|
|||
Информационная справка. ИсторияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Информационная справка История В преддверии войны Уфимский моторный завод (ныне ОДК-УМПО) стал дублером Рыбинского завода № 26 по линии производства авиационных моторов М-105. До июня 1941 года в Уфе успели выпустить 657 моторов М-105. С началом войны на площади уфимского завода стали прибывать предприятия Наркомата авиационной промышленности. Первыми были ленинградцы. 10 июля в Уфу отправился первый эшелон ленинградского завода № 234 «Красный Октябрь» (ныне «ОДК-Климов», Санкт-Петербург). Второй этап эвакуации развернулся в октябре 1941 года. В Уфу был отправлен крупнейший в стране завод по производству авиамоторов – Рыбинский моторный завод № 26. До конца осени с завода вывезли все необходимое для производства: станки, инструмент, собранные двигатели и отдельные детали и узлы. Работы шли тайно, ночью – Рыбинск готовились бомбить немцы, поэтому необходимо было днем создать для самолетов-разведчиков видимость обычной работы предприятия. 50 000 рабочих, служащих и членов их семей отправились в Уфу. В эвакуации были задействованы 60 эшелонов, 25 барж, более 3000 железнодорожных вагонов. Отправка рыбинцев была осложнена погодными условиями и бомбардировками железнодорожных станций. В ноябре начались морозы, и баржи с эвакуированными вмерзали в лед. 17 декабря 1941 года Рыбинский ордена Ленина моторный завод № 26, два ленинградских завода (№ 234 и № 451), частично подмосковный № 219, московское проектное бюро ЦИАМ, Воронежское конструкторское бюро и два уфимских завода – моторный (№ 384) и дизельный (№ 338) становятся единым целым. Объединенное предприятие получает номер головного – 26. Его возглавляет Василий Петрович Баландин. Главным конструктором был Владимир Яковлевич Климов, а главным металлургом – будущий легендарный директор уфимского моторного – Михаил Алексеевич Ферин. Мотор М-105 стал самым массовым авиационным мотором Великой Отечественной войны. Больше всего их было выпущено в Уфе – 51 179 штук. Почти на каждом третьем боевом самолете стоял уфимский двигатель. Ими были оснащены истребители и бомбардировщики Яковлева, Лавочкина, Петлякова и др. В 1945 году завод № 26 был награжден орденом Красного Знамени. Этот орден присуждается исключительно за боевые действия и заслуги, что приравнивает труд уфимских моторостроителей к ратному подвигу.
|
|||
|