|
|||
Художественные направления. западно-европейского искусства XVIII векаХудожественные направления западно-европейского искусства XVIII века В целом в искусстве Западной Европы XVIII века можно отметить 3 ведущих художественных стиля. Барокко (от итал. «странный», «вычурный», «причудливый», от португ. «ракушка неправильной формы») – это худ. стиль, сформировавшийся в период позднего Ренессанса и ярче всего проявивший себя в Италии конца XVII-начала XVIII века, в Германии – в первой половине XVIIIвека. Мировоззрение людей того времени характеризовалось трагическим разочарованием (исторические предпосылки – войны, революции и т. д. ). Поэтому основой произведений барокко является философия гуманизма, воплощение вечных истин (добро и зло, жизнь и смерть, свет и мрак), обращение к высшим духовным ценностям. Вечные идеи воплощались посредством библейской символики. Т. о. для барочных произведений отличительными чертами становятся: · Глубина замысла; · Монументальные формы; · Обращение к вечным темам; · Библейская символика. Символом барокко является оргá н. Наиболее ценный вклад в искусство барокко внесли немецкие мастера органной музыки Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде – предшественники И. С. Баха. Рококо (с франц. «раковина», «завитушка», «украшение») – искусство придворных музыкантов, получившее развитие во время правления Людовиков XIV и XV. Назначение этого искусства – «развлечение и увеселение». Характерные черты рококо: · Воплощение образов повседневности; · Малые формы (миниатюры, сюиты); · Обращение к бытовым темам, лирике, изобразительности; · Излюбленные темы – характеристические портреты, образы природы, бытовые зарисовки. Символ рококо – клавесин. В историю музыки французские клавесинисты вошли и как создатели своеобразного стиля исполнения, богатого украшениями (трели, морденты, мелизмы различных видов). Дело в том, что клавесин был лишён педали, и звук быстро угасал, звучал отрывисто. Для продления звука использовались мелизмы. Излюбленной формой пьес французских клавесинистов является форма рондо (от франц. «круг»), основанная на чередовании рефрена (повторяющаяся тема – а) и контрастных эпизодов (b, c, d и т. д. ). Схема формы – adacadae….. Представители рококо – Рамо, Куперен, Дакен. Классицизм ( образцовый) – это искусство 2-й половины XVIII века, в основе которого философия Просвещения и рационализма. Идеалы классицизма возрождают античное мировоззрение: мир гармоничен, человек – частица мира, разум – высшее проявление природы. Произведения классиков ясны, уравновешенны, оптимистичны. В Западной Европе сформировалась Венская классическая школа, представляют которую Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Музыкальный материал: Букстехуде. Хоральная прелюдия. Пахельбель. Канон. Рамо. «Курица», «Тамбурин». Куперен. «Мими», «Маленькие ветряные мельницы», «Любимая» («Фаворитка»). Дакен. «Кукушка».
|
|||
|