|
|||
Ы Верстка! Рис. 10.2. БЕ. ЫСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 10 Лихорадка Цель 1. Рассмотреть этиологию, патогенез лихорадки и ее значение для организма. 2. Пронаблюдать развитие лихорадки на примере экспериментальной модели. В результате обучения студенты должны: Знать: этиологию и патогенез лихорадки, изменения обмена веществ и систем органов на различных стадиях ее развития и значение лихорадки для организма; Уметь: на основании данных о степени подъема и характере суточных изменений температуры определять типы температурных кривых; формулировать заключение о причинах и механизмах развития лихорадки; различать лихорадку, перегревание и лихорадоподобные состояния. Владеть: навыками анализа данных о степени подъема температуры тела и типе температурных кривых в качестве диагностических и прогностических критериев для дифференциальной диагностики и лечения заболеваний различных органов и систем органов. Основные вопросы для самоконтроля 1. Что такое лихорадка? Каков онтогенез лихорадки? 2. Какова этиология лихорадки? Каковы причины неинфекционной и инфекционной лихорадки? 3. Какова классификация пирогенов? Что относится к первичным и вторичным пирогенам? Каково их значение в развитии лихорадки? 4. Какие клетки организма могут синтезировать вторичные пирогены? Что является стимулом для их образования? 5. В чем заключается механизм действия пирогенов? 6. Каков общий патогенез лихорадки? 7. Какие стадии выделяют в процессе развития лихорадки? Как изменяется соотношение между теплопродукцией и теплоотдачей в каждую из них? 8. Как классифицируется лихорадка по степени подъема температуры тела и типу температурных кривых? 9 Чем характеризуется обмен веществ при лихорадке? 10. Как изменяется функция различных систем органов при лихорадке? 11. Какое значение имеет лихорадка для организма? В чем заключается защитно-приспособительное и патологическое значение лихорадки для организма? 12. В чем состоит отличие лихорадки от перегревания? 13. Что такое лихорадоподобные состояния? 14. Каковы основные принципы жаропонижающей терапии? Тесты для контроля знаний при самоподготовке 10. 1. Первичныйпироген является: А) главным этиологическим фактором; Б) способствующим этиологическим фактором; В) главным патогенетическим фактором (основным звеном патогенеза). 10. 2. К вторичным пирогенам относятся: А) бактериальные липополисахариды; Б) продукты распада тканей; В) интерлейкин-1, интерлейкин-6, факторнекрозаопухоли α; Г) иммунные комплексы. 10. 3. Для первой стадии лихорадки характерны: 1) преобладание теплопродукции над теплоотдачей; 2) преобладание теплоотдачи над теплопродукцией; 3) повышенное потоотделение; 4) сухость и бледность кожи; 5) мышечная дрожь. А) 1, 4, 5; Б) 2, 4, 5; В) 1, 3, 5. 10. 4. Для второй стадии лихорадки характерны: 1) равновесие между процессами теплопродукции и теплоотдачи; 2) преобладание теплоотдачи над теплопродукцией; 3) мышечная дрожь; 4) гиперемированные и горячие кожные покровы; 5) сухость и бледность кожи. А) 2, 3; Б) 1, 4; В) 2, 5. 10. 5. Для третьей стадии лихорадки характерны: 1) повышенное потоотделение; 2) сухость и бледность кожи; 3) мышечная дрожь; 4) литическое падение температуры тела; 5) критическое падение температуры тела. А) 1, 3, 4; Б) 2, 4, 5; В) 1, 4, 5. 10. 6. Для стадии снижения температуры тела при лихорадке характерно: А) преобладание теплопродукции над теплоотдачей; Б) преобладание теплоотдачи над теплопродукцией; В) равновесие между процессами теплопродукции и теплоотдачи. 10. 7. При развитии лихорадки защитно-приспособительное значение для организма имеют: 1) активация обезвреживающей функции печени, повышение активности фагоцитов; 2) усиление продукции антител; 3) снижение аппетита, истощение организма; 4) развитие коллапса, сердечной недостаточности. А) 1, 4; Б) 1, 2; В) 2, 3. 10. 8. На необходимость применения жаропонижающих средств указывают: 1) температура тела 37, 4 °С; 2) продолжительная лихорадка с подъемом температуры тела до 39–40 °С; 3) зрелый возраст; 4) ранний детский возраст (младше 5 лет); 5) наличие сердечно-сосудистых заболеваний. А) 2, 4, 5; Б) 1, 3, 4; В) 2, 3, 5. 10. 9. Лихорадка от перегревания отличается: 1) активным повышением температуры тела; 2) пассивным повышением температуры тела; 3) развитием при действии пирогена; 4) развитием при повышении температуры окружающей среды; 5) смещением «установочной точки» и повышением теплопродукции; 6) нарушением теплоотдачи при отсутствии смещения «установочной точки»; 7) отсутствием предела повышения температуры тела. А) 2, 4, 6; Б) 1, 6, 7; В) 1, 3, 5. 10. 10. Лихорадоподобные состояния могут развиваться: 1) при действии инфекционных агентов; 2) при эмоциональном напряжении (у ораторов); 3) при наличии аллергического заболевания; 4) во время соревнований; 5) при тиреотоксикозе. А) 2, 4, 5; Б) 1, 3, 5; В) 2, 3, 4.
Часть II. Решение ситуационных задач Задача 10. 1. Больной П., 18 лет, поступил в стационар по поводу крупозной пневмонии. Температура тела 40, 5 °С. Больной бледен, кожа сухая, аппетит отсутствует. Пульс — 98 в минуту. Для какой стадии лихорадки характерна клиническая картина? Какой тип лихорадки по степени подъема температуры тела и по этиологии имеется у данного больного? Задача 10. 2. Следует ли применять жаропонижающую терапию в случае, если у больного, 70 лет, произошло повышение температуры тела до 39 °С, пульс слабого наполнения — 110 в минуту, границы сердца расширены влево и вправо. Задача 10. 3. У больного А., подвергшегося охлаждению, к вечеру появился сильный озноб, отмечалась бледность кожи, температура тела повысилась до 39 °С, появились слабость, болезненность при глотании, головная боль. Пульс — 90 в минуту. Какой стадии лихорадки соответствуют эти симптомы? Задача 10. 4. Следует ли назначать жаропонижающие средства пациенту, 18 лет, с признаками острого аппендицита, у которого температура тела 38 °С, частота пульса — 85 в минуту, наполнение пульса хорошее, ЧДД — 16 в минуту? Задача 10. 5. У раненого в мягкие ткани средней трети бедра в течение первой недели наблюдалась умеренная лихорадка с вечерним подъемом температуры тела до 37, 5° С, но затем суточные колебания температуры достигли 1, 5–2 °С, усилились боли в конечности, появились краснота и отечность в нижней части бедра. При анализе крови обнаружено повышение количества лейкоцитов до 13× 109/л, СОЭ — до 27 мм/ч. Как следует оценить изменения в состоянии пациента? На что указывает изменение характера лихорадки? Задача 10. 6. Больной В. находится в стационаре с диагнозом «экссудативный плеврит». Какой тип температурной кривой (рис. 10. 1) имеется у данного больного? Рис. 10. 1. Температурная кривая больного В. Задача 10. 7. Больной С. находится в стационаре с диагнозом «ревматоидный артрит». Какой тип температурной кривой (рис. 10. 2) имеется у данного больного? Ы Верстка! Рис. 10. 2. БЕ. Ы
Рис. 10. 2. Температурная кривая больного С. Задача 10. 8. Больной М. находится в стационаре с диагнозом «сепсис». Какой тип температурной кривой (рис. 10. 3) имеется у данного больного?
|
|||
|