|
|||
ВАЖНОСТЬ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХВАЖНОСТЬ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ ДЛЯ РОССИИ Особенность становления ССО в Росcии заключалось в том, что оно начиналось в монархической России при взаимодействии Государя, благотворительных обществ (Попечительство) и церкви, а оформлялось в советсткой России при отсутствии как закона об образовании, так и законодательных актов о праве на специальное образование, вне диалога с общественными движениями, при запрещении благотворительной деятельности и наличии единственного источника финансирования - госбюджета. Л. М. Шипицына отмечает, что закрытость бывшего Советского Союза в течение долгих лет от других стран, привела к тому, что наши педагоги-дефектологи имели весьма скромные представления о состоянии и развитии системы специального образования в других странах, особенно капиталистических. Кроме того, считалось, что работа с детьми, имеющими аномалии в развитии, обусловлена политическим строем в каждой стране и задачами государства в вопросах образования. Советская дефектология долгие годы основывалась на коммунистической идеологии. Успех работы дефектолога зависел, в первую очередь, от овладения им марксистско-ленинской методологией, а уже затем от наличия у него глубоких профессиональных знаний и навыков. Это зачастую перечеркивало прогрессивные педологические подходы к ребенку с нарушенным развитием, разработанные еще в 20-30 годы и успешно используемые в зарубежной практике. Вместе с тем обучение детей с нарушениями в развитии в условиях цензового образования дало толчок развитию специальной педагогики и психологии Н. Н. Малафеев, осуществив глубокий анализ становления ССО в старанах ЗЕ и России пришел к выводу, что к началу 90-х годов 2 этап в развитии отечественной системы ССО оказался незавершенным в отличие от ситуации 70-х гг. в Западной Европе, когда там начал осуществляться переход на III этап развития ССО с организацией интеграционных процессов. Показателями незавершенности: 1. отсутствие закона о специальном образовании, гарантирующего право на специальное образование всем категориям нуждающихся детей; 2. отставание уровня подготовки дефектологических кадров от уровня дифференциации ССО; 3. крайне неравномерное распределение по территории страны специальных образовательных учреждений, дефектологических кадров, центров подготовки этих кадров. Большинство ученых соглашаются с тем, что сегодня в России теория обучения детей с проблемами в развитии значительно отстает от практики, и отсутствие научно-обоснованной концепции и методологии является одной из основных причин кризиса системы специального образования. Необходим глубокий анализ современных проблем специального образования в нашей и других странах для разработки подлинно научной теории обучения и воспитания, основанной на объективном подходе к изучению потенциальных возможностей и нужд ребенка " с нарушенным развитием. В настоящее время специальное образование в России представляет собой сложную и дифференцированную систему специальных (коррекционных) учреждений, реабилитационных и медико-психолого-педагогических центров и др. Развитие системы специального образования связано с дальнейшим усложнением и совершенствованием существующей сети коррекционных школ, появлением новых типов учреждений, где оказывается комплексная помощь и поддержка детям с особыми нуждами, а также с интегрированным обучением этих детей. В связи с принятием новой редакции Закона РФ " Об образовании" у родителей и детей появилась возможность выбора разных форм обучения (в специальной коррекционной школе, школе-интернате, в реабилитационном центре, в форме интегрированного обучения в массовой школе, надомного обучения, обучения в форме экстерната). Появление постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций позволило улучшить работу по профилактике, коррекции, а также более адекватному отбору детей с проблемами в развитии в соответствующие учреждения и разработки для них индивидуальных программ обучения и воспитания. Между тем, в связи со значительным ростом числа детей с нарушениями в развитии, появлением детей со сложными, комплексными дефектами, с разными формами задержек психического развития, детским аутизмом, девиантным поведением, трудностями в обучении и общении; сложностями в обучении детей с проблемами в разных регионах страны из-за отсутствия необходимого количества специальных (коррекционных) образовательных учреждений, квалифицированных кадров, социально-экономических и историко-культурных условий регионов и др., существующая в России система специального образования нуждается в качественных изменениях. Изменения в системе общего образования в России, связанные с разработкой и внедрением государственного образовательного стандарта, формированием многовариантной образовательной системы, созданием региональных образовательных стандартов приводят к необходимости определения нового статуса специального образования. Кроме того, изменения в самой системе специального образования, происходящие в настоящее время в России, требуют четких, научно обоснованных программ развития как специального образования в целом, так и отдельных его звеньев и уровней. В этом отношении большое значение приобретает изучение зарубежного опыта. Итак, развитие специального образования в России на современном этапе определяется, прежде всего, социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, поиском путей адаптации специальной школы к новым условиям рыночной экономики. В этом отношении исследование особенностей развития специального образования за рубежом, в странах, где школа имеет богатый опыт преодоления кризисных ситуаций, представляет несомненный интерес для российских ученых и педагогов. Сравнительный анализ состояния специального образования в разных странах мира стал возможен, благодаря укреплению и расширению политических и культурных связей, обменов специалистами с целью изучения опыта, форм и методов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и поведении. Каждая страна имеет свою историю развития специального образования, настоящее и будущее, свои проблемы и трудности в поиске наиболее адекватных путей адаптации и интеграции таких детей в общество, свои средства и методы для выполнения благородной цели - достижения максимально возможного счастья для этих детей. Каждая страна разрабатывает и совершенствует стратегию и тактику специального обучения в зависимости от национальных традиций, реальных экономических и культурных возможностей. Сложность проблемы заключается в том, что системы специального образования различных стран настолько различны, что отличается даже используемый понятийный аппарат, поскольку одни и те же термины понимаются по-разному. Не смотря на трудности сравнительных исследований, анализ развития систем специального образования в разных странах мира позволяет сделать следующие обобщающие выводы: - специальное образование стало наиболее динамичным, оно находится в состоянии постоянного поиска и реализации новых идей и концепций; - специальное образование заняло одну из приоритетных позиций в образовательной политике этих стран; - разработка основных направлений и программ развития специального образования строится на базе или с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций стран; - основной проблемой, которая в настоящее время является наиболее актуальной для ведущих стран мира, является повышение качества специального образования с ориентацией на индивидуальный подход в отношении учащихся, развитие их личности, профессиональное обучение. Финансирование специального образования осуществляется, в основном, из государственных источников; - ведется постоянный поиск оптимального соотношения центрального и местного управления специальным образованием; - создаются новые подходы к взаимодействию между массовой и специальной школой, к интегрированному обучению, разработке его форм и методов. Таким образом, выявление сходства и различий различных стран помогут найти новые идеи, которые помогут по-новому осмыслить теоретические и практические вопросы помощи детям с ограниченными возможностями в развитии.
|
|||
|