то поскакал на лошади в деревню звать людей на помощь. Дело охраны проваливалось. Чекисты пошли на попятную и объявили, что они пошутили. Тем не менее, руки отца Игнатия привязали веревками к седлам лошадей, пленник шел пешком, и в таком виде охрана поехала дальше. Мужики же, посоветовавшись меж собой, решили группой в семь человек сопровождать арестованного до самой Косы и просить о снисхождении к нему у властей. Вся эта процессия 26 километров до села Пуксиб шла на небольшом отдалении друг от друга и достигла села уже глубоко под вечер. Арестованного отца Игнатия охрана, чтобы тот не сбежал или его не освободили, бросили по замок в «чом» - домик - ледник ( чом - коми - пермяцкое название ). (фото П уксиб) при доме Вавилина Павла Григорьевича по прозвищу Почта Паша. Охрана объявила, что двинутся в Косу на завтра утром не ранее семи или восьми часов. Прозвище «Почта Паша» Федосеев Павел Григорьевич получил не случайно. Павел Григорьевич состоял долгое время на царской службе почтовым работником в Пуксибе. Сохранялись фотографии, где он изображен в форменной одежде и фуражке почтаря. Он был участником первой мировой войны, по возвращении с фронта он привез невесту по национальности литовка. У них родилась дочь Зина. Однако жена внезапно уехала на родину, поэтому он жил бобылем, растил свою единственную дочь. Ныне проживающая в селе Коса Чугайнова Татьяна Андреевна, в свое время в 1965 году, будучи по комсомольским делам в Пуксибе, специально ходила посмотреть еще существовавший в то время этот дом и ледник. ( ФОТО чома) Об этой истории ей рассказала ее бабушка Клавдия, которая длительное время прислуживала в Чураковской церкви, и Татьяне Андреевне было интересно посмотреть, где провел последнюю ночь отец Игнатий. Ныне проживающая в Пуксибе прямая родственница Почта Паши Федосеева Маргарита Васильевна рассказывает, что по воспоминаниям своих родственников и лично со слов ее деда Павла Григорьевича следует, что отец Игнатий действительно провел свою последнюю ночь в леднике хозяйского дома. Хозяин Павел Григорьевич пытался вынести Игнатию еду и питье, но охрана этого не позволила. В настоящее время дом и постройки уже не сохранились. Остался предположительно «чом» ( ФОТО ) - домик с ледником, предназначенный для хранения продуктов летом. После этой истории Павла Григорьевича до конца жизни стали прозывать Поп Паша. Родственники Почта Паши в дальнейшем разобрали постройки, кроме чома, и собрали их на другом месте. У родственников Почта Паши сохранилось единственный документ Павла Григорьевича, его личное удостоверение номер 470108 от 06 июня 1946 г. к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г. г. ». ( ФОТО ) Желая обмануть разошедшихся на ночь по домам Пуксиба чурашан, охрана рано под утро тайком вывела узника, связала и повела его в Косу. По существующей версии отца Игнатия стража довела таки до Косы, первоначально его поместили в подвал крестьянина Петрова Андрея Иосифовича, по другим сведениям в подвале дома купца Быкова ( фото подвала ), так как царского арестантского помещения в то время в Косе не было. Ночью там же в подвале священник был расстрелян и затем похоронен без гроба в поле подле бывшего аэропорта. Край поля, где предположительно был похоронен священник, было выбрано не случайно, по воспоминаниям жителей Косы там чекистами в разное время были расстреляны и похоронены и другие жертвы репрессий ЧК. Причина захоронения священника не на сельском кладбище, а возле чистого поля неизвестна. Возможно, чекисты хотели скрыть следы своих противозаконных действий. Подоспевших чурашан, милиция встретила злобно и, угрожая оружием, потребовала вернуться им домой. К счастью в этот летний период в поле жали рожь крестьяне, и они стали невольными свидетелями захоронения священника. Они и узнали о месте захоронения отца Игнатия. Косинцы отца Игнатия очень хорошо знали и тоже уважали за честность и простоту общения, он неоднократно проводил церковные службы в Косе. Дом купца Быкова по настоящее время сохранился, как и его подвал. ( фото дома и подвала ) Так без суда и следствия, без обвинительного постановления, без документального оформления «работы ЧК» был убит один из трех священников Косинского района. По воспоминаниям все того же чекиста Копытова Ф. следует, что «попа Ванька Пономарев расстрелял лично, кулакам тоже попало. Позднее Ванька сам погиб в бою под Юрлой». ( фото чекистов ) Жертвой новой власти стал и священник Михаил Денисов (д. Пятигоры), расстрелянный в сентябре 1918 году. Что вынудило свершить такой скорый суд милиции? То неизвестно. Но, наверное, самая главная причина заключается в том, что с лета 1918 года в России разгорается гражданская война. На Урал двигалось войско Колчака ( фото колчаковцев ), и местные власти, видимо, не хотели оставлять своих вероятных противников на занятой колчаковцами территории. Возможно, сбылась угроза дезертира Василия Федосеева, который говорил, что он постарается по прибытии на место, как член Совета рабочих и солдатских депутатов... доложить " товарищам”, чтобы священник был арестован, как приверженец старого режима. А может быть партийные активисты и ЧК Косы решили незамедлительно исполнить постановления Пермской ЧК от 8 июня 1918 г. об физическом уничтожении своих политических противников? ( фото пермских ЧК ). Адмирал Колчак ( ФОТО ) был провозглашен Верховным правителем и начал активную подготовку к наступлению. Главный удар наносила Екатеринбургская группа Сибирской армии под командованием Р. Гайды в направлении на Пермь— Вятку— Котлас. По планам Антанты, Колчак должен был захватить Урал, затем Пермь, Вятку и, соединившись с войсками англо-американских интервентов в районе Котласа, двинуться на Москву. 9 декабря колчаковские войска заняли Лысьву, 12-14 - станции Чусовскую и Калино. Красные войска оказались рассечены: часть отступала на Пермь, а часть — на север губернии в Коми-Пермяцкий край. 21 декабря красными был оставлен Кунгур. 24 декабря части корпуса генерала Пепеляева захватили Пермь. После взятия Перми колчаковцы выделили часть войск для захвата Верхнего Прикамья. В это время здесь в районе Усолья действовали 21-й Мусульманский и 4-й Уральский полки, а также отряд Усольского уездного чрезвычайного комитета, скомплектованный из коммунистов Пожвы и Майкора. В районе реки Косьвы находился 22-й Кизеловский горный полк. Отходя с боями из Усолья, 22-й Кизеловский полк в январе 1919 года прибыл в район Кудымкара и оказался в центре края, охваченного ожесточенной классовой борьбой, принявшей формы открытой вооруженной схватки. При отступлении Красной Армии чердынские отряды и партийные организации отходили на Вятку через Юрлу и Косу. Буквально все лошади в Косе и окрестных деревень были мобилизованы для перевозки красноармейских частей. Обозы с отступающими красноармейцами тянулись на километры, движение обозов не прекращалось ни днем, ни ночью. Несколькими днями раньше началось контрреволюционное восстание в Гайнах. Подготовленное заранее, оно вспыхнуло перед самым приходом в село белых. Мятежники захватили дорогу на Кай городок, по которой отходили красногвардейские отряды и обозы. В результате красным отрядам пришлось отступить на Вятку по бездорожью через Юксеево и Иванчино вплоть до нового 1919 года. К началу 1919 года в есь коми-пермяцкий край оказался в руках колчаковцев, которые установили здесь режим кровавого террора. В захваченных селах и деревнях восстанавливались старые органы власти, учреждались следственные комиссии. Белогвардейцы жестоко расправлялись с коммунистами, активистами Советской власти, беднотой и их семьями. В память о погибших от рук колчаковцев Косинцев на месте их захоронения в с. Коса был установлен памятник, который сохранился и ныне ( фото памятника ). По прибытию в Косу колчаковские офицеры ( фото офицеров ) узнали историю о гибели священника Игнатия. Немедленно был произведен розыск могилы покойного. Тело священника было извлечено из земли, перенесено и с большими почестями в соответствии с канонами церковных правил при стечении большого количества народа в гробу перезахоронено в северо - восточной части церковной ограды церкви села Косы с установлением креста и записями (фото угла церкви и монахиней). Церемония этих похорон была превращена колчаковцами в большую антисоветскую манифестацию, на похороны был вызван архирей. Однако весной 1919 года ЦК партии разработал план всеобщего наступления на Колчака. Осуществляя этот план, войска южной группы Восточного фронта под командованием М. В. Фрунзе в апреле—мае перешли в контрнаступление. 20 и 21 мая 1919 года начала наступление северная группа Восточного фронта, куда входили войска 2-й и 3-й армий. Успешно преследуя противника, части 3-й армии форсировали Каму и 30 июня освободили Пермь, а 14 июля — Екатеринбург (Свердловск). Особая бригада 3-й армии, открывшая наступление на северном участке Восточного фронта, в июне 1919 года освободила коми-пермяцкий край, вышла к берегам Камы и форсировала ее. При освобождении Северного Прикамья на его территории создавались временные революционные комитеты, которые затем передавали власть вновь избранным Советам. К сожалению, могилу покойного отца Игнатия новые власти совдепа не оставили в покое. Местные жители Косы часто приходили к месту захоронению священника в церковной ограде, ставили свечи и молились (фото место захоронения в церковной ограде ). Это обстоятельство стало беспокоить местную власть. В темную ночь в ноябре 1919 года группа Косинских активистов совместно с работниками милиции выкопали с церковной ограды из могилы гроб покойного отца Игната и тайно перезахоронили его за пределами ограды старого могильника Косы с северной стороны без опознавательных знаков. Где сейчас конкретно находится захоронение, неизвестно. Тем более, что в этом месте позднее активно велась активная добыча гравия на ремонт дороги, все кругом было перерыто и там сейчас множество заросших котлованов и карьеров. Таким образом, почти рядом находятся могилы жертв Гражданской войны как со стороны белых так и со стороны красных. ( фото памятника и предположительное место захоронения священника) Однако в деревне Чураки и поныне сохранился жилой дом, в котором действительно в свое время проживала семья отеца Игнатия ( фото дома). Сам дом имеет своеобразные знаки. По всему карнизу дома приложены доски с резьбой по дереву. Этот узор повторяется и в других селах округа на церковных зданиях. Так, на здании монастыря в деревне Монастырь Гаинского района имеются подобные же знаки, да и местные жители Чураков называют этот дом «поп терку», что и подтверждает эту версию ( фото ). Получается, что здание монастыря в Гаинском районе и дом священника были построены одними и теми же строителями. Второй священник Косинского района села Пятигоры Михаил Денисов так же повторил судьбу отца Игнатия. Священномученик Михаил Денисов родился в 1869 году в селе Пятигоры Чердынского уезда Пермской губернии в семье священника Фотия Денисова, служившего в Георгиевской церкви в этом селе; отец Фотий умер, когда Михаилу было четыре года[1]. В 1888 году Михаил окончил три класса Пермской Духовной семинарии и поступил псаломщиком в Преображенскую церковь в село Юксеево Чердынского уезда; в 1893 году он был направлен служить в Преображенский храм в селе Усть-Косьва Соликамского уезда, в 1894 году – в Александро-Невский храм в село Юсьва того же уезда. 10 августа 1897 года он был рукоположен во диакона к Алексиевскому храму в селе Егва Соликамского уезда и назначен учителем и законоучителем школы грамоты Егвинского прихода. В 1900 году он был переведен в Крестовоздвиженский храм в селе Бондюг Чердынского уезда и в 1901 году назначен учителем земского училища. В 1904 году диакон Михаил был переведен в Крестовоздвиженский храм в село Сылвинское Кунгурского уезда и назначен законоучителем церковно-приходской школы, в 1911 году – в Ксениевский храм завода Чусовая Пермского уезда. 9 апреля 1911 года он был рукоположен во священника к той же церкви и назначен законоучителем в Заводо-Чусовской земской школе. В 1912 году отец Михаил был переведен в Ильинскую церковь в село Левино Оханского уезда и назначен заведующим и законоучителем Левинской церковно-приходской школы. В 1913 году отец Михаил был назначен одним из духовников 2-го благочиния Оханского уезда. Последним местом его служения в 1916 г. стал Георгиевский храм в селе Пятигоры Чердынского уезда, в котором служил когда-то его отец. Священник Михаил Денисов был расстрелян большевиками в сентябре 1918 года. Место его захоронения утеряно. Однако известно, что отец Михаила священник Фотий Денисов похоронен на месте ныне уже не существующего Георгиевского храма деревни Пятигоры (фото окрестностей Пятигоры). Отец Игнатий и священник Михаил Денисов из деревни Пятигоры Косинского района причислены к лику священномученников России двадцатого века.
В память об этих священномученниках в 2014 году иконописцами мастерской г. Перми была написана икона с образами священномученников, она находится в настоящее время в алтаре храма восстановленной Косинской церкви ( фото иконы). Инициатором написания иконы является протоирей Артемий Веденееев ( фото ), который служил священником в храме святителя Николая в с. Коса в 2014 году. Служители храма в Косе святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца 1-й священник Александр Филиппович Попов, 2-й священник Владимир Александрович Зорин, дьякон Александр Петрович Железных, старший псаломщик Филарет Тимофеевич Шишанов, второй псаломщик Мутин епископом Пермским Андроником после закрытия церкви в Косе были отозваны в первой половине 1918 года в Пермь, дальнейшая их судьба неизвестна. Но можно с уверенностью предполагать, что останься они в Косе, их судьба была бы так же предрешена. Члены семьи отца Игнатия после его гибели выехали из Чураков в неизвестном направлении и сгинули в огне гражданской войны. Мужики Чураков после гибели священника, опасаясь репрессий от совдепа по отношению к родственникам Игнатия Дмитриевича, быстро собрали две конные подводы и глубокой ночью тайком отправили его жену и дочь в Соликамск. Все это они сделали вовремя, так как через непродолжительное время их уже искали советские органы, но было уже поздно, никто из деревенских жителей не выдал направление их побега. Судьба их Косинцам была неизвестна до недавних пор. Однако совсем недавно, буквально 11 августа 2017 г., на связь с нашим Косинским приходом вышли родственники отца Игнатия из города Урюпинска. Они сообщили, что планируют выехать в Косу в будущем году в год столетия со дня гибели их родственника для ознакомления мест последних дней жизни отца Игнатия. Необходимо отметить, что всех мужиков, которые сопровождали отца Игнатия по пути в Косу, в дальнейшие годы советской власти или репрессировали по надуманным обвинениям, или раскулачили. Никто из них домой так и не вернулся. Напрашивается вопрос, почему из всех священнослужителей в Косинском районе людям больше всего запомнилась судьба именно отца Игнатия? Наверное, первопричиной служит его многолетняя пасторская служба в народе, его трагическая смерть, а самое главное, что он, несмотря на все революционные политические повороты истории России, не менял свои убеждения даже под угрозой для собственной жизни. Судьба Чураковского храма так же сложилась трагически. Здание храма было деревянным, в два этажа, трехглавым и причудливой деревянной резьбой ( фото храма ). Особенно посетителей поражал огромный старинный иконостас в два этажа. Первоначально, после закрытия церкви властями, храм пустовал, затем в нем был склад организации «Госзаготзерно». По воспоминаниям жителя Косы Юркина Алексея Ивановича, который зимой 1954 года был одним из руководителей Косинского райпо, будучи проездом в Чураках, заглянул на склад зерна в здании церкви. При этом его поразило то, что за грудой ящиков и клетей с зерном, различных товаров, находившихся посередине помещения, впереди высился разоренный, но все еще величественный иконостас. По воспоминаниям жителя Чураков бывшего директора школы Федосеева Ивана Семеновича в 1954 году летом 23 июня здание по неизвестной причине внезапно загорелось и сгорело дотла. Он тогда лично помогал тушить пожар. Однако здание спасти не удалось, от церкви остался только фундамент. Версии пожара у чураковцев имеется и даже называются конкретные виновные, своего рода чураковские Геростраты. По одной версии пожар возник из - за неосторожного обращения с огнем, возможно в склад в котором находилось не только зерно, но и продукты и вино, заходили ночью воры и обронили огонь, возможно это была и месть. Но следствие в то время виновных не выявило. Чугайнова Татьяна Андреевна, жительница Косы вспоминает, что после длительного времени после пожара она с детьми наблюдала груды сгоревшей пшеницы, пепел и угли внутри высокого сохранившегося фундамента. Длительное время советские органы считали заведующего складом (бывшего церковного старосту) Федосеева Григория Андреевича (родного дяди Федосеева Семена Алексеевича) виновником пожара и неоднократно с пристрастием допрашивали с него дознание, при том, что в период пожара его даже не было дома. В день пожара он был в гостях у родственников в 15 километрах от Чураков. Григорий Андреевич после длительных и пристрастных милицейских допросов скончался от сердечного приступа. Георгиевский храм в селе Пятигоры Чердынского уезда после его закрытия так же использовался властями в различных хозяйственных целях и просуществовал до шестидесятых лет прошлого века, но так же сгорел по неизвестным причинам. На месте бывшего храма ныне установлен христианский крест ( фото ). Каменное здание храма в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца Русской Православной Церкви Московского Патриархата Кудымкарской епархии, расположенное в селе Коса Косинского района Пермского края, введенное в строй в 1840 году, в настоящее время восстановлено благодаря активному участию глав администрации района в течение многих лет, а особенно, в период работы главы администрации района Анфалова Евгения Васильевича, и здесь ведутся церковные службы. ( ФОТО)
Единственное, что осталось в память потомкам, это собранная первой экспедицией коллекция деревянных церковных скульптур Николаем Николаевичем Серебренниковым — одного из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII — начала XX вв, подвижника и просветителя, человека большого таланта и непростой судьбы, в которую он отправился вместе со своим учителем А. К. Сыропятовым. Она состоялась в 1923 г. и маршрут её пролег через деревни Пермского края — Васильевское, Сретенское, Кудымкар, Большую Кочу, Косу. Исследователи осматривали и брали на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах давно заброшенные деревянные скульптуры, а так же те, которые были убраны из храмов еще в XVIII в. Тогда Серебренников начал вести свои дневники о деревянных богах. Записи эти впоследствии стали основой для книги. Коллекция деревянных богов в Пермском крае и в том числе отдельные экземпляры из Коми – Пермяцкого округа и Косинского района, ныне хранятся в художественной галерее города Перми ( фото). Все колокола Чураковской церкви, как и иные колокола на храмах Косинского района, были на месте вплоть до 1936 года, затем совместно с колоколами Пятигорской церкви и Косинской церкви, а так же с разных часовень района они были увезены в Соликамск на переплавку. Один небольшой колокол в Чураках был оставлен для пожарного оповещения. Все остальные колокола для народа были безвозвратно потеряны. Лишь один колокол с Косинского храма «остался на родине». При перевозке колоколов с Косы через Селищанское болото, колокол Благовест весом около 400 кг. упал с подводы и затонул в Селищянском болоте ( фото болота ). Предпринимаемые многочисленные попытки вытащить Благовест не увенчались успехом. Так он и лежит там до сих пор. До сих пор в тихую погоду иногда доносится тяжкий и глухой звон - стон Благовеста с болота. Одни люди говорят, что это подает знаки пропавший Благовест, а грубые материалисты твердят о выходе в наружу болотных газов. Колокола представляли собой особую ценность в церковном имуществе. В секретном письме и. о. секретаря Свердловского облисполкома Ф. Березин пишет: «По колхозам, новостройкам и отдельным селениям после ликвидации культовых зданий осталось много колоколов безо всякого использования. Их немало и на зданиях культа, давно уже бездействующих. Между тем колокольная бронза является остро - дефицитным металлом в автотракторной промышленности, в силу чего её нужно использовать для нужд последней. Президиум Облисполкома предлагает в течение января 1936 года снять все колокола, где бы они не находились, и передать их «Цветметаллу» через райфинотделы» (КПОГА, Ф. 20, Оп. 1, Д. 314, Л. 5). Похоже, что подобные циркуляры от вышестоящих руководителей поступали и ранее. Уже осенью 1936 года суженный президиум окрисполкома на основе сообщений из районов составляет сводную информацию о наличии в округе колокольной бронзы. Цифры получились внушительные. Гайнский район: 29 колоколов общим весом 4 тонны 776 кг; Косинский район: 26 колоколов весом 2 тонны 567 кг; Кочёвский район: 34 колокола весом 3 тонны 150 кг; Юрлинский район: 49 колоколов весом 2 тонны 383 кг; Юсьвинский район: 98 колоколов весом 15 тонн 673 кг; Кудымкарский район: 80 колоколов весом 6 тонн 624 кг. Всего в Коми- Пермяцком округе насчитывалось 316 колоколов, их общий вес составлял 34 тонны 726 килограмм! (КПОГА, Ф. 20, Оп. 1, Д. 314, Л. 5). Постановление ВЦИК И СНК СССР от 08. 04. 1929 года отмечает нерачительное использование церковного имущества при ликвидации церковных молитвенных зданий. «Золочёные иконостасы, иконы, купола и другие предметы, из которых путём смывки можно извлечь немало золота, употребляются в качестве материала или сжигаются. В результате таких действий гибнет не один десяток килограмм золота», пишет председатель Постоянной культовой комиссии ВЦИК Смидович.
Вся эта тяжелая и полная горечи история была начата мной к расследованию по рассказам ныне жительницы села Косы Чугайновой Татьяны Андреевны (фото ), которая родилась в деревне Зинково, что находится неподалеку от села Чураки, а так же Чураковца, нашего коми - пермяцкого писателя Федосева Алексея Семеновича (фото ), им я выражаю огромную благодарность. Основой послужили так же ряд первоисточников, архивных материалов, исторического фолианта «Собор святых в земле Пермской просивших», составителем которого является монахиня Сергия (Королева), свидетельств потомков косинцев и чурашан, а так же при активном участии Останиной Ирины Станиславовны заведующей Косинским районным этнографическим музеем (фото). Татьяне Андреевне в свою очередь о некоторых подробностях жизни и гибели священника рассказывала ее родная бабушка Федосеева Клавдия, которая долгое время прислуживала в Чураковской церкви. Для уточнения исторических фактов, истинных имен отчеств и фамилий жителей Чураков, упоминавшихся в нашем расследовании о судьбе священника группа краеведов Косы специально выезжала в село зимой 2017г., где была организована встреча с жителями села Чураки. Все замечания от народа были мной учтены в рукописи. Подробности жизни и смерти отца Игнатия и других священников Косинского района настолько поразили меня, то я решил, что как смогу, так и опишу ее и доведу до читателей. Читатели Газеты «Парма Новости» наверняка помнят о статье в газете за прошлый год «Трижды похороненный», в которой речь шла о судьбе священника Чураковской церкви, что находилась в Косинском районе. Напомню, что в статье подробно рассказывалось, что в 1918 году 26 июля, т. е. ровно 100 лет тому назад, Чердынскими чекистами без суда и следствия был расстрелян священник храма Рождества Христова села Чураки Игнатий Дмитревич Якимов. В прошлом году, 2017 г., вплоть до августа месяца нам была неизвестна дальнейшая судьба егосупруги Александры Стефановны и ее дочери Марии. И только 11 августа 2017 г., то есть 99 лет спустя, к нашему огромному удивлению и радости на связь с нашим Косинским приходом вышли родственники отца Игнатия - семья Юхневичей из города Урюпинска Волгоградской области прапраправнучка отца Игнатия Ирина и ее муж Игорь Юхневичи. Это было просто какое - то необъяснимое божественное чудо! Они сообщили, что совершенно недавно случайно, благодаря различным источникам, в том числе и от заведующей Косинским музеем Ирины Станиславовны, все их родственники узнали об истории жизни, гибели и вообще о существовании своего предка отца Игнатия. До недавних пор все родственники отца Игнатия были не введении о том, откуда идут корни их родословной. Семья Юхневичей планировала выехать в Косу в будущем году, в год столетия со дня гибели их родственника для ознакомления мест последних дней жизни священника. Оказалось, что супруга отца Игнатия и его дочь избежали репрессий, они, в целях личной безопасности, тщательно скрывали свое происхождение. В первое время своего бегства они проживали в Соликамске, а затем, в Губахе. Там дочь священника Мария познакомилась с командиром Красной армии Александром Анфинотевичем Шадриным, вышла за него замуж и там родилась их дочь Маргарита. Затем, волею судеб семью забросило на Украину в Харьков. В настоящее время часть семьи и потомков отца Игнатия проживают на Украине в Харькове, а другая часть - в городе Урюпинске Волгоградской области. Супруга священника Александра Стефановна умерла в городе Свердловске в 1954 г. Дочь Мария Игнатьевна скончалась в возрасте 93 года в 1998 г. в семье ее прапраправнучки Юхневич Ирины в Урюпинске. Об истинном происхождении своих предков лишь в 2016 году заинтересовались прапраправнучка отца Игнатия Ирина и ее муж Игорь Юхневичи, проживающие ныне в Урюпинске. По информации, полученной от заведующей нашего музея Ирины Станиславовны, а так же по результатам изысканий судьбы священника членами Косинского краеведческого кружка, семья Юхневичей получила неожиданную и полную информацию о подробностях последних дней жизни своего родственника. Дело в том, что ни от жены священника, ни от дочери Марии при их жизни никто из родственников не услышали от них об их жизненных злоключениях. Почему они молчали всю свою жизнь о своем прошлом, остается загадкой. Вероятно, все гонения властей на священников страны устрашили их настолько, что выгоднее было об этом молчать долгие годы. Уж как не старался командир Красной армии Александр Анфинотевич Шадрин скрывать факт происхождения своей жены Марии Игнатьевны из семьи священнослужителей, но это ему не удалось в тридцатые годы. Правда вскрылась. Партийные органы ему предложили уволиться с армии или подать на развод. Но к чести А. А. Шадрина он не отказался от любимой супруги. И помог ему, как это ни удивительно, командарм Фрунзе, с которым Шадрин был в дружеских отношениях. Фрунзе отправил его семью на службу в Украину, подальше от неминуемой расправы. 25 июля 2018 г. Ирина и Игорь Юхневичи наконец приехали в Косу и были размещены в гостинице. Гости доложили, что хотели бы провести в Косинской церкви панихиду по отцу Игнатию и побывать на местах, где он вел свою пасторскую службу за 14 лет в Чураках, а так же осмотреть места, где предположительно прожил свои последние дни своей жизни. Так как в эти дни настоятель Свято - Никольского храма с. Коса иерей Вячеслав Валинуров находился в отпуске, была надежда пригласить на проведение службы прибывшего как никогда вовремя на молебен и празднование Гаврилова дня в деревню Бачманово настоятеля Гаинского храма иерея Евгения Тарасова. Для этой цели мы с нашими гостями поехали в деревню Бачманово. Отец Евгений после недолгих уговоров председателя приходского совета Свято - Никольского храма с. Коса Останина Николая согласился съездить в Косу и провести молебен. Наши гости в этот день успели совместно с народом побывать на благодарственном молебене в честь архангела Гавриила, а затем и на других местах проведения праздника по деревне, успели испробовать предложенные праздничные угощения. Случайно среди шумной толпы гостей праздника они повстречались с участниками хора ветеранов из деревни Чураки, бабушки, узнав о цели визита Юхневичей, наперебой высказали им свое почтение и тут же, неожиданно для них, подробно начали вспоминать и рассказывать по воспоминаниям своих предков о жизни отца Игнатия в Чураках. Юхневичи с истинным, огромным изумлением слушали пожилых бабушек и были буквально ошарашены происходящим, шокированы тем, насколько прочно в памяти нескольких поколений народа оставил свой пасторский след отец Игнатий. Это было необыкновенное совпадение встречи гостей с жителями Чураков, никто намерено эту встречу не организовывал! От увиденного на празднике Гаврилова дня, наши гости были в восторге и чрезвычайно довольны. Хотя впереди праздника гостей, зрителей и участников ждало еще много интересного, но все же гостей пришлось попросить поторопиться ехать в Косу вслед за священником отцом Евгением на заявленную панихиду. Что же наших гостей привлекло во время их пребывания в Бачманово? Прежде всего они радовались просторам лесов, многообразию цветущих лугов. Многообразие и яркость костюмов было для них удивительным. То, что стар и млад жителей говорили на коми - пермяцком языке и в то же время свободно общались и на русском языке. Во время возвращения гостей в Косу они не переставали радоваться и удивляться необычной для них яркой зелени лугов и летнего леса, разнообразию трав и деревьев. Успели они заглянуть и на знаменитый Бачмановский ключ. В Косе нас уже ждали. Панихида прошла очень возвышенно, торжественно, молитвенные песнопения тронули души Юхневичей буквально до слез. К сожалению, в церкви было малолюдно в этот вечерний час. После панихиды все присутствующие и прихожане собрались в левом крыле церкви за чашками чая и завели задушевную беседу. Неожиданно для всех Игорь Юхневич водрузил на стол в дар церкви для прихожан в качестве угощения большую пятикилограммовую чашу со свежим волгоградским медом, всем присутствующим женщинам были подарены пуховые платки из козьей шерсти. В ответ прихожанки подарили гостям пятилитровую банку с морошкой. Несомненно, обе стороны были очень глубоко растроганы встречей. В этот же летний вечер гостей провели по месту расстрела отца Игнатия в подвале дома купца Быкова, его первого захоронения в районе старого аэропорта, его второго захоронения на территории церкви, предположительного места третьего захоронения за территорией старого кладбища Косы. Гости побывали на возвышенности деревни Нагорная, где с восторгом наблюдали необъятные дали тайги. На следующий день гости поехали в деревне Чураки. По пути мы заехали в село Пуксиб, через которое 25 июля 1918 г. прошел свой последний жизненный путь священник Игнатий в Косу. Нашли там сохранившийся деревенский «ледник» - «чом», где отец Игнатий предположительно провел свою последнюю ночь перед казнью. Следующим местом поездки гостей стало село Чураки. В селе в настоящее время стоит дом, где действительно проживала семья священника. Собравшиеся для встречи гостей многочисленные собравшиеся жители деревни открыли двери старинного нежилого дома, гости зашли в его сени и в комнаты. Юхневичи долго и безмолвно в полной тишине стояли посреди дома. Никто им не мешал. В доме сохранились многие предметы быта прошлого века. В память о священнике женщины Чурашанки подарили гостям две небольшие старинные обшитые берестой корчаги и льняные полотенца. В ответ Юхновичи подарили женщинам несколько банок меда, рукавички и носки из козьей меха. Помолиться и поставить свечи в память отца Игнатия все присутствующие поехала в часовню во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в деревню Лямпино. На следующий день гости, очень довольные увиденным и услышанным, отбыли обратно домой. Самое знаменательное во всей этой истории заключается в том, что крайне редко жизнь отдельного человека остается так прочно в памяти поколений народа. Ведь служили в районе в иные времена служители храма в Косе 1-й священник Александр Филиппович Попов, 2-й священник Владимир Александрович Зорин и священник Георгиевского храма в селе Пятигоры Чердынского уезда с вященномученик Михаил Денисов. Однако почему - то народ о них давно забыл. Напрашивается вопрос, почему из всех священнослужителей в Косинском районе людям больше всего запомнилась судьба именно отца Игнатия? Наверное, первопричиной служит его многолетняя пасторская служба в народе, его трагическая смерть, а самое главное, что он, несмотря на все революционные политические повороты истории России, не менял свои убеждения даже под угрозой для собственной жизни. Остается лишь порадоваться за наших гостей, ведь им впервые за многие десятки лет жизни удалось прикоснуться к подробностям истории жизни своего предка, поклониться местам его служения богу и убедиться, что память об их замечательном родственнике, не смотря на сотню прошедших лет, жива в сердцах простых людей. Юхневичи и по настоящее время созваниваются с нами и рассказывают о своей жизни. Они выражают глубокую благодарность за воссозданную Косинцами историю жизни своего предка и за хорошо организованную им встречу в районе. До сих пор они созваниваются с нами. Вся эта тяжелая и полная горечи история была начата мной к расследованию по рассказам ныне жительницы села Косы Чугайновой Татьяны Андреевны (фото ), которая родилась в деревне Зинково, что находится неподалеку от села Чураки, а так же Чураковца, нашего коми - пермяцкого писателя Федосева Алексея Семеновича (фото ), им я выражаю огромную благодарность, а так же при активном участии Останиной Ирины Станиславовны заведующей Косинским районным этнографическим музеем (фото). Для уточнения исторических фактов, истинных имен отчеств и фамилий жителей Чураков, упоминавшихся в нашем расследовании о судьбе священника группа краеведов Косы специально выезжала в село зимой 2017г., где в клубе была организована встреча с жителями села Чураки. Все замечания от народа касающиеся уточнения исторических фактов, имен и отчеств действительно проживавших в те годы людей, были мной учтены в рукописи.
Использованная литература и архивы:
Исторический фолиант «Собор святых в земле Пермской просижвших», составителем которого является монахиня Сергия (Королева) УДК 271. 2 -36 Епископ Пермский Андроник январь 1918г. «Послание всем причтам и православным прихожанам, а равно обителям Пермской епархии». Постановление Пермской ЧК от 8 июня 1918 г. Письменное воспоминание Копытова Федора, данные им директору Чердынского музея Лунегову 14. 12. 58г. о своей деятельности ЧК в период пребывания в с. Чураки во второй половине 1918 г. Личное удостоверение Вавилина Павла Григорьевича номер 470108 от 06 июня 1946 г. к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г. г. Архивный чертеж храма Рождества Христова села Чураки Косинской волости Чердынского уезда 1910 г. Икона священномученников России двадцатого века отца Игнатия и священника Михаила Денисова. Распоряжение в секретном письме и. о. секретаря Свердловского облисполкома Ф. Березина «О сборе колоколов с церквей» Решение суженного президиума окрисполкома на основе сообщений «О сводной информации о наличии в округе колокольной бронзы» 19. 09. 1936 г. Воспоминания жительницы села Косы Чугайновой Татьяны Андреевны, которая родилась в деревне Зинково, что находится неподалеку от села Чураки, а так же Чураковца, нашего Коми - пермяцкого писателя Федосева Алексея Семеновича, директора школы в Чураках Федосеева Ивана Алексеевича и других жителей села Чураки. Воспоминания родственников отца Игнатия, проживающих в г. Урюпинск Волгоградской области Юхневича Игоря и прапраправнучки Ирины Юхневич. Фото из их личного архива. Фотографии по историческим местам, описанных в данном очерке.
Историческую справку составил Голев Василий Иванович. Эл. адрес: golev. 1951@mail. ru т. 89048436818 с. Коса Косинского района март 2019 г.
|
|||||
|