Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вспомогательные картографические и описательные материалы



 

Топография и ориентирование на местности

РЕКЛАМА

Навыки чтения топографической карты и ориентирования на местности являются очень важными составляющими спортивного мастерства туриста. Изучение и квалифицированный анализ картографических материалов района путешествия на стадии разработки маршрута позволяет избежать нерациональных и рискованных вариантов, что, в конечном счете, повышает безопасность похода. Однако, особое значение умение ориентироваться на местности приобретает во время движения по маршруту. Даже достаточно опытные туристы могут привести много примеров, когда ошибки в ориентировании приводили к потере времени и дополнительным затратам сил. Были случаи, когда группы в результате потери ориентировки не могли завершить прохождение запланированного маршрута.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПОРТИВНЫХ ПОХОДАХ.
Географические карты
. Географические карты принято классифицировать по содержанию и масштабам. По содержанию они делятся на общегеографические и тематические (которые ранее назывались специальными).

На общегеографических картах изображаются населенные пункты, пути сообщения, гидрографическая сеть, рельеф, растительность, границы и т. п. Эти элементы отбираются в их взаимосвязи и значении для народного хозяйства, науки, культуры и т. п. Содержание географических карт разрабатывается на основе согласования требований к картам различных организаций.

На тематических картах подробно изображаются отдельные явления, составляющие тему карты. Например, растительные зоны или полезные ископаемые. Содержание карты в этом случае разрабатывается так, чтобы элементы, составляющие тему карты, четко выделялись на фоне изображения общегеографических элементов местности.

Географические карты по масштабу изображения подразделяются на следующие типы:

Обзорно-географические (масштаба мельче 1: 1 000 000). Они содержат изображение значительных частей земной поверхности (областей, стран). Эти карты применяются главным образом при изучении географии. Карты этого масштаба удобны для общего ознакомления с районом похода, выбора места его проведения.

Обзорно-топографические карты (масштаба 1: 200 000 – 1: 500 000) и политикоадминистративные (масштаба 1: 500 000–1: 750 000). Они более подробны и точны, чем обзорно-географические, удобны для изучения районов и для расчетов, не требующих высокой точности, хороши для подготовки и проведения походов I и II категорий сложности и походов выходного дня. По объему содержащейся информации эти карты наиболее удобны для использования в походе.

Топографические карты . Благодаря крупным масштабам эти карты отличаются богатством содержания и высокой геометрической точностью. В туризме по картам масштаба 1: 100 000 и выкопировкам с них удобно проводить сложные походы по местам, где приходится выбирать единственный путь из нескольких похожих. Например, прохождение конкретного перевала из нескольких имеющихся в этом районе, поиски конкретного притока реки из нескольких похожих и т. п.

Планы лесоустройства и землеустройства. Планы лесоустройства составлены на территории, входящие в Государственный лесной фонд. Они бывают двух масштабов: черно-белые – 1: 10 000 и цветные – 1: 25 000. На лесопланах подробно показано все, что относится к ведению лесного хозяйства: просеки, контуры леса и вырубок, основные дороги, ручьи и болота (обобщенно). Рельеф на планы не наносится.

Черно-белые лесопланы штаба 1: 10 000 хранятся в лесничествах. На них наносятся все последние данные о вырубках, посадках и других изменениях в лесу.

Цветные лесопланы издаются в масштабе 1: 25 000. них условными цветами наносятся породы деревьев. Эти материалы хранятся в краевых и областных управлениях лесного хозяйства.

Лесопланы – недостаточно надежные документы туристов, но их можно использовать в походах, так они позволяют ориентироваться на местности по квартальным столбам, вести четкий контроль пройденного расстояния и использовать данные лесопланов при прокладке маршрутов по районам с обширными лесными зонами.

Туристские схемы и карты. Туристские схемы и карты выпускаются для районов, по которым пролегают маршруты туристских групп. Назначение схем и карт – познакомить туристов с достопримечательностями различных районов страны – памятниками истории и культуры, местами жизни и деятельности выдающихся людей, уникальными природными комплексами. На туристских схемах и картах показаны гостиницы и кемпинги, места отдыха, сеть автомобильных и железных дорог, крупные населенные пункты, станции техобслуживания. Показываются речная сеть и границы лесных массивов. Если схема составлена для горного района (Кавказ, Тянь-Шань), на ней указаны наиболее известные перевалы, обозначены отмывкой горные хребты и равнинная часть, станции контрольно-спасательной службы и т. п.

Туристские схемы выпускаются в масштабах 1: 500 – 1: 10 000, туристские карты имеют масштабы 1: 100 000 и мельче, в зависимости от вида туризма.

Иногда на картах и схемах масштаб не указывается, тогда его можно определить по заранее известным расстояниям для данной местности, используя другие карты, например административные, атласы железных дорог и т.

Для удобства пользования и в связи с тем, что нет ГОСТов на условные обозначения для туристских схем и карт, на каждой карте приводится таблица условных знаков и обозначений.

Как правило, на туристских картах и схемах дается направление магнитного меридиана.

Данные, приведенные на туристских картах, незаменимы для туристов при изучении района и составлении планов будущего похода. Но, пользуясь схемами и туристскими картами, необходимо помнить, что в них приведена далеко не вся информация, некоторые данные приводятся приблизительно (границы леса, речная сеть и сеть дорог, расстояния), а некоторые – устарели или отсутствуют. Поэтому использование туристских карт необходимо дополнять материалами полученными из отчетов о совершенных походах в данном районе, бесед с местными жителями и прочими данными.

Атласы автодорог. Это очень полезные издания, причем полезны они не только для автотуристов, которым в первую очередь адресуются, но и для любителей пешеходных, водных, горных и лыжных походов. На подобных изданиях изображены дороги, по которым есть автомобильное сообщение, населенные пункты, гостиницы, кемпинги, станции техобслуживания и автозаправочные, перевалы, проходимые для транспорта, и расстояния между пунктами. На картах нанесены речная сеть, границы леса, железные дороги, паромы. Карты выпускаются в масштаб 1: 1 000 000 и 1: 2 000 000. На картах не указываются; небольшие населенные пункты (с числом жителей менее 500 – 1000 человек), местные и проселочные дороги, небольшие лесные массивы и т. п.

Пешеход, лыжник, водник и любитель горных путешествий по этим картам всегда может оценить возможности подъезда и выезда из похода, варианты использования транспорта при проведении похода, оценить заселенность района проведения похода.

Путешественник на автомобиле может использовать эти карты как основные походные материалы, дополнив и уточнив их выписками и схемами из других источников.

Спортивные карты. Спортивные карты — это крупномасштабные специальные карты, предназначенные для спортивного ориентирования и выполненные в специфических условных знаках. Специальное содержание этих карт составляют показ проходимости местности и особый информативный способ изображения объектов. Спортивные карты составляются на основе крупномасштабных (1: 10000 и 1: 25000) топографических карт и материалов аэрофотосъемки, дополненных глазомерной съемкой, которая называется корректировкой.

Спортсмена во время соревнований интересуют две основные характеристики объектов местности: проходимость — для выбора оптимального пути и легкость опознавания – для быстрого и достоверного определения своего местоположения. Подробный показ этих характеристик и отличает спортивную карту от топографической. Условия проходимости подчеркиваются подробной градацией путей сообщения (дорога, тропа, исчезающая тропинка), показом проходимости растительности (легкопроходимая, средне-, трудно- и непроходимая); кроме того, показываются земляные и скальные обрывы, специально утолщенная по контуру объекта линия указывает на невозможность преодоления болота или водоема

Чтобы спортсмен мог быстро и уверенно находить своз местоположение, на карте подчеркиваются индивидуальные особенности и характерные черты различных компонентов ландшафта. В частности, границы болот показываются точно со всеми мелкими подробностями контуров, рельеф местности изображается детально с показом мелких элементов и форм, большое внимание уделяется нанесению на карту микрообъектов (бугров, ям, отдельных деревьев и т. п. ). Для лучшего восприятия в соревновательных условиях растительность изображается площадными условными знаками разного цвета и интенсивности, а заполняющие знаки не употребляются. Все это придает спортивным картам информативность. Карты, как правило, издаются в масштабах: 1: 10000; 1: 15000 и с высотой сечения рельефа 5 м. На карту наносят линии магнитных меридианов, что сильно упрощает работу с компасом при определении азимутов.

Для оформления карт употребляют шесть красок. Черной показывают дороги, искусственные сооружения, скалы и камни, коричневой – рельеф, голубой – гидрографию. Растительность показывается несколько по-иному, чем на топографических картах. Лес хорошей проходимости остается белым, а поля и открытые пространства покрываются желтой краской. Заросли, кустарник, бурелом, затрудняющие проходимость, показываются пятью градациями зеленой краски. Красной краской даются специальные обозначения дистанций. Спортивные карты выпускаются, как правило, на площадь, не превышающую 10 кв. км.

Использование спортивных карт в походах не нашло пока широкого применения из-за небольшого охвата этими картами районов страны, но там, где маршрут похода позволяет их использовать, это приносит туристу большую пользу.

Спортивные карты в силу своих вышеперечисленных специфических свойств позволяют легко выбрать оптимальный по трудности путь, избежать неоправданных преодолений сложных препятствий, обойти трудно проходимые и непроходимые участки (болота, очень крутые склоны, заросли), выбрать правильно места отдыха и ночлегов с сухой почвой, водой и топливом.

Навигационные карты и пособия. Особую группу составляют навигационные карты и пособия, используемые для плавания по судоходным рекам, открытым озерам и морям. Плавания по ним совершают туристы, путешествующие на байдарках под парусом и разборных парусных судах. Эти карты имеют некоторые отличия в терминологии и условных обозначениях.

По своему назначению эти карты можно классифицировать по трем основным видам: навигационные карты (морей, озер, судоходных рек) – для ведения прокладки и определения места судна при плавании; справочные карты – для получения дополнительных сведений о районе плавания; специальные карты – для обеспечения плавания судна с применением радиотехнических средств.

Навигационные карты, наиболее полезные для туристов, подразделяются на:

планы (1: 1000 – 1: 25000), дающие наиболее подробное изображение важного участка;

частные карты (1: 50000 – 1: 500000), служащие для обеспечения плавания на некотором удалении от берегов. На этих картах достаточно подробно нанесены глубины и береговые объекты, пригодные для определения места судна; генеральные карты (1: 500 000 – 1: 5 000 000) – для счисления пути судна при плавании

в открытом море и для общих навигационных расчетов; лоцманские карты для рек и некоторых водохранилищ (1: 10 000 – 1: 100 000) – для ориентировки при глазомерной проводке судна. Лоцманские карты обычно издаются отдельными альбомами. В начале каждого альбома есть сборный лист-схема расположения листов карты соответственно реке. На лоцманскую карту наносят меженный фарватер, глубины, судоходные плавучие и береговые знаки, большие суводи (улова), свальные течения, прибрежные населенные пункты и т. п. На отдельных листах могут даваться перекаты и их элементы, рекомендации по проводке судов через эти перекаты.

Вспомогательные картографические и описательные материалы

Схемы. В практике проведения категорийных походов для прохождения особо сложных участков широко используются схемы. Эти схемы (планы местности, зарисованные методом глазомерной съемки с нанесенными на них местными предметами, ориентирами, перевалами, возможными путями прохода и другими данными, позволяющими однозначно пройти сложный участок пути (перевал, порог). Обычно такие схемы рисует группа туристов, первой проходящая данный сложный участок. Рисование схем требует времени, дополнительных выходов и определенных навыков.

В горном туризме особую важность представляет прохождение перевалов. На их долю и приходится максимальное количество схем. Схемы перевалов принято исполнять не в виде топографической проекции, а подобно фотографии, то есть с такой точки, когда перевал проецируется на вертикальную плоскость, а наблюдатель находится на некотором расстоянии от подходов к перевалу и самого перевала.

Схемы прохождения перевалов рекомендуется составлять для прямого и обратного направления движения. В схеме указываются границы между снегом (или льдом) и скалами, расположение трещин, отмечаются лавиноопасные участки и возможные направления схода лавин, участки камнепадов и укрытия, где можно эти камнепады переждать, места возможных ночевок по пути к перевалу или па спуске с него. На схему наносится путь группы с разметкой прохождения перевала по времени, отметками высот над уровнем моря и крутизны скатов, показываются возможные дополнительные варианты прохождения.

На схеме должны быть показаны варианты спусков со склонов, где группа осуществляла подъем и соответственно варианты подъема для участков, на которых осуществлялся спуск.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.