Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗРЕЛОСТЬ ИАКОВА



 

После того как Иаков испытал на себе работу Бога в Пенуэле, он начал понимать, насколько он слаб, и стал постепенно изменяться. Мало-помалу для него прояснился путь, по которому он должен пойти: он прошел через Сихем в Вефиль и, в конце концов, поселился в Хевроне. Однако это еще не означает, что после Пенуэла Иаков не нуждался в дальнейшей работе Бога над ним. Библия показывает нам, что после Пенуэла Бог работал над ним, пожалуй, больше, чем прежде. Можно сказать, что Иаков был по-настоящему страдающей личностью. От Сихема до Вефиля и от Вефиля до Хеврона Иаков пострадал немало. Вот несколько примеров.

В Сихеме Иаков столкнулся с очень сложной ситуацией. Его дочь была обесчещена Сихемом, сыном Еммора Евеянина, князя земли той. И сыновья Иакова сговорились убить Сихема и всех мужчин в городе. Это возмутило Иакова. Давайте прочитаем Книгу Бытия 34: 30: «И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой». Иаков боялся, что жители Сихема могут отомстить ему, уничтожив его и весь его дом. В Сихеме Иаков пережил критический момент.

В тридцать пятой главе Иаков пошел в Вефиль, и случилось еще одно несчастье. «Умерла Девора, кормилица Ревеккина» (стих 8). Он не мог увидеться со своею матерью, но когда рядом была кормилица его матери, она все-таки утешала его. Он не ожидал, что кормилица его матери тоже умрет. В Писании намеренно написано, что она была «погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача». Из этого видно, какой горькой была охватившая Иакова печаль.

Он шел из Вефиля и, приближаясь к Ефрафе, он столкнулся с еще более печальным событием. «Рахиль родила, и роды ее были трудны... И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» (стих 16-20). Жена, столь любимая Иаковом, умерла, когда они все еще были в пути. Памятник, поставленный им на могиле Рахили, говорит об этой печальной истории.

Когда Иаков был в Гадере, он пережил еще одну беду. Его сын Рувим преспал с Валлою, наложницей Иакова (стих 22). И это тоже заставило Иакова страдать.

После всех этих случаев он прибыл в Хеврон, туда, где жил его отец Исаак. Здесь Библия не упоминает его мать Ревекку, возможно, к тому времени она уже умерла. Вот как жестко Бог работал над Иаковом. Когда он был молодым, его мать любила его. По ее наущению он украл благословение, которое должен был получить его брат Исав. Но теперь матери, которая так любила его, уже не было рядом. Он действительно страдал.

На этом мы закончили наше изучение третьей части истории жизни Иакова. В первой части его жизни мы видели его предрасположенность. Во второй — испытания и дисциплинирование. В третьей мы видели, что Бог не только дисциплинировал его, но также работал над его существом и природной жизнью. Даже после того как над его природной жизнью была проведена тщательная работа, мы видим, что Бог продолжал дисциплинировать Иакова. Бог работал над ним таким образом, чтобы создать в нем характер, которого раньше у него не было.

Часть, которая начинается главой 37 и заканчивается глубокой старостью Иакова, может считаться четвертой частью истории жизни Иакова. Можно сказать также, что этот период был самым ярким в его жизни. В Книге Притчей 4: 18 говорится: «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». Иаков сиял все ярче и ярче день ото дня до самой смерти. За этот почти сорокалетний период Иаков сделал немного, но перед Богом он полностью преобразовался в человека благодати и любви.

В Библии мы видим, что в преклонном возрасте христианин не должен переживать упадок. Три высочайших апостола Нового Завета, умирая, сияли очень ярко. Когда Петр писал свое Второе послание, приближалось время его ухода из своей «храмины». Но все же, пока пребывал в ней, он наставлял и увещевал братьев. Он говорил, что был свидетелем Господней силы и славы. Яркость сияния Петра нисколько не угасала. Что касается Павла, то он сказал: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало... А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (второе Тимофею 4: 6-8). Очевидно, что надежда на Го́ спода для Павла сияла очень и очень ярко. В апостоле Иоанне, написавшем Евангелие, Послания и Откровение в старости, сияние это было наиболее очевидным. В написанном им Евангелии говорится: «В начале было Слово». В Первом послании говорится: «О том, что было от начала... о Слове жизни». В Откровении также говорится: «Что ты видел... и что будет после сего». Иоанн писал «от начала» до «во веки веков». В жизни состарившегося Иоанна не было никакого упадка. Поэтому наш преклонный возраст не должен быть днями ухудшения. История старости Соломона (третье Царств 11: 1-8) не должна стать историей нашей старости. Бог показывает нам, что наша старость должна быть днями полноты. Даже несмотря на то, что Давид согрешил, его конец был лучше его начала, в конце он готовился строить храм. Петр три раза отрекся от Го́ спода, но в конце он был за Го́ спода. Марк однажды оставил работу из-за трудностей (Деяния 13: 13; 15: 37-38), но все же он написал Евангелие и стал полезен Павлу для служения (второе Тимофею 4: 11). Истории этих людей показывают нам, что на последнем отрезке их пути все у них было очень хорошо.

Вернемся к Иакову. Вначале он был хитрый и лживый, но в конце он преобразовался в замечательного человека, полезного в руке Божьей. Если сравнить Иакова с Исааком и Авраамом, то можно сказать, что конец Иакова был лучше, чем конец Авраама, и намного лучше, чем конец Исаака. Сияние последних лет Иакова — для нас полная неожиданность. Можно подумать, что с таким человеком, как Иаков, все равно ничего не сделаешь. Зачем его совершенствовать! Даже если он станет лучше, то вряд ли он станет полезным в руке Божьей. Конец жизни Авраама и конец жизни Исаака не были такими хорошими, как конец жизни Иакова. Старость Авраама и старость Исаака кажутся несколько потускневшими. А вот старость Иакова просто сияла и была весьма плодотворной. Когда он состарился, Бог сделал в нем все то, что Иакову не хватало в молодости. Давайте рассмотрим некоторые из событий последних лет Иакова.

Начиная с главы 37 Книги Бытия Иаков успокоился, удалился на покой. До этого Иаков был деятелен с утра до вечера. Не успев закончить одно дело, он начинал другое. Иаков обозначает силу плоти. Никто не мог остановить Иакова: он постоянно что-то делал, постоянно говорил. В Пенуэле Бог коснулся его. В Вефиле Бог усовершенствовал его. В Хевроне Иаков отступил на задний план. Начиная с тридцать седьмой главы, он от случая к случаю появляется лишь для того, чтобы сказать несколько слов или сделать что-то. Большую часть времени он держится на заднем плане. Иаков успокоился.

Так как мы знаем Иакова, то становится ясно, что его природная энергия отдыхать ему ни за что не дала бы. Точно такие же некоторые христиане. Если вы попросите их отдохнуть пару дней, у них это просто не получится. Они не знают, как остановиться. А вот Иаков в свои последние годы успокоился. Он уже не был деятельным в своей природной жизни. Таков был плод Духа в Иакове. Это не означает, что после того как наша природная жизнь подойдет к концу, мы станем ленивыми, как и то, что человек, который ни при каких обстоятельствах не пошевелит и пальцем, уже обязательно живет в Хевроне. Если мы думаем, что быть духовным — значит делать очень мало или вообще ничего не делать, то мы заблуждаемся. Когда мы говорим, что Иаков успокоился, мы имеем в виду, что иссякла природная энергия Иакова. После того как Иаков вернулся в дом своего отца и поселился в Хевроне, он утих, удалился на покой. Работа Духа взяла верх в Иакове.

Наиболее яркая отличительная черта человека, плоти которого Бог положил конец, — это прекращение плотской деятельности. Даже такой энергичный человек, как Иаков, может стать спокойным, утихнуть. Нет ничего удивительного в том, что на задний план уходит ленивый человек. Господь, может быть, как раз вытолкнет его на первый план. Но Иаков был человеком, который не уставал действовать, он всегда так и лез вперед. И, конечно, его отход на задний план действительно был результатом Божьей работы над ним.

Мы знаем, что Иаков был хитрым, ловким человеком. Таких людей другие обычно нисколько не интересуют. Трудно найти «ловкача», который любил бы других людей. Человек, все время замышляющий что-то против других, видит перед собой одну цель — получить выгоду за счет других. Он будет делать только то, что ему выгодно, и ни за что не сделает то, что ему невыгодно. Он не может сочувствовать другим, он не может проявлять внимание по отношению к другим. Он не может любить других. Таким был Иаков. По природе своей Иаков заботился только о себе. Он не умел любить других людей. Даже его любовь к Рахили была эгоистичной. Но Бог дисциплинировал его. Покинув дом отца своего, он вынес много испытаний и столкнулся со множеством трудностей. Когда он вернулся в дом своего отца, те, кого он любил, умерли один за другим. Его дочь Дина была обесчещена, а его старший сын Рувим осквернил его ложе. Иаков действительно страдал. К тому времени, как он поселился в Хевроне, он потерял уже все. И тем не менее, пройдя через все эти страдания, он постепенно созрел. Он больше не был деятельным сам по себе. Нет, теперь он утих и отошел на задний план.

Иаков стал человеком сострадательным. Когда его сыновья пасли стада вдали от дома, он послал Иосифа узнать о них. Здесь мы видим, что он был пожилым человеком, который любил тех, кто моложе его, и заботился о них. Он боялся, что с его сыновьями может что-нибудь случиться, и потому послал Иосифа узнать, все ли у них благополучно. Он никак не ожидал, что Иосиф будет продан и что его сыновья обманут его, показав ему многоцветную одежду Иосифа, выпачканную в крови. В Книге Бытия 37: 33 говорится: «Он узнал ее, и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф». Как страдал этот старик, повторяя: «Верно, растерзан Иосиф». В следующих стихах говорится: «И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться, и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его» (стих 34-35). Мало-помалу Бог забирает у Иакова все, Иаков лишается всего, даже Иосифа. Повествование в конце главы 37 Книги Бытия поистине печально и скорбно. И снова Иаков был дисциплинирован и испытан в руке Божьей. Бог делал Иакова человеком, полным сострадания и сочувствия к другим людям.

Позже Иосиф сделался господином над домом фараона и управителем всей земли египетской. Иаков же столкнулся с голодом в земле ханаанской. Когда Иаков столкнулся с этим бедствием, он послал сыновей в Египет купить зерна. Вениамин, его младший сын, не пошел. Когда сыновья Иакова пришли в Египет, Иосиф узнал их. Он намеренно задержал Симеона. Он сказал, что отпустит его, если они приведут к нему Вениамина. Когда сыновья вернулись домой, они рассказали Иакову обо всем, что случилось с ними, и Иаков сказал им: «Вы лишили меня детей: Иосифа нет; и Симеона нет; и Вениамина взять хотите, — все это на меня! » (Бытие 42: 36). Здесь мы видим мягкого Иакова, не того, что в его былые дни. Здесь мы видим человека, который жил под рукой Божьей, чья природная жизнь исчезала день за днем. Перед Богом он преобразовался в мягкого и любящего человека.

Когда они съели хлеб, привезенный из Египта, они могли пойти и купить еще только на условиях, поставленных управителем земли египетской: они должны были привести с собой Вениамина. У Иакова не было выбора, и ему пришлось отпустить своего самого любимого, своего младшего сына. Здесь Библия говорит: «Израиль, отец их, сказал им: если так... » (Бытие 43: 11). Здесь Библия называет его Израилем. Фраза «если так» указывает на то, что он был теперь мягким человеком, в нем не было уже упрямства. Раньше он делал все, что хотел, но не то теперь. Его слова «если так, то вот что сделайте» указывают на то, что теперь Иаков стал мягче и мог слушать других. «Возьмите с собою плодов земли сей, и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов». Теперь этот постаревший человек был полон доброты. «Возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр» (стих 12). Он хотел вернуть деньги. Раньше он наоборот брал чужое себе. «И брата вашего возьмите, и, встав, пойдите опять к человеку тому» (стих 13). Он согласился отпустить Вениамина, сказав: «Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным» (стих 14). Этот Иаков совершенно отличался от прежнего Иакова. Бог забирал самого любимого сына; его младший сын, Вениамин, должен был покинуть его! Он трудился всю свою жизнь, и вот ничего не осталось. Так Бог лишил его буквально всего. Иаков сказал: «Если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным». Казалось, что он говорит: «У меня есть одно желание: пусть Бог Всемогущий, Бог которого я знал в Вефиле, даст вам найти милость у того человека и вернет вашего другого брата и Вениамина домой». Братья и се́ стры, если вы прочтете историю Иакова как человек посторонний, к ней не причастный, то вы, возможно, не поймете его, но если вы поставите себя в положение Иакова, то вы поймете, каким человеком был в то время Иаков. Раньше он был сметливым, хитрым человеком, «вытеснителем», а теперь он преобразовался в человека мягкого, нежного и любящего. Сколько же работы проделал в нем Бог!

Все то, о чем сказано выше, недостаточно для того, чтобы раскрыть сияние Иакова. С этого момента Иаков сделался сияющим. Когда его сыновья вернулись из Египта во второй раз и сказали ему, что «Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою», сердце Иакова смутилось, потому что он не поверил им (Бытие 45: 26). Потом, когда он увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, дух его ожил. «И сказал Израиль: довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру» (стих 28). Нужно обращать внимание на то, где Библия называет Иакова Иаковом, а где — Израилем. Он уже стал мягким человеком. Если бы он был тем же Иаковом, что двадцать или сорок лет назад, то в подобных же обстоятельствах он, вероятно, отругал бы своих сыновей за то, что они обманули его и так долго не сознавались. Но он сказал лишь: «Довольно,.. пойду и увижу его, пока не умру». Здесь перед нами мягкость, зрелость, перед нами характер, очищенный огнем. В Иакове был теперь состав Святого Духа, которого не было в прежнем Иакове.

Иаков сказал: «Пойду и увижу его», но внутри у него возник вопрос. Казалось, что он спрашивает: «А смогу ли я дойти до Египта? Могу ли я пойти в Египет ради Иосифа? Мой дед, Авраам, совершил грех, когда пошел в Египет. Его укорили, и он вернулся. Мой отец Исаак хотел пойти в Египет, когда был голод, но Бог явился ему и предостерег его от того, чтобы идти туда. Он подчинился повелению Божьему, и Бог благословил его. Могу ли я, наследник обетований Авраама и Исаака, пойти в Египет ради Иосифа? Иосиф — мой возлюбленный сын, он управляет землей египетской, он не может прийти ко мне, но достаточной ли причиной является эта природная связь между отцом и сыном, чтобы пойти в Египет? Если я пойду в Египет, что произойдет с Божьей заповедью? Что будет с Божьими обетованиями? Что будет с этой землей, наследием Божьим? Прервется ли эта линия, если я пойду в Египет? Что станет завершением линии Авраама и Исаака? » Вот в чем была проблема. Иаков боялся ошибиться. Поэтому, прибыв в Вирсавию, он остановился и принес жертвы Богу (Бытие 46: 1).

В первый раз Иаков сиял ярче, чем когда-либо раньше. Когда он отправил Вениамина к Иосифу, он сказал: «Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина». Это показало, что он уже не был тем, кем был раньше. Теперь он думал об обетованиях Божьих, о плане Божьем, о наследии Божьем и о завете Божьем. Он стал бояться, поэтому он пошел в Вирсавию и «принес жертвы Богу отца своего Исаака». Это показывает, что теперь он стал совершенно другим. Он принес жертвы и, казалось, сказал Богу: «Я для того, чтобы служить Тебе; все, что у меня есть, возложено на жертвенник. Мне все равно, пойду я или нет. Вот позиция, в которой я стою пред Тобой». Если посмотреть на то, что Бог сказал ему в следующем отрывке, можно понять чувства, владевшие Иаковом в тот момент. «И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет» (стих 2-3). Это говорит о том, что Иаков боялся. Спасибо Богу, этот страх раскрывает то, что Бог проделал в нем. Сомнения Иакова, идти ему в Египет или нет ради Иосифа, показывают, что он достиг того, чего не достигли ни Авраам, ни Исаак. Авраам решил пойти в Египет сам, потому что наступил голод. Исаак тоже собрался было в Египет из-за голода, но, к счастью, Бог остановил его. Но был человек, которого Бог не останавливал. Иаков остановился на полпути сам. Он задумался об обетованиях Божьих, о завете Божьем и испугался. Что ему было делать? Он мог сделать только одно: принести жертвы Богу. Жертвенник был местом для него. Он ждал, пока Бог не сказал ему: «Не бойся идти в Египет; ибо там произведу от тебя народ великий. Я пойду с тобою в Египет; Я и выведу тебя обратно». Тогда только Иаков решился пойти из Вирсавии дальше. Это состав Святого Духа! Он был другим человеком, совершенно отличавшимся от того человека, каким он был раньше. В этом человеке был состав, основание и свидетельство Духа.

Он пришел в Египет, увидел Иосифа и поселился в земле Гесем. Затем Иосиф представил его фараону. В Книге Бытия 47: 7 говорится: «И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона». Как прекрасна эта картина! Хотя Иаков и был отцом управителя, с человеческой точки зрения он все же стоял несколько ниже фараона. К тому же Иаков был человеком, бежавшим от голода, беженцем. Он пришел в землю фараона, чтобы искать у фараона пищи и убежища. Как же он должен был полагаться на фараона! Если бы это был прежний Иаков, то что бы он сделал, встретившись с фараоном? Встретив своего брата, он смиренно обратился к нему «господин мой», о себе сказав: «Твой слуга». Теперь же, когда он пришел к царю Египта, разве не должен был он рассыпаться в лести фараону даже больше, чем прежде? Но вот перед нами совершенно другой человек. Войдя к фараону, он благословляет фараона. В Послании к Евреям 7: 7 говорится: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим». Иаков не чувствовал себя беженцем, человеком, убежавшим от голода. Высокое положение фараона никак не повлияло на него. В то время Египет был самой крепкой державой, а фараон был царем этой великой державы, а также благодетелем Иакова, тем не менее Иаков не утратил своего положения в присутствии фараона. Для мира положение фараона было высоким, но Иаков знал, что духовно в этом положении не было ничего высокого. Поэтому Иаков мог благословить фараона. Иаков сохранил свое духовное положение. «Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей, и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их» (Бытие 47: 8-9). Иаков говорил с глубоким чувством: «Малы и несчастны дни жизни моей, и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их». Он знал свое состояние. Он не видел в себе никакого величия или выдающихся способностей. «И благословил фараона Иаков» (стих 10). Прежде чем уйти, он снова благословил фараона. Читая это, мы можем сказать только, что Иаков был любящим человеком.

По природе своей Иаков был эгоистичным, корыстолюбивым, жадным. Теперь, в Египте, благословив фараона, с сыном — управителем всей землей египетской, у него была хорошая возможность завоевать признание и фараона, и своего сына. Но он не сделал этого. Точно так же, как в земле ханаанской, в Египте пожилой Иаков отступил на задний план. В эти годы Иаков просто отошел в тень. Будь он прежним Иаковом, трудно даже сказать, что бы он сделал. Раньше он только и искал такие возможности. Встретив скупого Лавана, он все же смог найти способы выжать из него хоть что-то... Но те дни прошли. Иаков не был уже Иаковом. Он стал Израилем.

Нам нужно прочитать историю жизни Иакова в его последние годы, сравнив их с годами его молодости. Раньше он был так занят: он рассчитывал, он просчитывал. Но в последние свои годы он мало говорил и вовсе не был деятельным. Он был Израилем, отступившим на задний план. Это сделал Бог. Очень часто величайшая работа Бога заключается в том, чтобы остановить нашу деятельность, наши речи и наши предложения. Бог завершил Свою работу в Иакове. Поэтому Иаков ничего не говорит, ничего не делает и лишен всего.

Иаков прожил в Египте семнадцать лет. Дни его на земле подходили к концу. В то время, когда он жил в земле Гесем, с ним мало что произошло, он жил простой жизнью. Однако за эти семнадцать лет он не «потускнел», он все время продвигался вперед. День ото дня он светлел все более и более. Он в самом деле более и более светлел до полного дня. Его смерть отметила зенит его сияния. Мы молимся о том, чтобы Бог дал нам такое же завершение.

В Книге Бытия 47: 28-30 говорится: «И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет. И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими: вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему».

Интересно отметить, что когда Иаков находился в земле египетской, он никогда не говорил своему сыну, как он хотел жить. Но теперь он сказал ему: «Дабы мне лечь с отцами моими: вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице». Он не заботился о еде и об одежде в земле египетской. Это его не беспокоило. Он принимал все, что его сын давал ему. Но вот в том, что касается погребения его после смерти, тут он знал, чего хотел, потому что это относилось к Божьему обетованию, к земле Божьего обетования и к царству, которое установит Бог. Раньше Иакова заботила лишь его собственная выгода. Теперь же он заботился не о том, чтобы удобно было только ему, а о завете между Богом и домом Его, то есть о положении Авраама, Исаака и Иакова в свидетельстве Божьем. Прежний Иаков был человеком себе на уме, человеком, которого возмутил поступок его сыновей Симеона и Левия. Теперешний Иаков мягко попросил своего сына Иосифа прийти. Раньше, когда Иосиф рассказал Иакову свой сон о солнце, луне и одиннадцати звездах, поклоняющихся ему, Иаков упрекнул его и сказал: «Неужели я, и твоя мать, и твои братья прийдем поклониться тебе до земли? » (Бытие 37: 10). Теперь он зовет к себе сына и нежно, без тени неодобрения, говорит: «Если я нашел благоволение в очах твоих... » Это действительно зрелый человек. Он сказал: «Положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте». Он выразил самое важное в самых мягких словах. Он сказал: «Дабы мне лечь с отцами моими: вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице». Эти слова показывают, что Бог сформировал в Иакове новый характер.

Следующие слова прямо-таки драгоценны: «И поклонился Израиль на возглавие постели» (47: 31). «На возглавие постели» соответствует «на верх жезла своего», цитате из Послания к Евреям (11: 21). Наверняка, с того времени как он стал хромым, он ходил с жезлом. С одной стороны, жезл говорит о его хромоте. С другой стороны, он указывает на то, что он был странником. Теперь он поклонился Богу, опираясь на свой жезл. Таким образом он говорил Богу: «Все, что Ты сделал со мной, — лучшее, что могло быть. Поэтому я поклоняюсь Тебе».

В сорок восьмой главе он заболел, и Иосиф привел к нему двух своих сыновей. Иаков сказал Иосифу: «Бог всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение» (стих 3-4). Он назвал Бога «Богом Всемогущим». Он не помнил, как сражался со своим братом, как приобрел первородство, как вырвал у брата благословение и т. д. Он помнил только о своих взаимоотношениях с Богом.

Дальше он сказал: «И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои. Дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои. Они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, на дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем» (стих 5-7). Вот, что он помнил. Здесь мы прикасаемся к его личности. Мы видим его отношение к Богу и его позицию перед людьми. Это ясно показывает нам, что он был в это время уже другим человеком, способным к глубокому и нежному чувству.

«И увидел Израиль сыновей Иосифа, и сказал: кто это? И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их» (стих 8-9). Благословляя сыновей Иосифа, он возложил правую руку на голову Ефрема, а левую — на голову Манассии. Ефрем был младше, Манассия был первенцем, но Израиль возложил правую руку на голову младшего, а левую на голову первенца, изменив порядок. Увидев это, Иосиф сказал: «Не так, отец мой» (стих 18). Что ответил Израиль? Он сказал: «Знаю, сын мой, знаю» (стих 19). Это показывает, что Иаков знал то, чего не знал Исаак, он понимал больше, чем понимал Исаак. Исаак был вынужден благословить своего младшего сына, так как был обманут. Израиль отлично понимал, что делает, благословляя младшего сына Иосифа. Зрение и у Исаака, и у Израиля от старости притупилось, но не притупилось внутреннее зрение Израиля. Израиль сказал: «Знаю, сын мой, знаю». Он знал, что Бог хотел поставить Ефрема перед Манассией, что Бог хотел, чтобы старший служил младшему. Это был человек, который вошел в Божьи мысли. Человек, чье общение с Богом было настолько глубоким, человек, знавший Бога настолько глубоко, что смог преодолеть даже слабость собственного тела. То, что не могли увидеть его физические глаза, видели его внутренние глаза. Сияние Израиля действительно достигло своего зенита!

Благословив их, Израиль показал им, что Египет не является их домом. «И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю. И Бог будет с вами, и возвратит вас в землю отцов ваших» (стих 21). Он говорил: «Вы процветаете в Египте, но Египет — это лишь место, где вы живете. У нас есть Божий замысел и Божье обетование, и мы — народ Божий. После того как я умру, Бог будет с вами, чтобы повести вас обратно в Ханаан. Вы должны достичь Божью цель».

В конце Иаков собрал всех своих сыновей вместе, чтобы сказать им, что с ними произойдет в будущем. Пророчествуя о своих двенадцати сыновьях, он коснулся того, что с ними произошло в прошлом. Говорить об этом ему было совсем не просто, потому что, когда он говорил о прошлом своих сыновей, он неизбежно вспоминал и о своем прошлом. Сын более или менее похож на отца. Поэтому, когда Иаков говорил о слабостях своих сыновей, об их пороках и нечистоте, он словно бы говорил и о себе самом. Слова Иакова о прошлом его сыновей были в сущности рассказом о его собственном прошлом. То, что он сказал о будущем своих сыновей, было не таким уж положительным. Однако его речь была полна сострадания и доброты.

Чтобы понять огромное различие между этим человеком и прошлым Иаковом, стоит задуматься об одном. Когда Симеон и Левий убили всех мужчин в городе из-за случая с Диной, Иаков сказал им: «Вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой» (Бытие 34: 30). Именно так он сказал в Сихеме. Но теперь он упомянул об этом случае иначе: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток; и ярость их, ибо свирепа» (49: 5-7). Теперь он видел не то, что было связано с его личными интересами, а то, что было греховным и порочным. Раньше он сосредоточивался на личной выгоде, на том, что выиграет или потеряет лично он. Он думал: «Что мы будем делать, если народ Сихема поднимется и отомстит нам за то, что вы сделали? » Теперь же он говорит: «В совет их да не внидет душа моя». Это означает, что он не может участвовать в подобных убийствах, что такая жестокость должна быть предана проклятию. Здесь мы видим нового Иакова, омытого, чистого и нового. У него был новый характер, которого никогда раньше не было.

«Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля. Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (49: 16-17). Его пророчество в отношении будущего Дана было не очень-то хорошим: Дан во всем будет змеей, он станет инициатором бунтарства. И тут же Израиль сразу сказал: «На помощь Твою надеюсь, Господи! » (стих 18). Он имел в виду: «Я ничего не могу поделать с этим бунтарством, я могу лишь ждать Божьего спасения». Слова эти раскрывают его новый характер. Когда он пророчествовал, он ждал Божьего спасения.

В главе 49 Книги Бытия — пророчества Иакова в отношении всех его двенадцати сыновей. В конечном счете, все пророчества в отношении этих двенадцати колен исполнились. Иаков был пророком. Он проник в мысли Бога и понял их, и рассказал своим сыновьям, что сделает Бог. Иаков знал больше, чем Авраам и Исаак. Он мог предсказывать то, что произойдет с Манассией, Ефремом и с двенадцатью коленами. Это доказывает, что он был человеком, который общался с Богом.

В молодости Иаков был никуда не годным человеком, но Бог сделал из него сосуд. Он сделал сосуд из хитрого, самовольного «ловкача» Иакова. Чем больше мы читаем о последних годах Иакова, тем больше мы видим его красоту. Это был человек, сломанный Богом. Он был составлен Святым Духом. Это явилось результатом Божьей долгой, шаг за шагом, работы над ним. Мы можем лишь сказать, что наш Бог полон мудрости, благодати и терпения. Он всегда заканчивает Свою работу.

После того как Иаков завершил свои пророчества, Библия говорит: «Вот все двенадцать колен Израилевых» (стих 28). К тому времени, когда Иаков умирал, сформировались двенадцать колен, сформировался народ Божий. Братья и се́ стры, сегодня Бог тоже ищет группу людей, которые могли бы быть Его сосудом, чтобы исполнить Его замысел. Благодаря такой группе людей благословятся все народы земли. То, что Бог сделал через Израиля, является прообразом того, что Бог хочет сделать через церковь. Миссия церкви в том, чтобы осуществлять работу Божьего восстановления. Церковь — это сосуд Божий в Его работе по восстановлению. Для того чтобы быть сосудом в Божьей восстановительной работе, церкви нужно познать Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова. Это не означает, что нам нужно, чтобы кто-то был Авраамом самим по себе, Исааком самим по себе и Иаковом самим по себе. Это означает, что мы все должны познать Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова. Познав Его, мы станем Его сосудом для осуществления Его замысла.

Нас никогда не должен удовлетворять небольшой духовный опыт. Слово Бога говорит нам, что Бог хочет, чтобы мы обрели переживания в трех аспектах: в познании Отца, подобно Аврааму, в наслаждении Богом, подобно Исааку, и в Божьем дисциплинировании, подобно Иакову. Все это — определенные переживания и определенные знания, это не доктрины, не буквы. Бог намеревается дать нам видение, откровение и дисциплинирование Святого Духа, чтобы вести нас шаг за шагом вперед, пока мы не станем сосудом для осуществления Его замысла. Да даст нам Бог благодать получить ясное видение!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.