Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Есенин Сергей Александрович. Слово о поэте . Тема любви в лирике поэта. Тема России – главная в есенинской поэзии.



Есенин Сергей Александрович. Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. Тема России – главная в есенинской поэзии.

Цель: познакомить учащихся с очерком жизни и творчества поэта;

поглубже познакомить учащихся со стихотворениями Сергея Есенина, в которых раскрывается тема любви к женщине, матери, родине; показать своеобразие лирики Сергея Есенина; Родина в творчестве Сергея Есенина; помочь прочувствовать его поэзию; уметь выразительно читать его стихи, понимать идейное содержание; воспитывать интерес к творчеству поэта, любовь и уважение к женщине, матери, родине.

Ход урока
Работа над темой и целью.

1. Слово о поэте.

Прочитать биографию поэта, составить конспект.

2. Слово учителя.
Для Сергея Есенина тема любви, бесспорно, является главной. Причём не только в творчестве, но и в жизни. Особенности этого яркого чувства индивидуальны и зависят от личности поэта. Но в то же время они обусловлены временными предпосылками. Философ Н. Бердяев считал: " Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой энергии".

- Очень многое в жизни каждого человека зависит от того, где и как прошло его детство. Как вы думаете, почему?

- - Как факты жизни поэтов отразились в их творчестве?

- Можете ли вы сказать на основании известных вам стихотворений, каким было детство Сергея Есенина?

Рассмотреть таблицу, ответить на вопрос (письменно).

Почему я объединила стрелки?

(Какое бы стихотворение мы ни брали, какую бы тему оно ни раскрывало, везде звучит тема Родины, родного края, любовь к которому С. Есенин пронёс через всю свою жизнь. )

А какие средства выразительности использует автор для того, чтобы передать те чувства, которые поэт испытывает к своей Родине?

Прочитать стихотворения С. Есенина, уметь анализировать. «Вот уж вечер... », «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу... », «Край ты мой заброшенный... », «Разбуди меня завтра рано... », «Отговорила роща золотая... ».

Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть по выбору.

 

Тема урока: В. В. Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы? », «Послушайте! », «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с биографией поэта, творчеством, новаторством его лирики;

Развивающая: развивать речь, творческие способности, умение анализировать стихотворения;

Воспитывающая: воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, любовь к родному слову.

Задачи:

·  Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению.

·  Размышлять, опираясь на знание фактов биографии поэта, делать обоснованные выводы.

·  Принимать самостоятельные аргументированные решения.

Планируемые результаты:

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Предметные: осуществлять анализ и синтез, выразительно читать стихотворения.

 Метапредметные: развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.

 

Ход урока.

· Организационный момент.

· Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с творчеством Владимира Маяковского. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Маяковский – одно из ярчайших имен XX века. Со стихотворением этого поэта вы знакомы с детства. Послушайте.

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила Кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?

Вспомнили? Сегодня мы узнаем новые страницы жизни и творчества этого поэта.

· Сообщение о жизни и творчестве Владимира Маяковского.

Учитель: Мы уже познакомились со стихами Блока, Ахматовой – стихами поэтов, воспитанных в среде коренной русской дворянской интеллигенции. Город для них был родным, исконным местом обитания.

Маяковский начал свою жизнь иначе, в системе других отношений – в грузинском селе Багдади, на лоне цветущей кавказской природы, в лесничестве, тропы от которого уходили в горы, к окутанному облаками Зекарскому перевалу. Он свободно общался с русскими и грузинами, сопровождал отца в объездах лесничества, ощущал могучую, стихийную силу природы.

С 9-ти до 13-ти лет учился в гимназии города Кутаиси. Но отец Маяковского внезапно умирает, и Маяковский вместе с матерью и двумя сёстрами переезжает в Москву. Единственный мужчина в семье, он чувствует ответственность за судьбу матери и сестер. Продолжает учиться в гимназии, но спустя полтора года исключен за неуплату. Будущему поэту ещё нет и 15-ти лет, но выглядит он гораздо взрослее.

 В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксисткой литературой, вступает в партию большевиков. Его арестовывают и сажают в Бутырскую тюрьму. Только через 11 месяцев, разобравшись, что он несовершеннолетний, Маяковского выпускают. На дворе январь 1910 года.

11 месяцев в тюрьме – в таком возрасте – могут сломать волю человека искалечить всю его жизнь. Но Маяковский не упал духом. Он выбрал другой путь. Остро ощущая недостаточность образования, он читает русскую классику. Юношу волнуют Толстой, Пушкин, Лермонтов. С особым пристрастием он читает стихи современных ему поэтов и исписывает собственными стихами целую тетрадь – она была отобрана надзирателями. Именно с этой тетради берёт начало творчества Маяковского.

После тюрьмы Маяковский по-новому осознает задачу своей жизни: он хочет «делать социалистическое искусство». В августе 1911 года делает шаг, который во многом определяет его дальнейшую жизнь: поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он знакомится с Давидом Бурлюком, организатором футуристической группы «Гилея».

- Вспомните, ребята, что такое футуризм. Мы с вами знакомы с этим понятием.

Ответ.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) – это авангардистское направление в европейском искусстве начала XX века, его основные центры – Италия и Россия. Футуризм декларировал отрицание традиционной культуры – наследия «прошлого», культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии (в основном в Италии) – ради «искусства будущего». В России футуризм был во многом протестом против ухода литературы от подлинных проблем жизни общества, протестом против колоссального разрыва между дворянской интеллигенцией и народом и обрел множество звучаний – от кубофутуризма (Д. Бурлюк, В. Маяковский) и эгофутуризма (И Северянин) до свободных поисков свободных от всяких условностей художников (В. Хлебников с теорией «слов на свободе», или «зауми»).

 Бурлюк, человек непредсказуемый, однажды, представляя Маяковского своему знакомому, называет его «гениальным поэтом». Чтобы оправдать данное ему название, Маяковский увлекается стихами и неожиданно для себя становится поэтом. В декабре 1912 года выходит знаменитый альманах кубофутуристов «Пощёчина общественному вкусу», где впервые помещены два стихотворения Маяковского и манифест, подписанный в числе нескольких организаторов альманаха и Маяковским. Начинаются публичные выступления футуристов перед любителями поэзии.

 В 1913 году вышел первый сборник Маяковского с названием «Я», написана и поставлена трагедия «Владимир Маяковский, с другими футуристами поэт совершает турне по городам России. А в феврале 1914 года Маяковского вместе с Бурлюком исключают из училища живописи, ваяния и зодчества за публичные выступления. Однако умение рисовать станет неотъемлемой частью творчества Маяковского.

В 1916 году, за год до революции, выходит сборник стихов «Простое как мычание». В это время он проходит службу в Петрограде, в автошколе. Там его и застает революция. А сейчас обратимся к стихам Маяковского футуриста.

· Чтение и анализ стихотворений Маяковского.

«А вы могли бы? ».

- Что делает Маяковский в 1913 году?

Вспомним его турне по городам России, выступления с чтением стихов.

- Кто такие вы в стихотворении?

 «Вы» - толпа обывателей, целиком погруженные в свои плотоядные будни. «Я» - поэт, который видит величие мира и его стихийность.

- Подумайте, как построено это стихотворение?

Все стихотворение – на антитезе. Необычно актуально членение поэтической строки.

Серые будни обывателей – яркие краски у поэта.

Блюдо студня на столе мещанина – мечта об океане у поэта, океане не обезличенном, а олицетворенном («косые скулы океана»).

«На чешуе жестяной рыбы» - может быть, поэт говорит таким образом о рыбных консервах. В любом случае, это образ чего-то несовместимого: подвижная, быстрая рыба – и неестественность, мертвенность жестянки.

Водосточные трубы в глазах истинного поэта, человека, подлинный мир которого не умещается в границах быта, становятся флейтами на которых ветер – или воображение поэта – играет ноктюрны – небольшие музыкальные пьесы.

Словарная работа.

Слово «ноктюрн» переводится с французского как «ночной» - нежный задумчивый, негромкий.

Тонкая душа – и грубый быт, живое воображение – и примитивная плотоядность. Так намечается мотив разъединения лирического героя и толпы.

 «Послушайте! ».

- В какой форме написано это стихотворение?

Оно написано в форме страстного обращения, возможно тогда, когда человек внезапно открывает для себя что-то необыкновенно важное.

- Какие образы присутствуют в этом стихотворении?

Первый образ – это сам человек, который обращается к нам – читателям, слушателям. Слушатели – второй образ, собирательный.

- Но та ли это бездушная толпа, которая лениво внимала поэту?

Тот, кто восклицает, надеется на ответный отклик, на сочувствие, может быть, пробужденное именно его страстью.

Звезда в русской литературе – это образ, который имеет прочно укрепившееся значение, универсальный образ-символ.

- Символом чего является звезда?

Ученики скажут: символ надежды веры, мечты.

-Попытайтесь вспомнить стихотворения, в которых упоминаются звезды.

Ученики называют романс на стихи В. П. Чуевского «Гори, гори, моя звезда». Слушаем романс.

 

Гори, гори, моя звезда,

Гори, звезда приветная!

Ты у меня одна заветная,

Других не будет никогда.

 

Другое известное стихотворение, ставшее романсом «Выхожу один я на дорогу.. » М. Ю. Лермонтова, - расширяет значение образа звезды. Звезда становится воплощением высшего сознания, ассоциируется с божественным, космическим величием мироздания:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Учитель: Герой Маяковского становится богоборцем, не верящим в гармоничность, необходимость и целесообразность мира, созданном богом, - и в то же время мечтающим понять и поверить в мечту, надежду, веру, воплощенную в звезде.

Как и у Лермонтова, образ звезды расширяется – она превращается в воплощение смысла жизни.

 «Ведь, если звезды зажигают.. » - кто зажигает? Ответ один: Создатель.

 «Кому-нибудь», «кто-то» - это человек, который хочет понять, познать смысл существования человека на Земле. Лирический герой-богоборец, от имени которого идет повествование, вступает во внутренний, скрытый диалог с этим «кто-то», кто «называет эти плевочки жемчужинами»: намеренно сниженная грубая лексема сталкивается с лексемой, характерной для высокого стиля: «жемчужина».

Интонация призыва и удивления, смешанного со скрытой надеждой, во второй части стихотворения изменяется: замедленность сомнения сменяется динамикой страстной, стремительной попытки познать себя и поверить в смысл жизни.

Глаголы в форме настоящего времени с силой толкают каждую строку вперед. Метафора в соединении с эпитетом («в метелях полуденной пыли») вызывают ощущение чего-то библейского: пустыни, жары, - и в тот же момент космического, вневременного. Бог персонифицирован: к нему можно опоздать, чтобы не опоздать, нужно торопиться; у него жилистая рука - впечатление, что он убеленный сединами старец.

Третья часть стихотворения (отметим кольцевую композицию) хоть и сопровождается знаками вопроса, но звучит утвердительно:

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

 Стихотворение может на первый взгляд оставлять впечатление белого стиха. Но, вслушиваясь, мы увидим, как неожиданные необычные рифмы прошивают, скрепляют текст: нужно – жемчужиной, были – пыли, опоздал – звезда, руку – муку, наружно – нужно, «Не страшно? Да? » - звезда.

«Люблю» (отрывок).

Чтение и комментарии учащихся.

 Подробнее к теме любви в творчестве Маяковского обратимся в 11-м классе.

Учитель: В. Маяковский вошел в историю русской литературы XX века как поэт-новатор. Он внес много нового и в содержание, и в форму стиха. Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причем в таком аспекте, который был характерен для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность. Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме. Поэт создал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «златолобо», «сонница», «взорим», поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами.

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: «Послушайте! Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно? ».

Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи? » объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется интонационно-тонический. Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Это слово, таким образом, выделялось дважды – интонацией, логически и созвучием с другим важным словом, т. е. смысловым ударением. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка».

Проанализировав стихотворения, можно назвать особенности лирики Маяковского:

- необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна;

- видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

- видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;

- за резкостью скрывается глубокая лирика;

- в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.

· Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворений: «Послушайте! », «А вы могли бы? », «Люблю».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.