Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ы Верстка! Рис. 10.2. БЕ. Ы



 

Тема 10

Лихорадка

Цель

1. Рассмотреть этиологию, патогенез лихорадки и ее значение для организма.

2. Пронаблюдать развитие лихорадки на примере экспериментальной модели.

В результате обучения студенты должны:

Знать: этиологию и патогенез лихорадки, изменения обмена веществ и систем органов на различных стадиях ее развития и значение лихорадки для организма;

Уметь: на основании данных о степени подъема и характере суточных изменений температуры определять типы температурных кривых; формулировать заключение о причинах и механизмах развития лихорадки; различать лихорадку, перегревание и лихорадоподобные состояния.

Владеть: навыками анализа данных о степени подъема температуры тела и типе температурных кривых в качестве диагностических и прогностических критериев для дифференциальной диагностики и лечения заболеваний различных органов и систем органов.

Основные вопросы для самоконтроля

1. Что такое лихорадка? Каков онтогенез лихорадки?

2. Какова этиология лихорадки? Каковы причины неинфекционной и инфекционной лихорадки?

3. Какова классификация пирогенов? Что относится к первичным и вторичным пирогенам? Каково их значение в развитии лихорадки?

4. Какие клетки организма могут синтезировать вторичные пирогены? Что является стимулом для их образования?

5. В чем заключается механизм действия пирогенов?

6. Каков общий патогенез лихорадки?

7. Какие стадии выделяют в процессе развития лихорадки? Как изменяется соотношение между теплопродукцией и теплоотдачей в каждую из них?

8. Как классифицируется лихорадка по степени подъема температуры тела и типу температурных кривых?

9 Чем характеризуется обмен веществ при лихорадке?

10. Как изменяется функция различных систем органов при лихорадке?

11. Какое значение имеет лихорадка для организма? В чем заключается защитно-приспособительное и патологическое значение лихорадки для организма?

12. В чем состоит отличие лихорадки от перегревания?

13. Что такое лихорадоподобные состояния?

14. Каковы основные принципы жаропонижающей терапии?

Тесты для контроля знаний при самоподготовке

10. 1. Первичныйпироген является:

А) главным этиологическим фактором;

Б) способствующим этиологическим фактором;

В) главным патогенетическим фактором (основным звеном патогенеза).

10. 2. К вторичным пирогенам относятся:

А) бактериальные липополисахариды;

Б) продукты распада тканей;

В) интерлейкин-1, интерлейкин-6, факторнекрозаопухоли α;

Г) иммунные комплексы.

10. 3. Для первой стадии лихорадки характерны:

1) преобладание теплопродукции над теплоотдачей;

2) преобладание теплоотдачи над теплопродукцией;

3) повышенное потоотделение;

4) сухость и бледность кожи;

5) мышечная дрожь.

А) 1, 4, 5;

Б) 2, 4, 5;

В) 1, 3, 5.

10. 4. Для второй стадии лихорадки характерны:

1) равновесие между процессами теплопродукции и теплоотдачи;

2) преобладание теплоотдачи над теплопродукцией;

3) мышечная дрожь;

4) гиперемированные и горячие кожные покровы;

5) сухость и бледность кожи.

А) 2, 3;

Б) 1, 4;

В) 2, 5.

10. 5. Для третьей стадии лихорадки характерны:

1) повышенное потоотделение;

2) сухость и бледность кожи;

3) мышечная дрожь;

4) литическое падение температуры тела;

5) критическое падение температуры тела.

А) 1, 3, 4;

Б) 2, 4, 5;

В) 1, 4, 5.

10. 6. Для стадии снижения температуры тела при лихорадке характерно:

А) преобладание теплопродукции над теплоотдачей;

Б) преобладание теплоотдачи над теплопродукцией;

В) равновесие между процессами теплопродукции и теплоотдачи.

10. 7. При развитии лихорадки защитно-приспособительное значение для организма имеют:

1) активация обезвреживающей функции печени, повышение активности фагоцитов;

2) усиление продукции антител;

3) снижение аппетита, истощение организма;

4) развитие коллапса, сердечной недостаточности.

А) 1, 4;

Б) 1, 2;

В) 2, 3.

10. 8. На необходимость применения жаропонижающих средств указывают:

1) температура тела 37, 4 °С;

2) продолжительная лихорадка с подъемом температуры тела до 39–40 °С;

3) зрелый возраст;

4) ранний детский возраст (младше 5 лет);

5) наличие сердечно-сосудистых заболеваний.

А) 2, 4, 5;

Б) 1, 3, 4;

В) 2, 3, 5.

10. 9. Лихорадка от перегревания отличается:

1) активным повышением температуры тела;

2) пассивным повышением температуры тела;

3) развитием при действии пирогена;

4) развитием при повышении температуры окружающей среды;

5) смещением «установочной точки» и повышением теплопродукции;

6) нарушением теплоотдачи при отсутствии смещения «установочной точки»;

7) отсутствием предела повышения температуры тела.

А) 2, 4, 6;

Б) 1, 6, 7;

В) 1, 3, 5.

10. 10. Лихорадоподобные состояния могут развиваться:

1) при действии инфекционных агентов;

2) при эмоциональном напряжении (у ораторов);

3) при наличии аллергического заболевания;

4) во время соревнований;

5) при тиреотоксикозе.

А) 2, 4, 5;

Б) 1, 3, 5;

В) 2, 3, 4.

 

Часть II. Решение ситуационных задач

Задача 10. 1. Больной П., 18 лет, поступил в стационар по поводу крупозной пневмонии. Температура тела 40, 5 °С. Больной бледен, кожа сухая, аппетит отсутствует. Пульс — 98 в минуту.

Для какой стадии лихорадки характерна клиническая картина? Какой тип лихорадки по степени подъема температуры тела и по этиологии имеется у данного больного?

Задача 10. 2. Следует ли применять жаропонижающую терапию в случае, если у больного, 70 лет, произошло повышение температуры тела до 39 °С, пульс слабого наполнения — 110 в минуту, границы сердца расширены влево и вправо.

Задача 10. 3. У больного А., подвергшегося охлаждению, к вечеру появился сильный озноб, отмечалась бледность кожи, температура тела повысилась до 39 °С, появились слабость, болезненность при глотании, головная боль. Пульс — 90 в минуту.

Какой стадии лихорадки соответствуют эти симптомы?

Задача 10. 4. Следует ли назначать жаропонижающие средства пациенту, 18 лет, с признаками острого аппендицита, у которого температура тела 38 °С, частота пульса — 85 в минуту, наполнение пульса хорошее, ЧДД — 16 в минуту?

Задача 10. 5. У раненого в мягкие ткани средней трети бедра в течение первой недели наблюдалась умеренная лихорадка с вечерним подъемом температуры тела до 37, 5° С, но затем суточные колебания температуры достигли 1, 5–2 °С, усилились боли в конечности, появились краснота и отечность в нижней части бедра. При анализе крови обнаружено повышение количества лейкоцитов до 13× 109/л, СОЭ — до 27 мм/ч.

Как следует оценить изменения в состоянии пациента? На что указывает изменение характера лихорадки?

Задача 10. 6. Больной В. находится в стационаре с диагнозом «экссудативный плеврит». Какой тип температурной кривой (рис. 10. 1) имеется у данного больного?

Рис. 10. 1. Температурная кривая больного В.

Задача 10. 7. Больной С. находится в стационаре с диагнозом «ревматоидный артрит». Какой тип температурной кривой (рис. 10. 2) имеется у данного больного?

Ы Верстка! Рис. 10. 2. БЕ. Ы

Рис. 10. 2. Температурная кривая больного С.

Задача 10. 8. Больной М. находится в стационаре с диагнозом «сепсис». Какой тип температурной кривой (рис. 10. 3) имеется у данного больного?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.