«По следам Александра Гумбольдта»
ФИО учителя (учителей)
| Мироненко Наталья Викторовна, учитель географии
Мурашко Наталья Вячеславовна, учитель иностранного языка
| Класс
| 9е
| Дата
| 17. 01. 22
| Предмет
| География – немецкий язык
| Тема урока
| «По следам Александра Гумбольдта»
| Тип урока
| Изучение новых знаний с использованием голосового помощника «Маруся»
| Цели урока
| Образовательная: углубление и расширение географических знаний и представлений о своей Родине. Расширение кругозора у учащихся, интеграция знаний из разных областей; формирование у обучающихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
Развивающая: развитие навыков познавательной и исследовательской деятельности учащихся с использованием голосового помощника «Маруся».
Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к истории
| Планируемый результат
| Предметный:
1. Смогут показывать на карте маршрут путешествия Гумбольдта в России.
2. Смогут по описанию узнавать и называть основные географические объекты России, которые посетил Гумбольдт.
3. Смогут называть страны, на территории которых проводил исследования Гумбольдт.
4. Смогут понимать на слух речь учителя по ведению урока; связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания одноклассников; ивербально или не вербально реагировать на услышанное;
5. Смогут читать про себя и понимать основное содержание аутентичного текста, включающего как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
6. Смогут воспринимать язык как общечеловеческую ценность, обеспечивающую познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
7. Смогут познакомиться с великим представителем немецкой культуры, важными событиями (научными достижениями) из истории Германии и России, осознать историческую связь наших стран и народов.
Личностный:
1. Формирование мировоззренческих установок. 2. Умение формулировать собственную точку зрения. 3. Формирование осознанного отношения к учению.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
5. Формирование уважения к своему Отечеству, его истории.
5. Формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности
Метапредметный:
1. Смогут самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Смогут сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.
3. Смогут слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
4. Смогут выражать и отстаивать свою точку зрения, принимать другую
5. Смогут выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию
| Средства обучения
| Мультимедийная презентация, карта России, портрет Гумбольдта, раздаточный материал, фото гора Гумбольдта, следы, голосовой помощник «Маруся»
| Межпредметные связи
| История, немецкий язык, математика, география
| Форма работы на уроке
| Групповая, парная, индивидуальная
| Название, содержание и цель этапа урока
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| Организационный момент
| Класс разбит на 3 команды (случайный выбор).
Cледычеловека приводят в кабинет, к портрету Гумбольдта.
Приветствие на немецком: " GutenTag, meineliebenKinder. Ichfreuemich, euchzusehen. Wiegeht’s? »
Учительнемецкого: “ Was meintihr, warumarbeitenwirheutezusemmenmitNataljaWiktorowna? ”
Учительнемецкого: «Ja? Heutehabenwirkeinegewő hnlicheStunde. HeuteistErdkundeengmit Deutschland, seiner Geschichte und Wissenschaftverbunden”
Учитель географии показывает портрет Гумбольдта: «Wasmeintihr: weristdas? WohatdieserMenschgelebt?
|
Дети отвечают
Дети делают предположения.
Гипотезы детей.
| Создание проблемной ситуации, целеполагание, планирование
| Учитель немецкого: «Ihrhabtrecht, dasistA. Humboldt, dergrő β te deutscheWissenschaftler, Erfinder, Entdecker».
Учитель географии: «Как вы думаете, как его имя связано с нашей страной?
Представьте себе: Он совершил необыкновенное путешествие по России и сегодня мы хотим продемонстрировать, что география и немецкий язык могут быть тесно связаны не только сегодня, в пределах нашей школы и этого урока, но и в далеком прошлом…..
Что вы ждете от сегодняшнего занятия? О чём мы будем сегодня говорить?
Учитель географии еще раз озвучивает цели урока.
|
Обучающиеся формулируют свои ожидания и цели урока опираясь на «Ожидания от уроков» (Приложение 1).
| Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников
| Учительнемецкого: Und jetztarbeitetzuzeit und markierteureMeinung- istdieseAussagerichtigoderfalsch? Glaubtihr, dass…( а теперь поработайте в парах и определитесь, верите ли вы, что)
| Да
| Нет
| 1. В 1829 году Александр Гумбольдт совершил путешествие по России по приглашению царя Николая 1.
|
|
| 2. Гумбольдт вошел в историю науки как первооткрыватель геофизического метода поиска полезных ископаемых.
|
|
| 3. В Петербурге Гумбольдт повидался с Пушкиным, только что вернувшимся с Кавказа.
|
|
| 4. Ученый определил географические координаты озера Эльтон
|
|
| 5. Его путешествие по России продолжалось 2 месяца.
|
|
| 6. Гумбольдт подарил императрице Александре уральский алмаз
|
|
| 7. По итогу путешествия по территории России написал трехтомный труд «Центральная Азия»
|
|
| 8. Его именем названы пингвины в Чили
|
|
|
|
Учащиеся заполняют таблицу.
Используют голосовой помощник «Маруся» для выбора верного решения.
| Изучение новых знаний
| Учитель географии: И так, кто же такой Александр Гумбольдт? Какой след он оставил в истории нашей страны и всего человечества? Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся с этой личностью поближе.
Поработайте в группах и постройте логический текст, опираясь на даты (текст разрезан на отдельные абзацы)
Короткая биографическая справка:
AlexanderHumboldtwurdeam 14. September 1769 in einerAdelsfamiliegeboren. Von Jugend an liebteer Geschichte, Mineralogie, Malerei, Astronomie, Philosophie, Ö konomie und Reisen. Seine Ausbildungerhielter in verschiedenenBildungseinrichtungen. So trater 1787 in die Universitä t in Frankfurt an der Oder ein, um Regierungschefzu warden. Dochschon bald interessiertesich Alexander fü rNaturwissenschaften.
Впериод 1789–1790 годовбудущийгеографсовершаетсвоепервоепутешествиевоФранцию, вдолинуРейна. После он получает образование в Гамбургской торговой академии, Фрейбургской горной академии, получив диплом горного инженера в 1792 году. Служит в горном ведомстве и параллельно занимается минералогией, ботаникой и химией. После смерти матери в 1797 году Александр Гумбольдт получает наследство и решает оставить службу, посвятив себя науке. В 1799–1804 годах он путешествует по Южной и Центральной Америке. Путешественник посещает Перу, Гвиану, Мексику, США, Кубу, Колумбию, Венесуэлу.
Результаты экспедиции энциклопедист обрабатывал больше 20 лет и подготовил 30-ти томную работу «Путешествие по тропическим областям Нового Света, совершённое в 1799— 1804». В 1807 году он опубликовал свое самое популярное сочинение «Картины природы». С 1827 года путешественник читает лекции в Берлинском университете. Спустя 2 года Александр Гумбольдт совершил очередную экспедицию на Урал и Алтай, обследуя Каспийское море. Географ был первым, кто высказался о возможности добывания уральских алмазов. Результатом путешествия стало написание трехтомного труда «Центральная Азия». В 1845 году начал писать труд «Космос: план описания физического мира». Зимой 1857 года Гумбольдта схватил апоплексический удар. Некоторое время спустя он почувствовал себя немного лучше и продолжил писать 5 том «Космоса». Однако дописать его так и не успел: великий ученый-энциклопедист умер 6 мая 1859 года.
На доске перед Вами гора, на которую нам сегодня предстоит взойти. После каждого задания, мы будем прикреплять следы наук, которые нам помогают сегодня познакомиться поближе с Гумбольдтом, к данной горе.
Учительнемецкого: Und jetztmachenwireineReise und suchennach den Spuren Alexander von Humboldts. DieersteSpur- Kartografische
Картографический след:
Учитель географии: ваша задача построить маршрут путешествия Гумбольдта.
1. Маршрут начинается с северной столицы России (Санкт –Петербург).
2. Город-миллионник на р. Кама (Пермь).
3. Гора Уральских гор на территории Свердловской области. Названа по имени охотника-вогула, юрта которого некогда стояла у основания горы (Конжаковский камень).
4. Горная система России, в переводе с тюркского «золото» (г. Алтай).
5. Город расположен почти в центре материка Евразия, к востоку от Уральских гор, на 200 км южнее Екатеринбурга (Челябинск)
6. Город, расположенный на левом берегу Волгу, в излучине рек, является миллионником. (Самара)
7. Город в дельте Волги (Астрахань)
8. Город, который носил название «Царицын» (Волгограл)
9. Современная столица России (Москва)
Учитель немецкого: Dienä chsteSpur- geografische.
Учитель немецкого: SprachwissenschaftlicheSpur
Лингвистический след.
BeieinerfeierlichenSitzungwurdeaucheinGedicht von Jean Bernhard Petrosiliusvorgelesen. EinigeStrophen dieses Gedichtssind Humboldt gewidmet:
Denn Humboldt trat in unsreMitte,
mitKlio und Urania,
Sielehrtenihn der Vö lkerSitte,
Und was am Himmeldortgeschah.
Ihrfragt was seines GeistesStä rke
ZudieserFlammeangefacht?
Entzü ckenü berGottesWerke
Und die Bewundrung seiner Macht;
Sieliessenihn die Rä thsellö sen
ImBau von ihmentdeckterWesen.
Какие музы и в чем помогали ученому, по мнению автора стихотворения?
Географический след:
1. 15, 5 тысяч километров прошла экспедиция Гумбольдта по России в течение 7 месяцев. Им пришлось переправляться через реки. Назовите три реки, через которые экспедиция переправлялась более одного раза
2. Прощаясь с Уралом А. Гумбольдт отправил письмо в Петербург министру Канкрину: «Урал –настоящее Дорадо («Золотая страна, которую искали испанцы в Америке») Я твердо стою также в том, что еще в ваше министерство в золотых и платиновых россыпях Урала будут открыты…
Вскоре пришло известие о находке, которую предсказал Гумбольдт. Что нашли на Урале?
3. О каком географическом объекте Гумбольдт писал: «Граница между Европой и Азией выглядит примерно также, как окрестности Тегеля, с той только разницей, что леса здесь несколько другого состава…».
4. На основе рисунка сделайте вывод о том, что такое изотермы и какое отношение к ним имеет А. Гумбольдт?
5. Одним из главных желаний Гумбольдта было, непременно увидеть крупнейшее внутриматериковое море России. О каком море мечтал Александр Гумбольдт?
|
Учащиеся выстраивают абзацы в логический текст, представляют в виде рассказа под презентацию.
Используют голосовой помощник «Маруся» для перевода текста.
Используют голосовой помощник «Маруся»определения географического объекта на карте России.
Ребята прикрепляют к карте пропущенные пунсоны главных остановок на территории России.
После выполнения задания прикрепляют к горе «Картографический след».
Используют голосовой помощник «Маруся» для сбора информации о музах Клио и Урания.
Прочитали стихотворение, ответили на вопрос) отметили след на горе
Отвечают на вопросы.
После выполнения задания прикрепляют к горе «Географический след».
Используют голосовой помощник «Маруся» для визуализации географических объектов, о которых идет речь в тексте.
| Применение новых знаний, обобщение и систематизация
| Учительнемецкого: mathematische Spur istauchsehrwichtig und interessant.
Математический след:
1. Из 20 тысяч рублей, выданных Гумбольдту на путешествие, он потратил 65%. Остальные деньги он вернул, предложив потратить их на научные исследования. Сколько денег вернул ученый?
2. Из Барнаула Гумбольдт писал брату: « мы проделываем за сутки от 240 до 280 верст»
Учитель немецкого: HeimatkundlicheSpur
Краеведческий след:
1. На своем пути из Астрахани в Москву Гумбольдт посетил небольшой городок — бывшую немецкую колонию, которая была одним из самых прогрессивных и комфортных населенных пунктов Саратовской и Астраханской губерний. Как называется этот город сегодня? (Сарепта)
2. Через Уральск, Бузулук, Самару, Сызрань, Царицын Гумбольдт добрался до Астрахани. Этот город тогда называли " воротами" Азии. Уже на подступах к нему, в Прикаспийской низменности, путешественников встречали огромные стоячие плоские камни с едва заметно обозначенными лицами и руками, сложенными на животе, - " каменные бабы". Несомненно, что установили их здесь еще азиатские кочевники. Гумбольдта поразило сходство " баб" с каменными изваяниями древних индейцев в Перу.
Какой вывод делает ученый?
(Ответ: У людей Старого и Нового Света воображение работало одинаково - делает он вывод! Эта идея единства природы, земли, человека неизменно притягивала мысль Гумбольдта. Он постоянно находил ей подтверждение, обнаруживая в Европе или в Азии то, что уже видел в Америке).
Учительнемецкого: Wirreisenweiter, historische Spur des Wissenschaftlers.
|
Учащиеся решают задачи.
После выполнения задания прикрепляют к горе «Математический след».
Используют голосовой помощник «Маруся» для определения выражения «1 Верста = км»
Учащиеся отвечают на вопросы.
После выполнения задания прикрепляют к горе «Краеведческий след».
| Контроль и самоконтроль,
коррекция
| Отметили на горе-добрались до вершины! А вы знали, что у нас есть гора Гумбольдта!!!? Как вы думаете, где она находится?
Возвращаемся к утверждениям в начале урока: верно или нет?
Теперь вы можете дать четкий ответ, были вы правы в своих предположениях?
| Учащиеся находят на карте г. Гумбольдта.
Используют голосовой помощник «Маруся» для визуализацииг. Гумбольдт
Проверяем «Верно ли утверждение? »
| Подведение итогов урока, рефлексия
| А теперь, ребята, подводя итог занятия, мы предлагаем вам определиться и выбрать 1 из 4 утверждений, которые вы найдете в нашем кабинете в качестве итога нашего урока, его девиза, его лозунга и обоснуйте свой выбор
«Alexander Humboldt -Aristoteles des 19. Jahrhunderts »
Александр Гумбольдт -Аристотель ХІХ века"
«Alexander Humboldt ist Der neugierigste Deutsche der Geschichte“ -самыйлюбопытныйнемец»
“Deutschlandsgrö β terUniversalgelehrter”- «универсальныйученыйГермании»
«Alexander Humboldt ist der zweiteKolumbus” АлександрГумбольдт – «второйКолумб».
| Ребята подходят к одному из утверждений, в группах обсуждают и дают свой ответ.
| Домашнее задание
| 1. Кого из русских ученых можно поставить водин ряд с Гумбольдтом? И почему?
2. Опираясь на интернет-источник «Имя А. Гумбольдта на мировой карте» дополнить пропуски в таблице.
https: //www. dw. com/ru/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%82%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B9%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86/a-50359270
№ п/п
| Географический объект
| Страна (территория), в которой расположен объект
|
| Наибольшее количество городов, носящих название «Гумбольдт»
|
|
|
| Китай, Австралия, Новая Гвинея, Новая Зеландия
|
|
| Северная часть Уральских гор (Россия)
|
| Течение Гумбольдта
|
|
| Национальный лес Гумбольдт-Тойабе
|
|
| Записывают домашнее задание в дневник.
Используют голосовой помощник «Маруся» для внесения информации в таблицу)
|
|